Поиск

«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей

«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей

Подготовила: Ксения Китаева

Фото: Фотограф Саша Карнюхин

Сооснователь клуба «Дом культуры» и актер «Гоголь-центра» Никита Кукушкин начал заниматься собственными благотворительными проектами еще в 2012 году после поездки волонтером в город Крымск, сильно пострадавший от наводнения. Так появился «Добрый ящик» — проект по сбору одежды, игрушек, канцелярии и обуви для нуждающихся. В декабре 2020-го Кукушкин запустил новую благотворительную инициативу «Помощь», над которой работал несколько лет, несколько раз переделывал и полностью менял команду. Она предназначена для адресного сбора денег на оплату продуктов и услуг для пожилых людей, пенсия которых не способна обеспечить им достойный уровень жизни. BURO. попросило Никиту рассказать о проекте поподробнее.


Идея

Все началось несколько лет назад, когда я понял, что нам не хватает чего-то вроде «Доброго ящика» для помощи пенсионерам, сервиса, посредством которого можно было бы легко осуществлять перевод денежных средств как безвозмездную прибавку к пенсии. Просто так, без ожидания того, что вам отпишут квартиру и упомянут в завещании. Мобильное приложение, на мой взгляд, самый удобный формат для такого рода благотворительности.

Пару лет назад я в очередной раз увидел на улице пенсионера, который рылся в помойке, и сразу сделал в фейсбуке пост, что работаю над приложением. Мне тут же начали писать люди, чтобы узнать, куда перевести деньги. Были и те, кто предлагал сотрудничать. И вот наконец приложение доступно для скачивания.

У нас в стране есть три глобальные проблемы. Первая — бедность, в которой живет, а точнее выживает большинство пожилых людей. В этом позор нации и ответственность моего поколения. Вторая — отсутствие единого сервиса для благотворительности: когда нам надо купить машину, мы идем на auto.ru, когда ищем квартиру, открываем «Циан», но когда мы хотим кому-то помочь, то не видим единого источника, который показывал бы ясно, на что идут наши деньги (верно отчасти, на поле благотворительности с этим справляется фонд «Нужна помощь». — Прим. BURO.). И третья проблема — у нас нет точки сборки, под которой я подразумеваю любовь, сострадание и уважение, например, к противоположной позиции. Проект «Помощь» призван решить эти моменты.


Как работает

Вы заходите в приложение и видите карту города, как в Uber. На ней показаны профили реальных людей, в них отображается история каждого человека: на какую сумму ему или ей уже помогали и какие потребности еще не закрыты. В качестве основной помощи мы придумали продуктовую корзину на 3500 рублей, которой хватает на месяц — эта сумма фиксированная. Помимо этого, вы видите прогнозирование на три месяца вперед: сколько денег уже сдано на конкретную продуктовую корзину по подписке и какая сумма переведена разово.

Вот я, например, вижу, что условной Наталье Владимировне до 31 декабря вся сумма собрана, а сумма новой подписки составляет 3000 рублей. Почему? Потому что ей кто-то уже переводит 500 рублей по подписке, и до конца декабря ей деньги не нужны, но я могу оформить подписку на 3000 рублей на следующий период. Но если кто-то захочет расщедриться на 5000 рублей, система не дает мне этого сделать: приложение не берет денег больше, чем необходимо. Все разовые пожертвования, которые будут сделаны на конкретного человека, но превысят лимит надобности, попадут в резервный фонд помощи подопечным.


Люди

Нуждающиеся в помощи люди попадают в приложение по-разному. Некоторые напрямую, но в основном через благотворительные фонды. То есть человек сначала верифицируется фондом, а после его добавляют в нашу систему. Мы приезжаем к нему или к ней с фотографом, общаемся, составляем историю, узнаем, как человек живет, смотрим документы и подписываем бумаги. Сейчас мы помогаем более 200 людям в Москве и Санкт-Петербурге, планируем расширяться.


Помочь «Помощи»

Как учредитель проекта я не получаю зарплаты, лишь трачу, причем уже не ведя подсчет. Но сотрудники проекта должны зарабатывать — это очевидно. Поэтому в системе приложения есть разделение на поддержку пенсионеров и помощь самому проекту. Можно подписаться на эту потребность или перевести разово и в конце месяца получить историю, на что были потрачены деньги. Отчет происходит ежеквартально, но и ежегодный также никто не отменял со всеми финансовыми переводами. Более того, после того как вы помогли бабушке или дедушке, у вас всплывет окошко «помогите проекту «Помощь», чтобы он мог на какие-то деньги жить. Но если вы не хотите этого делать, то и не надо. Все деньги, которые вы переводите на пожилых людей, идут исключительно на них.


Команда проекта

«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 1)

Катя Мяздрикова

директор фонда и руководитель проекта

Как вы оказались в «Помощи»?

Случайно и закономерно, по стечению событий и обстоятельств.

Почему этот проект так важен?

Это идея, которая носится в воздухе и захватывает людей.

Три самых важных человеческих качества?

Интеллект. Порядочность. Самоирония.


«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 2)

Маша Вдовина

маркетинг-директор

Как вы оказались в «Помощи»?

Позвал сам Никита Кукушкин.

Почему этот проект так важен?

«Помощь» не просто цифровой продукт, а проект о большой любви. Он про объединение разных людей и точку сборки. «Помощь» — это новая субкультура, а мобильное приложение — лишь один из методов решения большой миссии нашего проекта.

Три самых важных человеческих качества?

Сострадание, честность, доброта.


«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 3)

Паша Симонов

проджект-менеджер

Как вы оказались в «Помощи»?

Увидел пост Кукушкина в инстаграме, где он искал проджекта, написал ему и через час уже был на встрече в офисе.

Почему этот проект так важен?

Благодаря соцопросу мы выяснили, что люди готовы оказывать помощь пожилым лишь в третью очередь после детей и животных, поэтому так важно скорее решать этот вопрос. Мы создали сервис, позволяющий выстраивать горизонтальные связи и помогать прозрачно и адресно.

Три самых важных человеческих качества?

Честность, доброта и умение признавать ошибки.


«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 4)

Женя Ким

координатор фондов и помощников

Как вы оказались в «Помощи»?

Я была волонтером в проекте Никиты Кукушкина «Добрая машина», так я узнала о «Помощи».

Почему этот проект так важен?

Наша история является связующей между поколениями, что, на мой взгляд, очень важно.

Три самых важных человеческих качества?

Открытость, сострадание, искренность.




«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 5)

Борис Ланге 

Координатор фондов и помощников

Как вы оказались в «Помощи»?

Потому что #ЯВПОМОЩЬ.

Почему этот проект так важен?

Пожилые — незащищенная социальная группа, и слишком многие из них живут за чертой бедности.

Три самых важных человеческих качества?

Доброта, искренность и чувство юмора.


«Помощь» Никиты Кукушкина: как актер и его команда сделали приложение для поддержки пожилых людей (фото 6)

Антон Немов

руководитель службы обратной связи

Как вы оказались в «Помощи»?

Летом в период пандемии стал помощником кампании #Явпомощь.

Почему этот проект так важен?

Пожилые часто оказываются на обочине жизни. «Помощь» поможет им почувствовать, что они важны, о них помнят и заботятся.

Три самых важных человеческих качества?

Искренность, сострадательность, самоирония.


Приложение «Помощь»