Инсталляции "мюнхенского проектировщика" в Музее дизайна Vitra
“Константин Грчич — Панорама”
Его называют немецким конструктивистом. Бородатый интеллектуал Константин Грчич — абсолютный чемпион по простым вещам. Он испытывает пластики последнего поколения и любит русский авангард. "Мы должны лучше понимать людей, для которых работаем, — считает Грчич. — Последние десять лет мир строил глобальную экономику и расширял рынок. А мы, дизайнеры, старались соответствовать этим процессам. Стулья, спроектированные нами в Германии, продавали в Китае, США, на Дальнем Востоке, у вас в России. А мы толком даже не знали ни культуры, ни привычек этих потребителей".
Грчич умеет делать вещи рафинированные и демократичные одновременно. Он признается, что многому научился у русских авангардистов. Особенно ему нравятся работы Эль Лисицкого. "Какая графика! Только базовые линии и формы, но образы — такие емкие!" Хотя сам Грчич, как истинный перфекционист, в работе дотошен и придирчив к себе. Все 3D-эскизы обязательно проверяет на картонных моделях. Его опусы — от бытовых кофеварок до столов — отлично сконструированы. "Мне нравится мебель, которая не страдает эгоцентризмом. Плохо, если она забивает все вокруг. Дизайн должен быть скромным по форме, но понятным". Действительно, все вещи, которые выходят из мастерской Константина, сдержанные и запоминающиеся.
Сегодня он живет и работает в Мюнхене. Сначала учился в Англии на краснодеревщика. Позже, работая в студии Джаспера Моррисона, изучал дизайн в лондонском Королевском колледже искусств. Вернувшись в Мюнхен в 1991 году, организовал студию Konstantin Grcic Industrial Design (KGID). С тех пор разрабатывает дизайн мебели, света, аксессуаров для Agape, ClassiCon, Driade, Flos, Magis, Moroso, Muji, Vitra и других. Его фаворит — светильник MAYDAY для Flos (1998) — прототип светильника из коллекции Mузея современного искусства в Нью-Йорке.
"Стулья, спроектированные нами в Германии, продавали в Китае, США, на Дальнем Востоке, у вас в России. А мы толком даже не знали ни культуры, ни привычек этих потребителей"
Мировую известность дизайнеру принес стул-конструкция ONE (2002) для Magis. Его прекрасно продуманные аксессуары, посуда для Rosenthal, светильники для Flos, ожерелье и кольцо для Biegel отмечены многими призами. Еще Грчич — неутомимый исследователь новых пластиков. В прошлом году в сотрудничестве с немецкой химической компанией BASF спроектировал стул MYTO для Plank, получив за него премию года в 2009-м от Brit Insurance Designs. Стул сделан из новой пластмассы Ultradur High Speed. В феврале разноцветные и прочные MYTO украсили бутик Comme des Garçons в Токио.
Самому дизайнеру нравится, когда в вещах видна технология. Наряду с демократичными проектами Грчич берется за элитарные. Недавно парижская Galerie Kreo выпустила его эффектную лежанку KARBON — невесомую и футуристическую, в ограниченной серии всего 16 экземпляров.
Специально для выставки в Музее дизайна Vitra Грчич разработал несколько масштабных инсталляций, демонстрирующих его видение жизни в будущем. Экспозиция посвящена домашнему интерьеру, дизайн-студиям и городской среде. Его пространства — вымышленные сценарии, которые позволяют представить объекты в социальных контекстах.
"Мне нравится мебель, которая не страдает эгоцентризмом. Плохо, если она забивает все вокруг. Дизайн должен быть скромным по форме, но понятным"
Хит экспозиции — 30-метровая панорама, изображающая архитектурный ландшафт в будущем. Четверть выставки посвящена повседневной работе мастера. В этом разделе представлены предметы, запущенные в серийное производство, и прототипы, чертежи и справочная информация, а также артефакты, которые в разные годы стимулировали творческое воображение Грчича. Что вдохновляло дизайнера? Старый чайник и ранняя версия компьютера Apple, работы Марселя Дюшана, Геррита Ритвельда и Энцо Мари.
Вся экспозиция выстроена на глубоком анализе текущих тенденций в дизайне, инноваций и фундаментальных сдвигах в индустрии. Тем более, что Грчич известен как дизайнер, интенсивно исследующий новые материалы, технологии и нестандартные производственные процессы.
К выставке выпущен 320-страничный каталог, который содержит работы Грчича, а также эссе исследователей и экспертов в области современного дизайна: Ричарда Сеннеты, Питера Слотердайка, Паолы Антонелли, Марио Карпо и других. Кроме того, Музей дизайна Vitra организовал масштабную программу мероприятий, в рамках которой будут проведены дискуссии, мастер-классы и лекции.