"Манифест Альбера Эльбаза" в Европейском доме фотографии
В четырехстах фотографиях
«Манифест Альбера Эльбаза» — так называется экспозиция, которую Альбер Эльбаз придумал вместе со своей командой. И хотя здесь покажут около четырехсот фотографий, снятых разными фотографами за все годы «правления» Эльбаза, никто не называет эту выставку ретроспективной — только интроспективной. И гостей сюда зовут не дышать музейной пылью и благоговейно замирать перед вещами-призраками, а, по словам самого дизайнера, «смотреть, слушать и обсуждать». Такой подход, похоже, сработал. Потому что за одну только первую неделю после открытия оценить «Манифест» пришли 12 тысяч человек — и директор Дома фотографии Жан-Люк Монтероссо уже готов просить Эльбаза устраивать по одной такой выставке в год.
Почти четыре сотни фотографий распределены по двум большим залам, совершенно непохожим друг на друга, — таким образом дизайнер говорит нам о том, что его искусство может быть разным, и напоминает, что у него нет границ — ни внешних, ни внутренних. Идеальным подтверждением этих несколько самонадеянных слов уже стала недавно представленная весенняя коллекция Lanvin. В ней Альбер Эльбаз объединил, кажется, совершенно противоположные друг другу вещи: были там и эксперименты с нескучной забавной классикой, и опыты над твидовыми жакетами Коко Шанель, и совершенно бестолковые, но ужасно веселые платья в принтах.
Но вернемся в парижский Европейский дом фотографии. Первый зал во власти черно-белых фотографий — настенных фотополотен, а также инсталляций, которые светятся изнутри. Благодаря последним, мы погружаемся в 3D-пространство, в мир оживших снимков, и своими глазами наблюдаем процесс создания коллекции, примерки костюмов и платьев, съемки модных показов.
Второй зал в отличие от первого, черно-белого, наполнен яркими красками. Он оформлен в красном цвете и дополняет экспозицию из разноцветных фотографий с показов женских и мужских коллекций. Оттенки фуксии, терракотовый, золотой, горчичный, синий — весь этот театр красочной палитры играет под руководством Альбера Эльбаза. Почти все кадры, представленные на выставке, сняты в движении, и создается впечатление, что выставка живая, что это настоящий танец трехмерных моделей, постоянно меняющийся, как само искусство Эльбаза.