Экологичность и безопасность: архитекторы — о городах и автомобилях будущего
BURO. вместе с тремя архитекторами и Audi разбирается в том, как сделать автомобиль гармоничной частью городской экосистемы
_______
Пандемия коронавируса и локдаун наглядно показали, какой может стать экология наших городов, если привычный нам транспорт с бензиновым или дизельным двигателем вдруг возьмет и остановится. Может быть, это и есть та отправная точка, с которой мы хотим начать строить города будущего согласно принципам устойчивого развития? Но экологичность вовсе не значит отказ от комфорта, тем более что автомобили, которые не наносят вред окружающей среде, — это не футурология, а реальность сегодняшнего дня.
Так, этим летом Audi представил первый полностью электрический SUV Audi e-tron — электрокар, который благодаря своим передовым характеристикам и прогрессивному дизайну идеально вписывается в городское пространство и готов на полной скорости отправиться в мегаполис будущего. Кроме того, Audi Россия инвестирует более 40 миллионов рублей в развитие сети зарядных станций в регионах, где будет представлен Audi e-tron, и выводит популярность электрокаров в нашей стране на новый уровень.
Вместе с Audi и тремя архитекторами мы решили обсудить, какими будут города будущего, какое место в них будет занимать автомобиль, как достичь баланса между максимальным комфортом и устойчивым развитием и когда электрокар вытеснит традиционный транспорт и станет абсолютной нормой.
Николай Лызлов
Практикующий архитектор, вице-президент
Союза московских архитекторов,
профессор МАрхИ
Какими способами разные города мира в последние 10 лет справляются с большим количеством автомобилей? Какие самые эффективные методы вы можете назвать?
Если говорить о современных крупных и сверхкрупных городах, то с проблемами, возникающими с ростом числа автомобилей, они, как правило, не справляются. Во всяком случае те из них, что были построены в доавтомобильную эпоху. Чаще всего применяются разные «паллиативные» меры — либо в центральной части исторического города ограничивается или совсем запрещается автомобильное движение и вся зона объявляется пешеходной, либо наоборот — пешеходы вытесняются на узкие тротуары, и все городские площади превращаются в автомобильные развязки.
Есть один эффективный способ адаптации города к автомобилю — это снижение плотности застройки, разукрупнение и дезурбанизация, то есть сокращение численности населения больших городов.
Какой должна быть идеальная городская инфраструктура, чтобы все участники движения чувствовали себя комфортно?
Основную часть города, кроме многоэтажного офисного даунтауна, составляют одно- и двухэтажные жилые дома на одну семью с небольшим участком, обязательными гаражом и стоянкой. Они образуют кварталы, разделенные широкими четырехполосными улицами с тротуарами. Количество автомобилей в семье соответствует количеству ее членов. По этому принципу устроены почти все американские города.
Существует ли где-нибудь в мире инфраструктура, близкая к этому идеалу?
Близкая к идеалу, с точки зрения автомобилиста, городская инфраструктура существует — это, например, город Лос-Анджелес в Калифорнии.
Какие три главных шага может предпринять автомобилист, чтобы чувствовать себя не врагом, а другом городской экологии и экосистемы?
Архаичное «функциональное зонирование» города, когда люди живут в одних районах, а работают в других, переуплотненность и перенаселенность, значительные расстояния и плохо развитый общественный транспорт делают горожанина автомобилистом и заставляют проводить каждый день часы в пробках.
Автомобилист не должен чувствовать себя врагом городской экосистемы — он, как любой другой горожанин, является жертвой неправильного городского устройства.
Как эффективнее всего с точки зрения городского планирования можно решить проблему паркинга?
Есть два способа решения проблемы паркинга:
Первый — сократить количество автомобилей. Для этого нужно избавить горожанина от необходимости преодолевать ежедневно большие расстояния, приблизить к его месту проживания все те объекты, которые ему необходимо посещать каждый день, разместить их в шаговой доступности. И развивать общественный транспорт.
