Запрещенный прием: самые скандальные рекламные кампании
Как секс, насилие и Photoshop помогают продавать моду
Про то, что случилось с Эди Слиманом, мы рассказывали вчера: в Комиссию по рекламным стандартам Великобритании (ASA) поступила жалоба на весенне-летнюю кампанию Saint Laurent: бдительный аноним усмотрел в одном из черно-белых снимков пропаганду анорексии. Изучив материал, эксперты ASA с ним согласились, признав модель Кики Уиллемс, ставшую лицом марки, «нездорово худой». С этим решением действительно трудно спорить: Эди Слиман любит молодость, любит нездоровую худобу, любит юных бунтарей и бунтарок, а также рок-н-ролльный образ жизни во всех его проявлениях. И слово «здоровье» явно меньше всего соотносится с его любимой эстетикой, в которой теперь существует и Saint Laurent.
Впрочем, дом, который построил Ив Сен-Лоран, не впервые оказывается в центре подобного скандала: в пропаганде анорексии до назначения Слимана команду пока не обвиняли, но с ASA здесь рассорились еще в 2000 году. Реклама парфюма YSL Opium с обнаженной Софи Даль (внешне, кажется, полной противоположностью Кики Уиллемс), можно сказать, вошла в историю Комиссии по рекламным стандартам Великобритании. Возмущенные британцы подали на снимок почти тысячу жалоб, обеспечив этой съемке почетное место в десятке самых возмутительных рекламных кампаний по версии ASA — и не за 2000 год, а за всю историю существования организации.
Удивительно, что съемка 2002 года, посвященная мужскому парфюму M7, возмущения вызвала меньше: на нее подали всего-то 730 жалоб. Хотя на фотографии запечатлен полностью обнаженный мужчина, вице-чемпион мира по айкидо Сэмюэль де Куббер, собственные гениталии не прикрывающий, в то время как Софи Даль на своем снимке закрывает руками даже грудь. А второй сосок, на который руки не хватило, внимательные ретушеры и вовсе убрали в Photoshop. Возможно, авторы жалоб приняли во внимание то, что рекламная кампания 2002 года — оммаж знаменитой рекламе YSL далекого 71-го, для которой голым снялся сам легендарный основатель дома. Но в такую осведомленность верится почему-то с трудом.
Обе эти кампании были сняты под чутким руководством Тома Форда, который возвращение секса на повестку дня сделал делом своей жизни. Ту же эстетику он развивал и в Gucci, креативным директором которого, как и YSL, был до 2004 года. Особенно запоминающейся оказалась кампания 2003 года, которая была запрещена почти сразу после выхода журналов в печать. Кармен Касс с выбритой на лобке буквой G (двойной смысл, думаем, разъяснять не надо) не удостоилась в кадре даже присутствия собственной головы, но и без того явно приковала внимание своего партнера по съемкам.
Распрощавшись с Gucci Group, Том Форд продолжил свое славное дело, найдя идеального partner in crime в лице Терри Ричардсона. Их совместные работы, рекламные кампании аромата Tom Ford For Men, быстро заслужили признание — и были оперативно запрещены сразу в нескольких странах. Не бросил любимую тему дизайнер и сейчас: именно с обнаженного снимка для кампании его парфюма Velvet Orchid, например, началась модельная карьера Джиджи Хадид. А главной героиней другой «обнаженной» рекламы стала Кара Делевинь, но ее фото с флаконом Black Orchid получило всего две жалобы и даже не было запрещено, что уже можно рассматривать как промах.
Закон «секс продает» взял на вооружение не только Том Форд. На этом сделал себе имя, к примеру, бренд American Apparel, у которого готовность сниматься топлес была практически прописана в контракте для всех, кого принимали на работу. Теперь, после всех скандалов с Довом Чарни и сменой руководства, марка резко сменила курс: звездой одной из недавних кампаний, например, стал ленивец. Разумеется, без одежды, но скорее симпатичный, чем хоть сколько-нибудь сексуальный.
А еще до всего этого именно скандальными съемками прославился Кельвин Кляйн: стали бы «кельвины» такими желанными, если бы мы не узнали, что между ними и 15-летней Брук Шилдс «ничего нет»? Обвинения в педофилии за свои рекламные снимки Кляйн получал и после, когда вышла кампания 1995 года с участием сразу нескольких моделей, демонстрирующих и джинсовую линию, и нижнее белье. Все участники к тому моменту, правда, детьми уже не были.
Обвинения в пропаганде педофилии заслужил и Марк Джейкобс: кампания парфюма Bang с ним самим в главной роли или реклама его первого аромата с обнаженной Софией Копполы бурных протестов не вызвали — «попался» он на кампании с Дакотой Фаннинг. Актриса, которой на тот момент было 17 лет, снялась в рекламе Oh Lola!, вызвав гнев ASA: комиссию смутил огромный флакон духов, который девушка зажимает между ног. Эта съемка, по словам экспертов, напоминает сексуальную провокацию: Фаннинг выглядит совсем девочкой, поэтому и образ направлен на культивирование детской сексуальности, что «крайне безответственно».
