Гальяно, Ямамото, Мейзел: как мода привлекала внимание к проблеме бездомности — удачно и не очень
30 марта — День бездомного человека, день солидарности с теми, кто вынужден жить на улице. BURO. вспоминает, как дизайнеры, фотографы и редакторы освещали проблему бездомности — и что из этого получалось.
Коллекция Джона Гальяно
для Christian Dior Haute Couture, весна-лето 2000
Свою самую скандальную коллекцию Джон Гальяно представил в 2000 году для кутюрной линии Dior. Чуть раньше дизайнер бросил пить, перешел на здоровое питание и стал ежедневно бегал вдоль Сены: там по утрам он всегда встречал спящих бездомных. Отсюда в коллекции Dior и появились изорванные кутюрные платья и комплекты из ткани для мужских костюмов, подвязанные галстуками. Тогда же мы впервые увидели знаменитый газетный принт авторства Гальяно. Вместо аксессуаров использованы сломанные очки, открывашки, пояса с бутылками виски, жестяными кружками и терками.
Сразу после показа на дизайнера и президента LVMH Бернара Арно посыпались обвинения в циничном использовании образа бродяги в коллекции высокой моды. «Трудно представить клиентов, которые раскошеливаются на 25 тысяч долларов, чтобы выглядеть как бомжи», «Гальяно не осознает, что бездомность — это ситуация на грани жизни и смерти», — писали критики. Пьер Берже из YSL с сарказмом предложил Dior продать вещи из этой коллекции бездомным. У бутика на авеню Монтень собралась толпа разъяренных активистов, одетых в мусорные пакеты: они скандировали, что пришли на кастинг. Гальяно публично извинился. Тем не менее внимание к проблеме бездомности было привлечено, планировал это дизайнер или нет. В одном из материалов The New York Times после показа задались вопросом: «Что хуже: парижский дизайнер, который смотрит на бездомных как на эстетический объект, или мэр Нью-Йорка, который вообще отказывается на них смотреть?»
Костюмы Йоджи Ямамото
для фильма «Куклы» Такеши Китано
Однажды режиссер Такеши Китано встретил бездомных, женщину и мужчину, связанных друг с другом веревкой: «В городе их называли „связанные попрошайки“. О паре ходило много слухов, но никто точно не знал, как они оказались на улице. Их образ крепко засел в моей памяти, я давно хотел сделать фильм с этими персонажами». Так появился невероятно лиричный и красивый фильм «Куклы». Символично, что костюмами для картины занимался Йоджи Ямамото — дизайнер, чьи вещи часто сравнивают с одеждой нищих и бездомных. У самого Ямамото тоже были непростые времена после переезда в Париж.
Ямамото в лентах Китано — больше чем просто художник по костюмам. Режиссер говорил, что может, к примеру, изменить повествование в соответствии с одеждой, придуманной дизайнером. Бродяги в «Куклах» носят рубашки поверх другой рубашки, сверху накидывают красочные халаты и подпоясывают свитера красной веревкой, соединяющей их друг с другом. Смена сезонов, по замыслу дизайнера, передается не столько через природу, сколько фактурами и палитрой костюмов.
Съемка Стивена Мейзела и Франки Соццани для Vogue Italia, июнь 2010
Съемки Стивена Мейзела и главреда Vogue Italia Франки Соццани были резонансными, даже скандальными, но всегда поднимали важные для общества темы, на которые другой глянец закрывал глаза. Именно Vogue Italia в 2008 году выпускает знаменитый black issue с темнокожими моделями (его копии сегодня перепродают за две тысячи долларов). Соццани и Мейзел делали обложку с моделями плюс-сайз, фэшн-съемки со сценами домашнего и полицейского насилия, а летом 2010-го отреагировали на взрыв нефтяной платформы, в результате которого на поверхность Мексиканского залива попали тысячи тонн нефти.
Кавер-стори, посвященная проблеме бездомности, у Vogue Italia тоже была: на кадрах из июньского номера 2010 года изображены модели в термоодеялах и вещах люксовых марок, снятые в своем обустроенном убежище в лесу. Активисты обвиняли Соццани в том, что она цинично эксплуатирует общественно-социальные темы, чтобы поднимать продажи люкса. У главного редактора был на это ответ: «Мне говорят: „Вам не нужно подписывать вещи на этих снимках“. Но я доношу свои мысли через вещи, это мой инструмент. Мода — это не только о платьях, это о культуре, о том, где ты живешь, о социальных и экономических проблемах, о расизме, обо всем. Почему я не могу об этом говорить? Почему модный журнал не может рассказывать о том, что происходит в мире?»
В любой кризис тех, кто попадает в беду и остается без жилья, становится больше. Им можно помочь, подписавшись на регулярные пожертвования благотворительных фондов. Вот несколько организаций, которые помогают людям на улице:
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7