Второй — снизить плотность городской застройки, отказаться от многоэтажного строительства, расчленить город на самодостаточные районы со всей необходимой инфраструктурой, добиться того, чтобы в каждом своем пункте город обладал равнокачественной комфортной средой.
А самое лучшее — применить оба этих способа.
Три главных качества автомобиля, который мы возьмем с собой в город будущего?
Безопасность, безопасность и еще раз безопасность. Остальные качества — экономичность, безвредность для окружающей среды, простота в управлении и в обслуживании и т.д.
Электрокары и электробусы станут неотъемлемой частью нашей жизни? Если да, то когда они вытеснят транспорт с двигателем внутреннего сгорания?
Да, я думаю, что электрокары станут неотъемлемой частью нашей жизни; уже становятся. И они вытеснят транспорт на жидком топливе — когда появится устойчивая и безопасная технология беспроводной передачи электроэнергии. Батарейки этой задачи не потянут.
Свобода передвижения и широкие возможности зарядки
Инновационный кроссовер Audi e-tron приводится в движение двумя мощными электродвигателями, работающими практически бесшумно и с нулевым уровнем выбросов. Максимальный крутящий момент доступен практически со старта движения и обеспечивает электрический кроссовер внушительной тягой. Audi e-tron разгоняется до 100 км/ч всего за 5,7 с в режиме overboost, а максимальная скорость достигает отметки 200 км/ч.
Электрический полный привод quattro нового поколения гарантирует электрокару устойчивость и точную управляемость на любом покрытии и в любых погодных условиях. Система управления непрерывно отслеживает параметры движения и за доли секунды способна менять настройки, обеспечивая идеальное распределение крутящего момента между осями.
Audi e-tron способен преодолеть более 400 км на одной зарядке (в цикле WLTP). Электрический кроссовер способен восстанавливать энергию двумя способами: в процессе рекуперации при движении накатом, когда водитель отпускает педаль акселератора, а также в момент торможения, когда нажата педаль тормоза. В обоих случаях электродвигатели выполняют функции генераторов, преобразуя кинетическую энергию Audi e-tron в электричество.
дана матковская
Архитектор, сооснователь архитектурного бюро А2М
Какими способами разные города мира в последние 10 лет справляются с большим количеством автомобилей? Какие самые эффективные методы вы можете назвать?
Способы могут быть самыми разными, но, как показывает практика, эта проблема пока не решена ни в одном городе мира. Главный способ — реконструкция автодорог и создание многоярусных развязок без светофоров. Другой эффективный способ — автоматизированные системы регулирования автомобильных потоков светофорами без человеческого вмешательства. Ну и, конечно, развитие альтернативной системы комфортного общественного транспорта и создание сети велодорожек. Но касательно этого метода, на мой взгляд, очень важно учитывать климатические условия конкретного города.
Какой должна быть идеальная городская инфраструктура, чтобы все участники движения чувствовали себя комфортно?
В Рейкьявике была введена практика сезонной жизни пешеходных улиц, что звучит очень рационально в рамках наших погодных условий. В теплое время года многие улицы в городе становятся пешеходными, а с наступлением холодов они передаются автомобилистам. Эту инициативу поддержало абсолютное большинство жителей — как пешеходов, так и владельцев автомобилей. Это как раз идеальная история про достижение баланса между всеми участниками движения.
Существует ли где-нибудь в мире инфраструктура, близкая к этому идеалу?
В Исландии, ведь там вообще нет проблем с автомобилями! А если серьезно, то там и правда разработали интересную концепцию, а это та климатическая полоса, с которой Россия вполне может взять пример.
Какие три главных шага может предпринять автомобилист, чтобы чувствовать себя не врагом, а другом городской экологии и экосистемы?
Процесс полного перехода на экологичное использование транспорта не такой быстрый, как хотелось бы, но начать с малого можно уже сегодня. Водители должны по возможности отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и делать выбор в пользу электрокаров или транспорта с водородным двигателем. Еще один, на мой взгляд, маленький, но важный шаг в сторону бережного отношения к экологии — пользоваться услугами исключительно тех автомоек, где есть очистные сооружения.