Параллели со знаменитой набоковской Лолитой в этом случае были предельно очевидны, чего не скажешь о совсем недавней рекламной кампании Miu Miu, которую ASA запретила по той же причине буквально месяц назад. Комиссия по рекламным стандартам Великобритании напала на съемку из-за единственного кадра с участием актрисы Мии Гот, известной по второй части триеровской «Нимфоманки». В довольно безобидном на первый взгляд кадре эксперты увидели ту же пропаганду педофилии: юная девушка в одежде на размер больше и красных туфельках лежит на кровати, а зритель словно подсматривает за ней сквозь приоткрытую дверь. Эта фотография, по словам членов ASA, «представляет ребенка в откровенно сексуальной позе, одетого как взрослый», — а «ребенку» в реальной жизни, между прочим, уже 22 года.
Источник://www.buro247.ru/fashion/news/reklamnuyu-kampaniyu-miu-miu-zapretili-v-velikobri.html
Источник://www.buro247.ru/fashion/news/reklamnuyu-kampaniyu-miu-miu-zapretili-v-velikobri.html
Источник://www.buro247.ru/fashion/news/reklamnuyu-kampaniyu-miu-miu-zapretili-v-velikobri.html
Столкновения с Комиссией по рекламным стандартам Великобритании у Miu Miu были и до этого, причем повод казался таким надуманным, что членов ASA легко можно было бы заподозрить в личной антипатии к Миучче Праде. Либо, что более вероятно, эксперты к каждому действию команды Miu Miu относятся с особым вниманием, зная, что юность и невинность (иногда относительная) — главные фишки марки. Тем не менее, в 2011 году ASA запретила рекламную кампанию с участием 14-летней Хейли Стайнфелд из-за ее печального вида. Девушка на снимках Брюса Вебера, по мнению комиссии, выглядит так, будто вот-вот расплачется, и поскольку она находится в ситуации, опасной для жизни (то есть сидит на рельсах), это смахивает на пропаганду суицида. Что опять-таки «безответственно».
Многие решения ASA (а британская Комиссия по рекламным стандартам кажется самой активной) выглядят неочевидными. В 2013 года строгие эксперты, например, запретили ролик Chanel с Кирой Найтли, сочтя его излишне сексуальным, хотя тот, кажется, выглядит вполне невинно. Есть в послужном списке ASA и два таких же неочевидных, но на деле вполне логичных случая. Например, в 2010 году были запрещены две рекламные кампании Louis Vuitton. Трое бдительных британцев пожаловались на них из-за того, что сумки, как намекали снимки, создаются вручную, что оказалось не совсем правдой. А после этого, в 2012-м, за недостоверность была запрещена реклама туши Diorshow New Look с участием Натали Портман. Почему? Из-за злоупотребления Photoshop, обманывающего клиенток: настоящая тушь никогда бы не сделала ресницы ни Портман, ни обычной покупательницы такими длинными и почти кукольными. И это далеко не первый подобный случай: за преувеличение реальных возможностей косметических продуктов до этого были запрещены съемки CoverGirl NatureLuxe Mousse Mascara с участием Тейлор Свифт, Rimmel Magnif'Eyes с Кейт Мосс, Rimmel 1—2—3 Looks Mascara с Джорджией Мэй Джаггер и L'Oréal Telescopic с Пенелопой Крус.
Обвиняли некоторые модные дома и в том, что своими кампаниями они пропагандируют наркоманию. Двенадцать человек, например, разглядели именно такой подтекст в короткометражке YSL (да, и снова Yves Saint Laurent), посвященной парфюму Black Opium. В том, как Эди Кэмпбелл бежит через весь город, чтобы вернуть свой флакон духов, украденный любовником, они усмотрели связь с наркотической зависимостью. А самая знаменитая подобная кампания принадлежит Sisley: их съемка 2007 года Fashion Junkie была оперативно запрещена за придание гламурности наркомании.
У Sisley и Benetton, марок-родственниц, вообще много скандальных кампаний: как социальных, так и опять же сексуализированных. За негласный призыв к сексуальному насилию и чрезмерную сексуальность были запрещены сразу несколько съемок Sisley, все авторства Терри Ричардсона. Одной из самых известных стала съемка 2003 года, посвященная корриде: в кадре девушка в красном пальто и с раскинутыми ногами в красных чулках приманивает собой быка, призывно облизывая губы. А на следующей фотографии то же самое делает сам Ричардсон, повернувшись к быку спиной и сдернув штаны. И подобных кадров в архиве Sisley более чем достаточно.
Benetton же делают ставку на социально ориентированную рекламу. С помощью своих рекламных кампаний они привлекали внимание к проблемам домашнего насилия и расизма, размещали на постерах семейные фото Дэвида Кирби, умиравшего от СПИДа, а в 1992 году сделали главным и единственным героем в кадре электрический стул. Пожалуй, одной из самых свежих и громких их провокаций стал кадр с братским поцелуем Папы Бенедикта XVI с имамом Ахмедом Аль-Тайебом в кампании UNHATE. Этот снимок был запрещен буквально через несколько часов после публикации.