От "рюмки" до "запятой": история модного дома Roger Vivier
Роже Вивье, Бруно Фризони и их знаменитые музы
Он стал первым дизайнером обуви, начавшим сотрудничать с модными домами на постоянной основе, поместив свое имя на этикетку рядом с названием самого дома, — его линейка для Christian Dior, запущенная в середине 50-х, стала ознаменованием новой эпохи для всех обувщиков. В списке других великих реформаторов миров haute couture и pret-a-porter, с которыми за 90 лет долгой и плодотворной жизни поработал Роже Вивье, невероятное количество имен: это и кутюрье-сюрреалистка Эльза Скиапарелли, первой заметившая его талант, и Мадам Гре, и Пьер Бальмен, и Ив Сен-Лоран.
За плечами французского обувных дел мастера добрый десяток важнейших изобретений. Номер один, без которого решительно невозможно представить гардеробную ни одной девушки, хоть раз терявшей голову в обувном магазине любой ценовой категории, — каблук-шпилька. Хотя в это и трудно поверить, появился он лишь в 1954 году. Так что главному обувному изобретению в мире каблуков в этом году исполняется уже 60 лет.
Номера два и три (цифры ничего не говорят об уровне значимости и используются исключительно для порядка) тоже новые модификации традиционного каблука — "рюмка" и "запятая", она же Virgule. Первый (kitten heel) был совсем невысокий, с широким основанием, переходящим в узенькую набойку, как ножка бокала, а второй похож на всем известный знак препинания. Роже Вивье, не закончивший свое образование архитектора, всегда питал особенную любовь к нестандартным формам и каждую пару обуви превращал в произведение искусства.
При этом нестандартная геометрия форм постоянно шла рука об руку с богатством отделки и необычностью используемых материалов. Прозрачный пластик (вот, кстати, еще одно нововведение Вивье, без которого никогда не увидели бы свет, например, смешные пластиковые сапожки из осенней коллекции Miu Miu) соседствовал с органзой и собранной складками кожей, винил — с кружевом и перьями. Поэтому дизайнера не раз называли "ювелиром для ног". Одним из самых ярких примеров этой двойственности стала туфелька The Buckle с невысоким, квадратным и чуть скошенным каблуком. Впервые эту обувь явили публике в 1965 году на показе "мондриановской" коллекции Yves Saint Laurent. Но звездный час этой модели настал через два года, когда на экраны вышла "Дневная красавица" с Катрин Денев в главной роли. Эти аккуратные и даже скромные туфли являлись одной из главных примет образа ее скандальной по тем временам героини. С тех пор модель стала практически эмблемой стиля Roger Vivier. Главной и самой заметной деталью в минималистичном облике туфель считается прямоугольная пряжка, обычно хромированная, но иногда декорированная стразами, пайетками и даже перьями.
Когда в 1998 году, в возрасте 91 года, Роже Вивье скончался, жизнь в его модном доме замерла на целых 4 года. Спасителем, появившимся на пороге Roger Vivier в 2002 году, стал итальянский предприниматель Диего Делла Валле, основатель Tod's Group. Он выкупил погибающую марку и назначил креативным директором Бруно Фризони. Дела у Roger Vivier с приходом Деллы Валле пошли в гору: продукция французского аксессуарного дома продается в 25 магазинах по всему миру, включая Нью-Йорк, Париж, Лондон, Дубай, Милан, Токио, Пекин и, конечно, Москву. В российской столице за аксессуарами Roger Vivier идти стоит в ЦУМ — сюда, кстати, 20 ноября приедет с визитом сам Бруно Фризони.
Новый креативный директор дома к наследию мэтра отнесся с предельным вниманием, сохранив все составляющие ДНК французской марки. Более того, он расширил ассортимент знаменитого французского модного дома, в стенах которого во времена правления самого основателя создавалась исключительно обувь. Обувные модели все такие же слегка эксцентричные, но безупречно элегантные — от кончика перышка в нарядной отделке до набойки очередного каблука-рюмки. И, главное, в каждой паре сохранился все тот же fun, о важности которого долго рассказывает Бруно Фризони. Пресловутое веселье, радость, которые должна дарить новая обувь клиентке дома, он видит в деталях, в необычном выборе материалов, в ярких красках и сочетаниях фактур — то есть в тех же элементах неожиданности, которые в прошлом веке принесли любовь знаменитостей и простых девушек основателю обувного дома.