Как эффективнее всего с точки зрения городского планирования можно решить проблему паркинга?
Три главных качества автомобиля, который мы возьмем с собой в город будущего?
экологичность (электрокар или водородный двигатель);
безопасность (максимальное количество систем предупреждения водителя);
дизайн будущего.
Не застраивать все жильем, а выделять места для многоуровневых паркингов, где первый этаж можно использовать для ритейла. Или же вообще закладывать дополнительный, порой неожиданный функционал в эти здания. Прекрасным примером является паркинг в Майами Бич по проекту Herzog & de Meuron Architekten: здесь на верхних этажах, помимо ресторана с панорамным видом на город, есть еще и пара пентхаусов.
Электрокары и электробусы станут неотъемлемой частью нашей жизни? Если да, то когда они вытеснят транспорт с двигателем внутреннего сгорания?
Думаю, через 10 лет в мире практически не останется бензиновых машин. Про Россию так уверенно говорить сложно, мы народ непредсказуемый, но я хочу верить, что и в нашей стране этот важный шаг будет сделан своевременно.
Интеллектуальная система зарядки дома и в путешествии
Высоковольтная аккумуляторная батарея Audi e-tron способна сохранять до 95 кВт·ч энергии, обеспечивая таким образом внушительный запас хода. В дальних путешествиях наиболее удобный способ зарядки — станции с постоянным током мощностью до 150 кВт. Такая возможность предлагается для серийного автомобиля впервые. Благодаря этому Audi e-tron будет готов продолжить поездку уже через 30 минут. В домашних условиях электрический кроссовер можно заряжать переменным током мощностью до 11 кВт.
юлий борисов
Архитектор, руководитель проектного бюро
UNK project
Какими способами разные города мира в последние 10 лет справляются с большим количеством автомобилей? Какие самые эффективные методы вы можете назвать?
Последние 10 лет способами организации автомобильного движения были развитие системы общественного транспорта, оптимизация автомобильных дорог, развитие вылетных магистралей и сужение дорог ближе к центру города. Далее — внедрение интеллектуальных систем управления, например, светофорами и развилками, введение требований к снижению скорости движения в центре, а также развитие системы мобильных средств передвижения — велосипедов, самокатов и прочих, — и повышение качества пешеходных связей. Немаловажный аспект — внедрение платных парковок с плавающей ставкой почасовой оплаты машиноместа. Наконец, мы наблюдаем огромную популярность такси и такого формата, как каршеринг.
Эти способы всюду работают, хоть и не очень приветствуются автомобилистами. Но это необходимо, иначе города полностью погрязнут в пробках. Первым мегаполисом, который начал вводить эти меры, был Лондон. В некоторых городах Азии, например, в Сингапуре, введен крайне высокий налог на автомобиль — порой он может существенно превышать стоимость самого автомобиля. В городах Японии есть еще любопытная мера: правило поездок по четным и нечетным дням в зависимости от того, на какие цифры заканчивается номер машины.
Какой должна быть идеальная городская инфраструктура, чтобы все участники движения чувствовали себя комфортно?
Какие три главных шага может предпринять автомобилист, чтобы чувствовать себя не врагом, а другом городской экологии и экосистемы?
Существует ли где-нибудь в мире инфраструктура, близкая к этому идеалу?
Человек должен нести ответственность за то, что делает: максимально эффективно использовать свой транспорт, планировать поездки таким образом, чтобы наносить минимальный ущерб экологии, ответственно подходить к использованию городского пространства. Если нет особой нужды ехать на автомобиле, то не ехать. Если можно взять с собой пассажиров, то брать их. Если есть возможность использовать более экологичный вид транспорта, то выбирать именно такой. Важно выработать в себе рациональное поведение.
Идеальной городской инфраструктуры не существует. Каждый город должен выделить для себя то, что для него является приоритетом. В Европе его получают пешеходы и общественный транспорт. В Штатах и арабских странах — автомобильный транспорт. Россия исторически старается приблизиться к Европе и в плане транспортной инфраструктуры идет по тому же пути.
