«Ресторанная индустрия — сложный организм»: Александр Сысоев — о гастротрендах, кризисе и новых проектах
Имя Александра Сысоева слышали почти все, кто хоть немного интересуется гастроиндустрией: на Telegram-канал «Сысоев FM» подписано более 210 тысяч человек. Еще он организует фестивали по всей России, имеет более 60 долей в ресторанах, а также инвестирует в фудтех, финтех и агротех. Узнали у Александра, как ему удается управлять таким количеством проектов.
Вы инвестор большого количества проектов. На чем сейчас сосредоточено ваше внимание?
В этом году в планах еще 5-7 ресторанов в двух столицах и новые контентные проекты. Также мы продолжаем развивать событийную часть: помимо Российского ресторанного фестиваля, делаем новые концепции: например, Фестиваль африканской кухни или гастроли лучших ресторанов Ближнего Востока. Сейчас самое важное для меня — ресторанный гид GreatList.ru и GreatList.ae. Мы первыми вышли за пределы СНГ и построили мостик между туристами из ОАЭ и России. Также в прошлом году я стал амбассадором диджитал-тренинга RBS от компании AB InBev Efes.
Я никогда не занимаюсь чем-то одним, мне интереснее переключаться между проектами и искать новые ниши. К тому же ресторанная индустрия — довольно сложный организм: пока одно стагнирует, другое развивается, всегда можно найти возможности для роста. Поэтому считаю разумным диверсифицировать бизнес и открывать для себя новые направления.
Мы помним, как рестораны переживали ковидный кризис. А какие вызовы стоят перед индустрией сейчас?
Индустрия, действительно, восстанавливается. По-прежнему ощущается дефицит кадров, но все остальные трудности в целом решены — логистика налажена, продукты в избытке.
Многие говорят о постепенном вымывании с рынка заведений со средним чеком. Как думаете, останутся только премиальные заведения и недорогие закусочные?
Такие опасения были во время ковидных ограничений. Выручка у ряда заведений падала из-за перераспределения трат потребителей. Но сейчас индустрия постепенно выбирается из кризиса. Недавно видел статистику, что за последние 2 года число заведений общепита в России выросло на 10%. Из-за закрытых границ посещение ресторанов стало для многих самой популярной и доступной формой досуга, возможностью отдохнуть и быстро получить положительные эмоции. Так что приток посетителей есть, открываются новые места, и заведения со средним чеком никуда не денутся.
Какие тренды в индустрии вы сейчас наблюдаете? Есть ли среди них те, которые можно назвать вредными?
Мне кажется, главным трендом можно назвать цифровизацию. Ресторанам стало проще запускать собственные доставки, что помогает сохранить маржинальность. Ведь агрегаторы берут комиссию в 30-35%, что явно не очень выгодно. Также сегодня активно используются цифровое меню, электронные чаевые и киоски самообслуживания. В результате автоматизируются многие процессы: от приема заказа до оплаты счета.
Также мы наблюдаем еще большее улучшение сервиса и CJM (путь, который проходит клиент от осознания потребности в продукте до его покупки): в первую очередь это внимание к гостю, я бы даже сказал, взаимопонимание и индивидуальный подход. И здесь важна работа с сотрудниками как проводниками клиентского опыта и всем пользовательским путем (от сайта и брони через мессенджеры до теплой дверной ручки и подогревом одежды в гардеробе). Потому что потерять лояльность в условиях высокой конкуренции очень легко.
Есть еще один интересный тренд, больше касающийся содержания заведений, в частности баров. В последнее время вырос запрос на слабоалкогольные или безалкогольные коктейли, об этом говорят и исследования рынка. Производители охотно откликаются на запросы потребителей и создают новые рецепты. Говоря о негативный трендах, в первую очередь, конечно, это кадровый голод. Он ощущался еще до ковида, а сейчас заметно усугубился.
Вы упоминали о запуске интерактивного диджитал-тренинга Responsible Beverage Service. Почему решили стать его амбассадором?
Как я уже сказал, одним из главных трендов является эмоциональное обслуживание, поэтому всем владельцам бизнесов хочется сделать опыт взаимодействия с клиентами в ресторанах еще более комфортным. С другой стороны, учитывая продолжающийся кадровый голод, все больше внимания бизнес начинает уделять сотрудникам, пытаясь создать для них лучшие условия работы и комфортный микроклимат. Думаю, что все мы были очевидцами ситуаций в заведениях, связанных с некорректным поведением гостей, которые выпили больше своей нормы. Как правило, такие ситуации в основном приходится решать сотрудникам. Совершенно очевидно, что тезис о том, что клиент всегда прав, больше не работает, но что же делать, когда потребители выходят за рамки?
