Где и как создаются знаменитые платки Hermès
Buro 24/7 на мануфактуре Hermès в Лионе
Париж. А завтра поезд в Лион, в ателье, где создаются самые знаменитые шелковые платки в мире. Я иду во флагманский бутик Hermès, расположенный на Rue de Faubourg Saint-Honoré, с музеем семьи на третьем этаже, чтобы с головой окунуться в мир самого благородного, на мой взгляд, модного дома. Здесь, в отличие от соседних Chanel и Dolce & Gabbana, всегда многолюдно и весело. Минуя отделы с одеждой и парфюмерией, я направляюсь к платкам. У витрин толпа завороженно наблюдает за тем, как консультанты один за другим достают из оранжевых коробок красочные каре. Тут же покупателям предлагается скачать приложение Silk Knots, которое научит искусству повязывать платок. Влюбленные глаза, восторженные "Wow!" — я покидаю бутик, сделав первое открытие: каре для их поклонников больше, чем аксессуар, это эмоция. И теперь все истории о коллекционерах шелковых платков Hermès уже не кажутся вымыслом.
В ателье в шелковой столице Франции Лионе меня встретил улыбчивый Камель Хамаду, менеджер по коммуникациям в холдинге текстиля Hermès. "Как думаешь, сколько времени нужно для того, чтобы сделать один платок?" — спросил он. "Месяцев шесть?" — предположила я. Камель рассмеялся и воскликнул: "Два года!"
Из двух лет, что делается классический платок-каре, шесть месяцев уходит только на разработку дизайна. У каждого платка своя тема — "Природа", "Метаморфозы", "Путешествия", "Конный спорт" и т. д. — и автор. Им может быть один из двадцати дизайнеров команды Hermès или приглашенный художник. Разработка дизайна и эскизов — ответственный этап, в котором учитывается любая мелочь: будущий платок должен быть безупречным в любом состоянии. Каким бы способом каре ни повязали, основной узор не может быть нарушен.
После утверждения дизайна наступает черед гравировщика, который трудится над моделью еще шесть месяцев, и, на мой взгляд, эта работа почти ювелирная. Он разбирает рисунок по цветам и переносит его на трафарет. Для каждого цвета существует свое клише (прозрачная пленка), на которое при помощи пера и черной туши переносится эскиз. В среднем в каждом каре используется 30—40 цветов, а значит, столько же клише, и перенос цвета на трафарет происходит 30—40 раз. Труд гравировщика очень трудоемкий, и единственная ошибка может послужить потерей оригинального дизайна. Поэтому на работу с одним каре, состоящим из 30 цветов, уходит в среднем 600 часов, и уже отсюда готовая гравюра отправляется на этап компьютерного подбора цвета, где к каре одного дизайна подбирается в среднем десять различных цветовых вариантов.
Этап подбора цвета и печать рисунка на шелке, занимающий около года, стал моим любимым. Невероятные ощущения испытываешь, когда на твоих глазах из спектра оттенков рождается целая история. Палитра каре Hermès необыкновенно богата: около 75 тысяч базовых цветов, соединяя которые, мастера изобретают новые. Все краски смешиваются вручную, иногда приходится опробовать несколько десятков сочетаний, прежде чем будет найден тот самый идеальный оттенок.
Печать рисунка происходит на рулоне шелка, который растянут на столе длиной 150 метров, а само помещение мастера называют "кухней". Для нанесения каждого цвета (от темных оттенков — к светлым, от мелких — к самым большим элементам) создается отдельное клише. После окрашивания каждого каре результат проверяется специалистом. Если замечена даже малейшая ошибка, процесс останавливают и меняют положение машины. Если это сделать невозможно, то продукт считается непригодным — катастрофа для 150 метров шелка. К слову, на изготовление классического каре размером 90 x 90 см уходит 300 коконов бразильского тутового шелкопряда.
Заканчивается все финальной проверкой качества, на которой к готовому продукту требование только одно — быть на 100% совершенным. Видя на входе в помещение, где платки проходят проверку, целую гору таких вот "несовершенных" каре, понимаешь, насколько уважительно и трепетно Hermès относятся к своей истории и клиенту. Два года, чтобы сделать платок, и пять минут, чтобы продать, — сроки неравноценны, но Hermès, кажется, не обращают на это внимания. Потому что у любой легендарной вещи должна быть история, которая, как нам известно, не пишется за пять минут.
Полную версию материала читайте на Buro 24/7 Казахстан.