На мой взгляд, оптимально, когда в небольших городах существует хорошая инфраструктура со скоростным трамваем. Если мы говорим о мегаполисе, то это метро с частыми остановками и в целом четко отлаженная система общественного транспорта и малых средств мобильности. Естественно, все это не отменяет потребность в автомобилях, особенно если речь идет о семьях с детьми и маломобильных группах населения, им несомненно гораздо удобнее пользоваться автомобилем.
Как эффективнее всего с точки зрения городского планирования можно решить проблему паркинга?
Все просто: строить больше парковочных мест и оптимизировать их загрузку. Каждое парковочное место вместе с подъездными путями занимает около 40 кв метров, это практически квартира. Чтобы решить этот вопрос, можно использовать подземные и многоэтажные паркинги, а вариант оптимизации загрузки — внедрение плавающих тарифов. Но это лечение проблемы. Чтобы проблемы не было в корне, надо понять, зачем в принципе нужны паркинги. Сейчас автомобиль используется порядка 10-15% времени, а оставшиеся 85-90% он просто занимает место на городской территории или подземном паркинге. У такси процент использование выше, порядка 30-35%, примерно такие же цифры у каршеринга, и по мере популяризации этой системы цифры будут расти, то есть автомобили в городе будут меньше стоять и больше передвигаться.
Это революционный путь, но история подсказывает, что именно прогресс технологий может кардинально менять параметры комфортной жизни. Так, в 1920-1930-х годах в Нью-Йорке доступность автомобиля решила проблему отходов жизнедеятельности лошадей на улицах города. Я верю, что когда тестируемые сейчас беспилотные системы получат разрешение на повседневное использование, это резко изменит нашу жизнь, как мобильная связь и интернет изменили наше общение.
Три главных качества автомобиля, который мы возьмем с собой в город будущего?
Электрокары и электробусы станут неотъемлемой частью нашей жизни? Если да, то когда они вытеснят транспорт с двигателем внутреннего сгорания?
Автомобиль из атрибута статусности перейдет в разряд утилитарной вещи. Частная и шеринговая истории будут развиваться параллельно. Главное, что автомобиль не будет наносить урон экологии в таком масштабе, как сейчас, будет еще более безопасным и приспособленным под конкретные условия пользования.
В ряде китайских городов это уже случилось, и более того, там действует запрет на бензиновые и дизельные двигатели. По множеству маршрутов в Москве уже ездят электробусы. Думаю, уже через 10 лет традиционный автомобиль станет раритетной вещью. А если произойдут открытия в области хранения энергии (сейчас основной вид — это водородные и аккумуляторные батареи), если огромные ресурсы пойдут на то чтобы повысить КПД емкости батарей, это еще быстрее приведет к глобальным изменениям, и даже 10 лет не потребуется.
Прогрессивный дизайн
В Audi e-tron воплощены основополагающие черты передового дизайнерского языка Audi, переосмысленные в условиях эпохи глобальной электрификации. Рамка восьмиугольной решетки Singleframe выполнена в сером цвете Platinum Grey, символизирующем полностью электрический привод модели. Дизайн порогов и черные вставки на дверях указывают на место расположения батареи — энергетического центра Audi e-tron. Эмблемы e-tron на крышке зарядного разъема и тормозных суппортах (опция) выполнены в ярко-оранжевом цвете, сигнализирующем о высоком напряжении.
_________
Подобные цветовые акценты также предлагаются для просторного интерьера, дизайн которого символизирует инновационность, легкость и технологичность. Вся передняя часть салона ориентирована на водителя, количество кнопок и органов управления сведено к минимуму. Большой ассортимент опций, обеспечивающих комфорт, высококачественные материалы и внимание к деталям выводят электрическую мобильность на уровень премиум-класса.
Для нового Audi e-tron доступно три линии оснащения (Advance, Sport и Design) и практически безграничный выбор опционального оснащения. Автомобиль уже представлен в дилерских центрах.