Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды
В трагический 2020-й и пока не обнадеживающий 2021-й медицинские работники стали супергероями нашего времени. В отличие от персонажей вселенной Marvel, чьи костюмы выражают индивидуальность, реальные супергерои спасают мир в униформе — белых халатах. Согласно отчету Fortune Business Insights, объем мирового рынка медицинской одежды в 2020 году составил 86 миллиардов долларов — сегмент наращивал мощности, пока объем фэшн-рынков сокращался. Ожидается, что рынок медицинской одежды ждут серьезные перспективы, и к 2028 году он может вырасти почти вдвое. Одна из причин — высокая востребованность специалистов: по прогнозу ВОЗ, к 2030 году в мировом секторе здравоохранения будет создано около 40 миллионов новых рабочих мест.
медицинскоЙ одежды в России
Среди однотипных марок с халатами особенно выделяются те, кто работает с дизайном, — этот сегмент развивается и на российском рынке. В 2015 году дизайнер Анастасия Овсянникова и экономист Юлия Пильневич из семьи врачей основали бренд дизайнерской медицинской одежды PillBird. Девушки стартовали без инвестиций, бизнес-плана и каких-либо сверхзадач — просто планировали делать современную одежду для друзей-врачей. «Сегмент тогда не особо развивался, медицинская одежда выглядела устаревшей, несмотря на то что вокруг было столько красоты, технологий и возможностей, — вспоминает Анастасия. — Еще это было прекрасное время инстаграм-магазинов, когда можно было легко, быстро и по-честному раскрутиться. Сначала мы все делали под заказ, в итоге сформировалась очередь на несколько месяцев вперед».
PillBird
Сегодня у PillBird есть по шоуруму в Москве и Петербурге, онлайн-магазин, около 40 человек в команде и небольшое собственное производство. Марка выпускает медицинские платья, рубашки, брюки и жакеты, которые хочется сравнить с Jil Sander или Lemaire: актуальные силуэты, внимание к пропорциям, плавные линии и никакого перебора в дизайне.
PillBird
Основательница компании «Лечи Красиво» Карина Есаян на своем примере показывает динамику развития рынка медицинской одежды: «За 11 лет мы прошли огромный путь из моей гостиной, где я продавала первую партию медицинских халатов, до сети розничных магазинов». Сегодня у «Лечи Красиво» шесть точек в Москве и Петербурге, онлайн-продажи составляют 25% от общего оборота компании, который, к слову, с каждым годом растет. Также бренд работает с корпоративными клиентами, то есть разрабатывает и производит медицинскую форму для клиник. По словам Карины, в 2020-м хотя и было непросто, но объем продаж вырос, если сравнивать с 2019 годом. Основательница компании особенно гордится тем, что с момента начала пандемии ей удалось сохранить команду в полном составе.
«Лечи Красиво»
«Лечи Красиво»
В рамках рынка медицинской одежды можно говорить и о люксовом сегменте. Марку Doctor Zhivago by Mila P. основала Мила Пятницина из семьи врачей. Бабушка — военный медик, мама — хирург, дядя — онколог, брат — отоларинголог. Сама Мила тоже окончила медицинский университет, но оставила карьеру, чтобы поступить в Istituto Marangoni. С момента запуска в 2014 году бренд Doctor Zhivago by Mila P. позиционирует себя как pret-a-porter для докторов.
Doctor Zhivago by Mila P.
Утонченные докторские платья, жакеты и тренчи шьют по всем канонам портновского искусства, в магазине на Патриарших чувствуешь себя как в бутике люксового фэшн-бренда, а коллекции марки медицинской одежды выходят по календарю pret-a-porter два раза в год — сезоны весна-лето и осень-зима. У Милы небольшая команда из семи человек, работает онлайн-магазин — благодаря ему бренд увеличил продажи в 2021 году на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«В медицинской одежде есть свои законы, — говорит Карина Есаян из «Лечи Красиво». — Важно, чтобы были карманы. Ничего не должно просвечивать. Халат не может быть слишком коротким или узким. Очень важна ткань: приятная на ощупь, с преобладанием натуральных дышащих материалов в составе и устойчивая к частым стиркам». Самыми популярными моделями «Лечи Красиво» Карина называет узкие, практически скинни, брюки и блузку с запа́хом в восточном стиле, которую бренд сегодня выпускает во множестве цветов.
