Итоги 2013: Слово года
Smells Like Teen Spirit
Тогда родоначальником гранжа как явления в моде стал Марк Джейкобс — в ноябре 1992 он показал свою знаменитую гранжевую коллекцию, тогда еще для бренда Perry Ellis. Это, конечно, был не тот же гранж, который пришел из рок-музыки — не гранж Nirvana, Sonic Youth и фестиваля Lollapalooza, а его "модная", адаптированная для широкой публики версия. Фланелевые рубашки по 2 доллара, купленные Джейкобсом в сэконд-хэнде, дали жизнь клетчатым принтам на шелке, свитера дровосеков были сделаны не из грубой шерсти, а из кашемира, а платье в цветочек, в котором выступал на сцене Курт Кобейн, превратилось в шифоновое, пусть и надетое с ботинками Dr. Martens или кедами Converse.
Открыла показ Кристи Тарлингтон, с ней выходили на подиум Кейт Мосс и Кристен Макменами — новый стиль произвел фурор. Марк Джейкобс сначала получил звание Короля гранжа, потом премию CFDA Designer of the Year, а потом вылетел с работы в Perry Ellis, и знаменитая коллекция так и не была запущена в производство.
Судьба осенней коллекции Saint Laurent, показанной Эди Слиманом в 2013, сложилась прямо противоположно: руководство никаких претензий к дизайнеру не высказывало, а вот зрители были возмущены. "Зачем покупать вещи в Saint Laurent, если то же самое можно найти в Topshop за копейки?" — так говорили многие о леопардовых шубах, клетчатых платьях и кожаных юбках, выведенных на подиум. При этом продажи коллекции оказались очень успешными.
"Именно так выглядят сейчас хорошенькие девушки, — рассказывал Джейкобс в 1993 году о своем показе. — Они выглядят так, как будто их совершенно не волнует мода". Все осталось по-прежнему — после долгой гонки за актуальностью, погоней за трендами и вспышками фотокамер можно сделать вид, что тебе все это совершенно не нужно. "Гранж — это не больше чем то, как мы одеваемся, когда у нас нет денег", — сказал Жан-Поль Готье в интервью Vogue в 1993. Те же, кто сейчас наряжается в клетчатые платья Saint Laurent, растянутые свитера Rag & Bone, мятые кожаные штаны Rodarte или в пальто Celine с принтом с дешевой "челночной" сумки, за эту внешнюю дешевизну платят даже больше, чем за сдержанную элегантность, минимализм или арт-моду, в которые уже наигрались.
Конечно, это очередная модная игра — игра в бунтарей, игра в безразличие, игра в гранж. Но без игр жизнь была бы очень скучной.