Приложения, которые помогут относиться к моде осознанно
Узнайте, насколько этичны любимые бренды, продайте ненужное и подсчитайте, какой вред окружающей среде нанес, к примеру, полиэстеровый жакет
Sustainable fashion, так называемая устойчивая мода, — слишком расплывчатое понятие, под которое попадают и кроссовки из пластика, и swap-вечеринки с подругами, и рынок ресейла. Мы отобрали простые приложения, которые помогут сориентироваться в мире осознанной моды. В них можно узнать, насколько этичны ваши любимые бренды, систематизировать гардероб, чтобы не покупать новое, продать ненужное и подсчитать, какой вред окружающей среде нанес, к примеру, синтетический жакет.
My EP&L
Концерн Kering, которому принадлежат бренды Gucci, Saint Laurent и Balenciaga, уже входит в рейтинг самых sustainable корпораций мира. Gucci отказываются от натурального меха и ангорской шерсти, на сайте Kering висит стратегия перехода на устойчивое производство к 2025 году, а в Лондонском колледже моды при поддержке компании преподают курс по sustainability в люксовом сегменте (который, кстати, можно пройти и онлайн).
Также в рамках программы Kering запустил приложение My EP&L, в котором можно проследить, сколько ресурсов планеты ушло на производство конкретной вещи из вашего гардероба. Для этого нужно выбрать изделие, указать регион производства и материалы, из которых сделана вещь — после чего онлайн-калькулятор посчитает, сколько воды было потрачено, какой был выброс углекислого газа, загрязнился ли воздух и рациональным ли было использование природных ресурсов. Влияние конкретной вещи на окружающую среду приложение переведет в деньги. Пока в My EP&L можно проверить только жакеты, обувь, ювелирные изделия и сумки.
Finery
С момента выхода фильма Clueless («Бестолковые») в 90-х миллионы девушек по всему миру мечтали о фэшн-машине, как у героини Алисии Сильверстоун. И это стало реальностью. Виртуальный гардероб Finery — проект Уитни Кейси, за которым стоят инвестиции Мирославы Думы, Насибы Адиловой и Бруклин Деккер. «Женщины носят только двадцать процентов своего гардероба. Это практически полмиллиарда долларов одежды, которая висит без дела в шкафу. Ненужная одежда в конечном итоге приводит к масштабному загрязнению окружающей среды», — рассказывала Дума, представляя проект.
Но Finery заметно отличается от примитивных виртуальных гардеробов, которых в App Store десятки. В приложении не нужно вбивать все купленные вещи вручную, потому что запатентованная технология отслеживает онлайн-покупки десятилетней давности — это раз. И два — Finery помогает относиться осознанно и к будущим покупкам: если вещь, к которой вы присматриваетесь, не сочетается минимум с тремя предметами из вашего гардероба, стоит ли ее покупать?
Rebag
На месте этого приложения могло оказаться любое другое, связанное с фэшн-ресейлом. По прогнозам экспертов, к 2022 году рынок подержанной одежды вырастет с 20 миллиардов до 41 миллиарда и может даже перегнать масс-маркет. Особенно интересным нам кажется проект Rebag с сотнями люксовых сумок — от Mansur Gavriel до Louis Vuitton, от J. W. Anderson до моделей Celine Фиби Файло (на платформе можно не только покупать, но и продавать свои сумки). В мире, где ежегодно накапливаются миллионы тонн ненужных вещей, покупать подержанные вещи и продавать то, что вы не носите, — самое логичное решение.
Good on you
С развитием масс-маркета проблема неэтичного производства и низких условий труда в индустрии моды встала остро, и не всегда понятно, какие бренды подходят к производству осознанно, а какие — не так чтобы. Именно для этого два австралийца — Гордон Редуф и Сандра Каппони — и придумали приложение Good on You. На сегодняшний день в базе проекта есть данные о более чем двух тысячах марок. И по каждой — информация об условиях труда рабочих на производстве, потраченных природных ресурсах и отношению к животным. Для примера, Zara в системе Good on You получила три балла, но в профиле марки можно узнать, что к 2020 году оценка изменится: из производства будут исключены вредные химические элементы, а выбросы углекислого газа снизятся на 15 процентов. Еще в приложении регулярно появляются материалы о sustainable-марках: например, «Подборка экологичных аксессуарных брендов», «Насколько этичен флис» или «Гид по экологичным блесткам».