Поиск

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды

Текст: Алена Галкина

T
Рынок медицинской одежды последние годы стремительно растет, в том числе и в России. Локальным маркам уже удалось изменить наше восприятие: оказывается, даже в рамках униформы медицинских работников есть место для моды.

В трагический 2020-й и пока не обнадеживающий 2021-й медицинские работники стали супергероями нашего времени. В отличие от персонажей вселенной Marvel, чьи костюмы выражают индивидуальность, реальные супергерои спасают мир в униформе — белых халатах. Согласно отчету Fortune Business Insights, объем мирового рынка медицинской одежды в 2020 году составил 86 миллиардов долларов — сегмент наращивал мощности, пока объем фэшн-рынков сокращался. Ожидается, что рынок медицинской одежды ждут серьезные перспективы, и к 2028 году он может вырасти почти вдвое. Одна из причин — высокая востребованность специалистов: по прогнозу ВОЗ, к 2030 году в мировом секторе здравоохранения будет создано около 40 миллионов новых рабочих мест. 

Рынок модной

медицинскоЙ одежды в России

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 1)

Среди однотипных марок с халатами особенно выделяются те, кто работает с дизайном, — этот сегмент развивается и на российском рынке. В 2015 году дизайнер Анастасия Овсянникова и экономист Юлия Пильневич из семьи врачей основали бренд дизайнерской медицинской одежды PillBird. Девушки стартовали без инвестиций, бизнес-плана и каких-либо сверхзадач — просто планировали делать современную одежду для друзей-врачей. «Сегмент тогда не особо развивался, медицинская одежда выглядела устаревшей, несмотря на то что вокруг было столько красоты, технологий и возможностей, — вспоминает Анастасия. — Еще это было прекрасное время инстаграм-магазинов, когда можно было легко, быстро и по-честному раскрутиться. Сначала мы все делали под заказ, в итоге сформировалась очередь на несколько месяцев вперед». 

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 2)

PillBird

Сегодня у PillBird есть по шоуруму в Москве и Петербурге, онлайн-магазин, около 40 человек в команде и небольшое собственное производство. Марка выпускает медицинские платья, рубашки, брюки и жакеты, которые хочется сравнить с Jil Sander или Lemaire: актуальные силуэты, внимание к пропорциям, плавные линии и никакого перебора в дизайне.

PillBird

Основательница компании «Лечи Красиво» Карина Есаян на своем примере показывает динамику развития рынка медицинской одежды: «За 11 лет мы прошли огромный путь из моей гостиной, где я продавала первую партию медицинских халатов, до сети розничных магазинов». Сегодня у «Лечи Красиво» шесть точек в Москве и Петербурге, онлайн-продажи составляют 25% от общего оборота компании, который, к слову, с каждым годом растет. Также бренд работает с корпоративными клиентами, то есть разрабатывает и производит медицинскую форму для клиник. По словам Карины, в 2020-м хотя и было непросто, но объем продаж вырос, если сравнивать с 2019 годом. Основательница компании особенно гордится тем, что с момента начала пандемии ей удалось сохранить команду в полном составе. 

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 3)
Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 4)

«Лечи Красиво»

«Лечи Красиво»

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 5)

В рамках рынка медицинской одежды можно говорить и о люксовом сегменте. Марку Doctor Zhivago by Mila P. основала Мила Пятницина из семьи врачей. Бабушка — военный медик, мама — хирург, дядя — онколог, брат — отоларинголог. Сама Мила тоже окончила медицинский университет, но оставила карьеру, чтобы поступить в Istituto Marangoni. С момента запуска в 2014 году бренд Doctor Zhivago by Mila P. позиционирует себя как pret-a-porter для докторов.

Doctor Zhivago by Mila P.

Утонченные докторские платья, жакеты и тренчи шьют по всем канонам портновского искусства, в магазине на Патриарших чувствуешь себя как в бутике люксового фэшн-бренда, а коллекции марки медицинской одежды выходят по календарю pret-a-porter два раза в год — сезоны весна-лето и осень-зима. У Милы небольшая команда из семи человек, работает онлайн-магазин — благодаря ему бренд увеличил продажи в 2021 году на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Важные составляющие дизайна

«В медицинской одежде есть свои законы, — говорит Карина Есаян из «Лечи Красиво». — Важно, чтобы были карманы. Ничего не должно просвечивать. Халат не может быть слишком коротким или узким. Очень важна ткань: приятная на ощупь, с преобладанием натуральных дышащих материалов в составе и устойчивая к частым стиркам». Самыми популярными моделями «Лечи Красиво» Карина называет узкие, практически скинни, брюки и блузку с запа́хом в восточном стиле, которую бренд сегодня выпускает во множестве цветов.

