За кем следить: Cloudset — российский сервис аренды модных вещей
Еще до того, как пандемия ударила по индустрии, рынку проката одежды предсказывали большое будущее. Сегодня модные рентал-сервисы вновь набирают силу, возвращаются к допандемийным показателям и получают поддержку больших конгломератов. Тем временем в России запустился аналог Rent the Runway — это сервис аренды вещей Cloudset с концепцией «облачного» гардероба по аналогии с облачным хранением данных. О возможностях новой платформы рассказала ее основательница Амина Мусаева.
Три года назад Амина Мусаева работала в венчурной компании и совсем не следила за происходящим в фэшн-индустрии. О сервисах аренды вещей ей рассказала подруга, которая работает байером. «Я не отнеслась серьезно к этой истории, пока не оказалась на конференции Forbes Woman в США. Там познакомилась с женщинами на руководящих позициях, которые активно пользуются сервисами аренды одежды, хотя могут позволить себе купить все, что захотят. Одна участница конференции, вице-президент крупной компании, рассказала историю, которая окончательно вдохновила меня на запуск проекта: утром она отправлялась на пробежку, по пути заходила в магазин Rent The Runway, брала в аренду вещи smart casual и шла на работу».
Сегодня на платформе Cloudset можно арендовать одежду, обувь, сумки и аксессуары на время — от четырех дней до трех месяцев. Как и Rent the Runway, российский сервис предлагает подписку — то есть каждый месяц с фиксированной скидкой можно брать в аренду набор вещей. Бренд-лист включает более 150 марок. Есть традиционный тяжелый люкс с сумками Chanel, жакетами Balmain и платьями Valentino. Можно найти #oldceline, #newbottega, Dries van Noten, авангардный Comme des Garcons, скандинавскую моду Ganni и Toteme. Или обратить внимание на локальных дизайнеров WOS и J. Kim. Селекцией занимается Алина Цыганова, дизайнер Subterranei. Сейчас Cloudset на коммерческой основе сотрудничает с ЦУМом: то есть выкупает понравившиеся вещи из ассортимента дисконта и подключает их к платформе.
Еще одно важное направление, которое в Cloudset собираются активно развивать и которое будет курировать Алина Цыганова, — это экспериментальная мода. В качестве примеров команда приводит дизайнеров — финалистов конкурса LVMH Prize и бренды, представленные агентством Dear Progress, — проще говоря, те нестандартные смелые марки, вещи которых ты вроде бы и не против попробовать, но рискуешь покупать сам. «Мы строим мост между прогрессивным брендом и клиентом, который не настроен на большие риски, но хочет исследовать новые имена. GCDS, Dion Lee, Barragán… Столько крутых брендов, не представленных в России! — говорит Амина. — Важный референс для нас — площадки в духе Not Just a Label с концептуальной модой. Через пространство шеринга мы хотим соединять эти бренды с экспериментально настроенным клиентом».
С начала работы над Cloudset Амина Мусаева ориентировалась на уже ставшие успешными рентал-сервисы: «Кроме Rent the Runway есть британский проект Hurr и китайский Y Closet. Вторые работают как совместное предприятие с огромной китайской химчисткой — у них мощнейшие ресурсы по обработке вещей. Еще нравится CaaStle — это B2B-проект, который кастомизирует аренду под задачи ритейлера. Наша бизнес-модель в своем роде уникальна, потому что мы хотим давать микс всего и подключать самых разных поставщиков: крупные мультибренды, аутлеты, индивидуальных продавцов, начинающих или уже известных дизайнеров, которые хотят по-другому реализовать свой продукт».
На вопрос о готовности российской аудитории пользоваться сервисами аренды основательница проекта отвечает уверенно: «Я часто слышу, что у нас другой менталитет или рынок еще не готов. С большим скепсисом отношусь к таким аргументам, потому что у нас все ко всему готовы — вопрос в правильной коммуникации продукта. У меня есть слоган “Это не мое” — своеобразная отсылка к вопросу “Ой, а что, это не твоя вещь?” Нет, не моя, и я говорю это с совершенно другой интонацией. Это вызов архаичной установке, что обладание статусными вещами делает нас сильными представителями какого-то племени. Сегодня ответ “Это не мое” характеризует нас как прогрессивных людей двадцать первого столетия, которые понимают, что происходит с индустрией моды и как важно менять культуру потребления».