Почему показы — это зло
Момент тщеславия
Недавно я приняла одно важное для себя решение. Я поняла, что не буду участвовать в показах. Расскажу, почему.
Любой показ — это серьезные вложения. Участие в московских неделях моды, как правило, платное — от 150 000 ₽ для друзей, и 300 000 ₽ для остальных. Как рассказывала одна участница Mercedes-Benz Fashion Week Russia, больше организаторы просят в случае, если дизайнер запредельно низкого уровня. Таких среди участников тоже хватает. В эту сумму входят прически и макияж моделям, освещение, упоминание на странице в фейсбуке, видео и фотографии с показа. Другими словами, из ценного после показа у дизайнера останется видео и фото непредсказуемого качества.
Сейчас у недель моды есть договоренность с московскими вузами на бесплатное участие. В групповом показе участвуют 5-6 выпускников, представляя по 6 моделей. Обычно это неудобное время показа и полупустой зал с родственниками и друзьями студентов на первых рядах.
И очень редко организаторы находят классного дизайнера, который им так нравится, что они зовут его бесплатно. Это, наверное, единственный вариант, в котором талант и способности имеют значение. Но в этом случае обычно дизайнер уже известен и любим журналистами. И не очень понятно, зачем ему неделя моды.
Помимо платы за участие необходимо оплатить моделей — минимум 3000 ₽ за каждую, еще нужна какая-то обувь, аксессуары. И хорошо бы своего фотографа и оператора.
Итого получается, по опросам выпускников старшего и моего курса, студенты тратили на показ от 40 000 ₽ в лучшем случае, до 1 500 000 ₽ в худшем. А отшить небольшую коллекцию стоит около 100 000—300 000 ₽ плюс к этим деньгам. То есть траты на показ соразмерны с тратами на еще одну коллекцию. Или на эту сумму можно отшить линейку обуви или аксессуаров. Заказать статьи журналистам.
Девушку, потратившую 1 500 000 ₽ я встретила спустя год. Она продавала вещи на Ламбада-Маркете. Она рассказала, что о ней тогда написали в паре журналов и взяли интервью. Что ей никогда не продать столько вещей, чтобы заработать эту сумму обратно.
Кто участвовал в показах знает, сколько нервов, сил и логистики они требуют. Показ длится около 10 минут. Задерживается обычно на 30-40.
На московских показах нет баеров или фешн журналистов. По подиуму ходит Киркоров с Орбакайте. Нет селебрити или модников. Если только их не позовет PR-агенство. Которое берет 150 000—300 000 ₽ за то, что закажет статью про вас на пяти разных сайтах про моду, пригласит двух знаменитостей местного масштаба и трех баеров. В противном случае вас ждет пустой зал и жующие бутерброды друзья и мамы с букетами цветов. Но почему тогда люди участвуют в показах, платят такие деньги и тратят нервы ради 10 минут?
Мне кажется, огромную роль тут играет момент тщеславия. Ради него дизайнеры готовы пойти на многое. Ради того, чтобы в конце показа выйти, помахать ручкой и искупаться на секунду в лучах славы. А потом еще долго разгребать долги или делать наценки на одежду, чтобы хоть как-то вернуть потраченное.
Показы — это про траты денег и про вложения, а не про талант, продажи и успех. Даже если бы у меня были лишние миллионы, я бы не стала их тратить на показ. Я бы для начала наняла крутых портных.
Если вы начинающий дизайнер, который собирается вложить кучу денег в показ/сайт/пиар/шоурум, прочтите эту прекрасную историю про то, как люди с энтузиазмом и горящими глазами вложили кучу денег, но разорились.
А лучший совет начинающим дизайнерам дала Анна Винтур:
"Я видела многих людей, которые платили сотни тысяч долларов за дефиле и не получали должного результата. Лучше организовать встречу с нужными людьми, чем позвать их в темный подвал, где они будут ждать, пока вы начнете шоу, а потом убегут на следующее, даже не поздоровавшись”.