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 6)

«Лечи Красиво»

Мила Пятницина из Doctor Zhivago считает, что нельзя экспериментировать только с одним — с удобством. «Ткань для одежды, в которой работники медицинских профессий проводят долгие смены, должна быть нежной, шелковистой и дышащей. Мы используем костюмную ткань высокого качества на основе вискозы с добавлением эластана для удобства движения. Важный элемент — карманы: их количество зависит от дизайна модели, но обязательны минимум два. Почти у всех наших моделей длина рукава составляет ¾ или ⅞. Собирая отзывы клиентов, мы определили, что такие рукава очень удобные. Самое главное — посадка модели, и это наш 100%-ный savoir-faire. Мы несколько лет совершенствовали лекала, задумываясь над каждым движением врачей разных специальностей, чтобы найти оптимальные варианты кроя»

Doctor Zhivago by Mila P.

Самым смелым решением в Doctor Zhivago дизайнер называет медицинское платье-футляр с замком на спине: «Такой модели просто не существовало в медицинской одежде! Именно с этого маленького белого платья началась история нашего бренда. Нам удалось сохранить баланс между сексуальностью платья-футляра и строгостью униформы. Платье до сих пор представлено в нашей коллекции и очень популярно». В 2015 году Мила рискнула с запуском линии медицинской одежды из черной ткани, и это тоже оказалось успешным. «Эксперименты с мужскими коллекциями были менее удачны. Я пробовала адаптировать стиль милитари с подиумов, но наша мужская аудитория нашла эти модели слишком экстравагантными и феминными», — вспоминает она.

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 7)
Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 8)

PillBird

PillBird

По словам Анастасии Овсянниковой из PillBird, в дизайне медицинской одежды можно экспериментировать с чем угодно в рамках определенной этики: «Мы не можем просто нафантазировать образ бренда и работать с ним. У нас очень конкретный нишевый продукт. Доктору не нужна просто красивая одежда. Разрабатывая каждую модель, мы обязательно учитываем, что врач проводит в ней целый день. Брюки не должны перетягивать и сползать. Если мы хотим сделать приталенный силуэт, на этапе лекал должны продумать, как сделать его удобным. Ткань должна не просто соответствовать требованиям, но и быть тактильно приятной. И да, конечно, карманы важны!» В коллекции PillBird есть лаконичные комбинезоны (бестселлер бренда), приталенные жакеты с баской, расклешенные платья-рубашки и изящные фартуки. В 2016 году марка выпустила совместную коллекцию с osome2some — вещи из нее перевыпускаются до сих пор. В планах основательниц PillBird продолжить сотрудничество с модными локальными брендами — недавно обсуждалась возможность коллекции с 12Storeez.

«Человек в белом халате»

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 9)

Выражение «человек в белом халате» всегда казалось Миле Пятнициной обезличивающим и не отвечающим ценности уважаемой профессии. «Именно из-за того, что меня не впечатляла форма медицинских работников, я и придумала создать свой бренд. Хотелось трансформировать эстетику восприятия врача в современном обществе. Люди, которые спасают жизни, должны быть воспеты и уважаемы». Сегодня мотто ее марки звучит так: «Нет больше белого халата — есть костюм доктора». 

Doctor Zhivago by Mila P.

Врачи тоже хотят быть модными. Как развивается рынок медицинской одежды (фото 10)

«Это безумие, что на протяжении истории у медсестер и докторов не было возможности выражать себя посредством одежды, — негодует в интервью газете The New York Times Чайтенья Раздан, основатель американской марки медицинской и послеоперационной одежды Care+Wear. — Дресс-коды пересматриваются повсеместно, включая финансовые институты и школы. Так почему же это не касается медицинских работников?»

PillBird x osome2some

Сейчас самое время ответить на этот вопрос — за последний год общественность в полной мере оценила важность и значимость медицинских профессий. Мы не понаслышке знаем, как тяжел и опасен труд медицинских работников, но не задумываемся о самых простых вещах в их рабочих буднях. Одна из таких — надеть медицинский костюм, в котором будет комфортно и в котором даже в рамках униформы чувствуешь себя личностью. 

false
767
1300
false
true
true
[object Object]
{"width":1000,"column_width":60,"columns_n":12,"gutter":25,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}