"Роже Вивье направляет меня, я часто смотрю на его работы, чтобы интерпретировать их, пропустить через призму собственного видения, сохраняя душу и философию марки", — рассказывает креативный директор. В каждой новой коллекции Бруно Фризони обращается к знаковым моделям, созданным фантазером-основателем: прошлой зимой и летом 2014 года он решил вновь обыграть знаменитый каблук-запятую, а на этот раз вспомнил модель Boule. Она была создана в 1954 году специально для легендарной Марлен Дитрих — и вот, время ботильонов и туфелек с усыпанным стразами шариком вместо каблука пришло вновь. К этой же необычной форме отсылают и клатчи из мини-серии Night Clutch, ставшей частью основной осенне-зимней подборки аксессуаров. Осенняя коллекция получилась, по словам Фризони, очень рок-н-ролльной, даже роковой: "Дело не в грубых материалах и формах, это не обязательно должны быть байкерские сапожки в заклепках или мужицкие ботинки. Рок-н-ролл — это атмосфера, дух коллекции, объединяющий стиль 60-х годов, готовность к риску и сексуальность".
Но не стоит думать, что вдохновляется наследник Роже Вивье исключительно прошлым, бесконечно исследуя архивы модного дома. Семейство Roger Vivier с его приходом продолжает пополняться новыми моделями. В 2009 году Фризони, например, создал сумку Miss Viv — в честь Карлы Бруни-Саркози, бывшей первой леди Франции, чтобы поддержать ее благотворительную инициативу. И хотя сумке всего 5 лет, в прессе ее уже спокойно называют iconic, а каждый сезон появляются все новые ее версии. А для сезона осень-зима 2014 Miss Viv переделала новая муза дизайнера Амбра Медда — 33-летняя чудо-женщина мира дизайна. В 20 с чем-то лет она запустила ярмарку Design Miami, стала соосновательницей L'ArcoBaleno, теперь пришло время моды. "Мне нравится Miss Viv, она и практичная, и красивая. А именно это сочетание и определяет по-настоящему хороший дизайн", — рассказала Амбра Медда о своих впечатлениях от работы с французским домом.
Бруно Фризони порой работает, вдохновляясь образом какой-нибудь женщины, поэтому новые музы появляются у него довольно часто. Успела побыть лицом Roger Vivier и Мирослава Дума. Но некоторые женщины для марки стали уже больше, чем просто музами. Так, например, Катрин Денев с того самого памятного 1967 года продолжает носить ту же модель Buckle, оставаясь верной мастеру и после его смерти.
Поклонниц среди современных голливудских див у марки тоже немало — Roger Vivier считается одним из самых популярных аксессуарных брендов на всех ковровых дорожках. Кейт Бланшетт, Джулия Робертс, Натали Портман, Джулианна Мур, Джессика Честейн — и это далеко не полный список верных поклонниц французского дома из звездного А-листа.
А главным послом Roger Vivier стала Инес де ля Фрессанж, настоящее воплощение парижского стиля. "Инес — это совсем другая история, она не муза Roger Vivier, она наш полноправный партнер и соратник, — рассказывает о совместной работе с ней сам Бруно Фризони. — Я обожаю ее, она жизнерадостная и очень обаятельная, притягивающая к себе. Это просто квинтэссенция парижского стиля: она и женственная, и немного tomboy, и вместе с тем похожа порой на настоящего мальчишку-сорванца".
Наследие Роже Вивье до сих пор продолжает вдохновлять и дизайнеров из других модных домов. И неизменно вызывает интерес у публики. Так, в октябре прошлого года в парижском Palais de Tokyo открылась крупнейшая ретроспектива работ знаменитого обувных дел мастера. Экспозиция Virgule Etc, In the footsteps of Roger Vivier была доступна для посетителей в течение двух месяцев. Она стала первой ретроспективой творчества Роже Вивье с 1987 года, когда одноименная выставка еще при жизни самого мастера открылась в Лувре.