Поиск

«Тихий» расизм: как маски и фильтры в соцсетях навязывают идеалы о коже посветлее

Колумнист BURO. London, писательница Зейнаб Мохамед — о том, как безобидное баловство в инстаграме приводит к дискриминации и жестокости

«Достаточно светлая». Бездумно сказанная и, главное, непрошенная оценка моего белого друга, сказанная мне, будто я прошла какой-то тест. Подтекст очевиден: чем светлее цвет вашей кожи, тем привлекательнее вас считают. 14-летняя я неловко улыбалась, чтобы скрыть смущение от комплимента и боль от такой жестокости. Хотя не нужно повсюду искать примеры колоризма, чтобы найти их в повседневной жизни.

Колоризм по определению — это форма расовой дискриминации, основанная на оттенке кожи человека, обычно в пользу более светлой кожи. Термин был впервые введен Элис Уокер для описания предубеждений против чернокожих людей с более темными оттенками кожи. Колоризм широко распространен. Например, во время вирусного конкурса TikTok, популярного в Индии, пользователи взяли отрывок из песни «Why This Kolaveri Di» со словами «кожа белой девушки» с «черным сердцем». В видеороликах пользователи затемняют тон кожи, выражая при этом грусть. Затем меняют цвет кожи на свой обычный, более светлый, и выражали счастье. Это вызвало бурную реакцию, в результате чего TikTok удалил видео.

Социальные сети, безусловно, оставили свой след в сохранении цветовых идеалов. В частности, «украшающие» фильтры, которые коварно подливают масло в огонь борьбы с темной кожей. Я заметила, что с каждым фильтром тон моей кожи меняется и всегда становится светлее, но не темнее. Время, которое мы проводим в социальных сетях, растет, а вместе с ним укрепляется колоризм в нашем мире.

У большинства фильтров есть один общий фактор — более светлый цвет лица. В 2017 году основатель FaceApp Ярослав Гончаров извинился за включение в приложение фильтра, осветляющего кожу, под названием «горячий». После быстрой смены названия вопрос, казалось, был исчерпан, но реальная проблема — осветление кожи — не изучалась.

Похожие фильтры есть не только в FaceApp, но и в Snapchat и Instagram. Возникает вопрос: что платформы делают для решения этой проблемы? Страшно осознавать, но реальность такова, что фильтры влияют на изменение нашего внешнего вида. Большие глаза? Высокие скулы? Пухлые губы? Что мешает довести процесс «совершенствования» до осветления кожи?

Отбеливание кожи появилось не только что, тенденция существует уже несколько десятилетий. Всемирная организация здравоохранения недавно заявила, что 77% нигерийских женщин сообщили о регулярном использовании средств для осветления кожи — это самый высокий процент в мире. Но и в западном мире люди широко используют такие продукты. В 2018 году совет Саутуарка в Лондоне изъял более 2900 средств для отбеливания кожи. По оценкам, индустрия отбеливания кожи будет оцениваться в более 24 миллиардов долларов в следующие 7 лет.

Бизнес по производству и продаже средств для осветления кожи никак не регулируется, и продавцы на социальных платформах вроде инстаграма могут спокойно манипулировать своей аудиторией с помощью таких слов, как «ярче» и «четче». Владельцы некоторых учетных записей пошли еще дальше и смело ставят хештеги в духе #skinwhitening. Например, на странице @whiteningessence утверждается, что магазин продает продукты для отбеливания кожи номер один. Как жутко, что при быстром поиске по тегам можно найти несколько аккаунтов, продвигающих все, от кремов до таблеток и даже капель. Все они обещают более светлую кожу в считаные недели.

Легко игнорировать роль косметических фильтров в продвижении колоризма и опасного использования средств для осветления кожи. Всемирный локдаун стал причиной не только увеличения количества времени, что мы проводим в социальных сетях, но и мощного притока новых фильтров красоты. Как женщине с темной кожей мне было нетрудно заметить, что большинство фильтров помогает осветлить цвет моего лица. Врач-косметолог Тиджион Эшо отметил, что все чаще к нему обращаются пациенты с отфильтрованными селфи как ориентиром для косметических процедур, и назвал эту тенденцию «дисморфией Snapchat».

Если косметические фильтры на самом деле определяют стандарты красоты, страшно подумать об огромном триггерном эффекте. На первый взгляд, фильтр из цветочной короны может показаться совершенно безобидным и невинным развлечением. Но все это может привести к токсичному убеждению, что ценность человека зависит от цвета его кожи. Если 2020 год нас чему-то и научил, так это тому, что мы должны громко говорить о случаях дискриминации. Иначе это выльется в «тихий» расизм.


Материал был впервые опубликован на BURO.London 9 октября 2020 года