Так вот, тренинг по ответственному обслуживанию — уникальный по своей сути и очень своевременный инструмент, который призван решить эти проблемы, сделав общение гостей и сотрудников еще более комфортным, сохранить лояльность и повысить качество обслуживания. Проект мне понравился и зацепил практической ценностью для индустрии, поэтому я сразу согласился стать его амбассадором.
Расскажите, в чем суть тренинга? Как он может повлиять на уровень обслуживания в индустрии гостеприимства?
Big Idea проекта — повлиять на формирование культуры ответственного потребления и продажи алкоголя. Тренинг предназначен для сотрудников баров и ресторанов, которые непосредственно взаимодействуют как с продуктом, так и с клиентом. Он учит определять факторы алкогольного опьянения, вести коммуникацию с клиентами, которые выпили явно больше своей нормы, решать и предупреждать конфликтные ситуации и в целом рассказывает о том, как ответственно обслуживать и продавать алкоголь. RBS был протестирован на Чемпионате мира по футболу в Катаре, объединил в себе лучшие практики от российских и международных экспертов. Тренинг уже показал себя в пилотном режиме, скоро будут объявлены результаты. Следующий этап — масштабировать проект на все остальные заведения, и в этом я буду активно помогать, выступая в качестве амбассадора.
В интервью вы не раз говорили о важности персонализации и правильно выстроенной работы с лояльными гостями. Насколько сейчас развиты эти процессы в нашей стране?
Персонализация — это еще один тренд ресторанной индустрии. К нему относится, например, возможность собрать свое блюдо, наличие меню для вегетарианцев или тех, кто по показателям здоровья не может употреблять те или иные продукты. Владельцы заведений уже пришли к тому, что с постоянными клиентами нужно работать индивидуально, учитывать их предпочтения, предлагать персональные бонусы или спецпредложения (и это вовсе не скидка, а, например, нематериальные ценности — именной нож или возможность подписать бутылку и поставить ее в шкаф). Пока тренд набирает обороты, но думаю, что в ближайшем будущем мы увидим много интересных идей, связанных, например, с анализом предыдущих заказов клиента и созданием на этой основе личных рекомендаций.
Как оцениваете уровень гастрообразования в стране? Что самое сложное в подготовке кадров?
В последние годы в России открывались разные гастрошколы, но должно пройти время, чтобы мы могли оценить подготовленность их выпускников. Несомненно, лидер — Университет гастрономии при Сибирском федеральном университете (еще недавно он назывался Институтом Поля Бокюза). Именно там две недели назад мы запустили стипендию Александра Сысоева для талантливых студентов. Мне кажется, что у российского гастрообразования есть потенциал. Люди начинают понимать, что для того, чтобы соответствовать индустрии, надо постоянно улучшать навыки и учиться у профессионалов. И я хочу максимально сильно помогать, поддерживать студентов и сами институты и университеты.
Вы много лет проводите Российский ресторанный фестиваль. Как поменялась его концепция за годы существования и что ждет проект в будущем?
Когда мы его запускали, начинали только с семи городов — причем Москва в их список не входила. А сейчас география присутствия расширилась до 48 и включает более 900 ресторанов по всей стране. В 2022 году мы переосмыслили фестиваль и условно разделили его на три направления. Первое — это классический фестиваль, когда каждую осень посетители могут заказать несколько блюд по фиксированной цене. Второе — фестиваль «Новые имена», в котором участвуют заведения, открывшиеся за последний год. И третье направление — узконаправленные проекты, например, фестиваль полезного питания или популярных африканских блюд. Главный критерий качества мероприятия — постоянные спонсоры, сильные участники (у нас у единственных принимают участие все ведущие группы страны). Второй критерий — появление других подобных локальных фестивалей по всей стране. Люди видят успех и хотят его повторить у себя в городе. Это нас, безусловно, радует.
В интервью 2019 года вы говорили о желании «развивать туризм в России, улучшать пространства и трансформировать все то, что будет делать нашу жизнь чуточку интереснее и лучше». Как бы вы обозначили приоритеты и желания Александра Сысоева в 2024 году?
Меня интересует все, что связано с развитием международного въездного туризма. Это поистине увлекательный и творческий процесс. Я вижу, как благодаря дубайскому гиду из 25-26 тысяч ежедневных (!) уникальных пользователей около 5% далее изучает английскую версию московского гида. А значит, уже летом мы увидим еще больше гостей с Ближнего Востока.
Конечно, я стараюсь активно участвовать в развитии и других своих проектов — фестиваль, медиа на английском языке на локальных платформах и так далее. Но не забываю и о внутреннем туризме — нам есть чем гордиться, и это важно донести — мы рассказываем о лучших по всей России через РРФ или «Истории Первых». Вижу своей задачей по максимуму поддержать индустрию и рассказать как можно большему кругу о наших достижениях.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7