«Лечи Красиво»
Мила Пятницина из Doctor Zhivago считает, что нельзя экспериментировать только с одним — с удобством. «Ткань для одежды, в которой работники медицинских профессий проводят долгие смены, должна быть нежной, шелковистой и дышащей. Мы используем костюмную ткань высокого качества на основе вискозы с добавлением эластана для удобства движения. Важный элемент — карманы: их количество зависит от дизайна модели, но обязательны минимум два. Почти у всех наших моделей длина рукава составляет ¾ или ⅞. Собирая отзывы клиентов, мы определили, что такие рукава очень удобные. Самое главное — посадка модели, и это наш 100%-ный savoir-faire. Мы несколько лет совершенствовали лекала, задумываясь над каждым движением врачей разных специальностей, чтобы найти оптимальные варианты кроя»
Doctor Zhivago by Mila P.
Самым смелым решением в Doctor Zhivago дизайнер называет медицинское платье-футляр с замком на спине: «Такой модели просто не существовало в медицинской одежде! Именно с этого маленького белого платья началась история нашего бренда. Нам удалось сохранить баланс между сексуальностью платья-футляра и строгостью униформы. Платье до сих пор представлено в нашей коллекции и очень популярно». В 2015 году Мила рискнула с запуском линии медицинской одежды из черной ткани, и это тоже оказалось успешным. «Эксперименты с мужскими коллекциями были менее удачны. Я пробовала адаптировать стиль милитари с подиумов, но наша мужская аудитория нашла эти модели слишком экстравагантными и феминными», — вспоминает она.
PillBird
PillBird
По словам Анастасии Овсянниковой из PillBird, в дизайне медицинской одежды можно экспериментировать с чем угодно в рамках определенной этики: «Мы не можем просто нафантазировать образ бренда и работать с ним. У нас очень конкретный нишевый продукт. Доктору не нужна просто красивая одежда. Разрабатывая каждую модель, мы обязательно учитываем, что врач проводит в ней целый день. Брюки не должны перетягивать и сползать. Если мы хотим сделать приталенный силуэт, на этапе лекал должны продумать, как сделать его удобным. Ткань должна не просто соответствовать требованиям, но и быть тактильно приятной. И да, конечно, карманы важны!» В коллекции PillBird есть лаконичные комбинезоны (бестселлер бренда), приталенные жакеты с баской, расклешенные платья-рубашки и изящные фартуки. В 2016 году марка выпустила совместную коллекцию с osome2some — вещи из нее перевыпускаются до сих пор. В планах основательниц PillBird продолжить сотрудничество с модными локальными брендами — недавно обсуждалась возможность коллекции с 12Storeez.
Выражение «человек в белом халате» всегда казалось Миле Пятнициной обезличивающим и не отвечающим ценности уважаемой профессии. «Именно из-за того, что меня не впечатляла форма медицинских работников, я и придумала создать свой бренд. Хотелось трансформировать эстетику восприятия врача в современном обществе. Люди, которые спасают жизни, должны быть воспеты и уважаемы». Сегодня мотто ее марки звучит так: «Нет больше белого халата — есть костюм доктора».
Doctor Zhivago by Mila P.
«Это безумие, что на протяжении истории у медсестер и докторов не было возможности выражать себя посредством одежды, — негодует в интервью газете The New York Times Чайтенья Раздан, основатель американской марки медицинской и послеоперационной одежды Care+Wear. — Дресс-коды пересматриваются повсеместно, включая финансовые институты и школы. Так почему же это не касается медицинских работников?»
PillBird x osome2some
Сейчас самое время ответить на этот вопрос — за последний год общественность в полной мере оценила важность и значимость медицинских профессий. Мы не понаслышке знаем, как тяжел и опасен труд медицинских работников, но не задумываемся о самых простых вещах в их рабочих буднях. Одна из таких — надеть медицинский костюм, в котором будет комфортно и в котором даже в рамках униформы чувствуешь себя личностью.