Поиск

Запрещенный Фишер

Тоска по фотографии

Текст: Buro 24/7

Фото: Arno Fisher
Фото: Creative Pool Design

Он прославился фотографиями противоречивого Нью-Йорка и разделенного Берлина, одинокой проводницы и чувственной Марлен Дитрих, а также своими садовыми натюрмортами. Арно Фишер был не просто фотографом, а тонко чувствующим время человеком. Поэтому его снимки — рассказ об эпохе в целом.

Выставка одного из стилеобразующих немецких фотографов XX века Арно Фишера переезжает из одного города в другой. Сейчас же 140 произведений выдающегося мастера, характеризующих разные этапы его творчества, добрались до Минска. По словам одного из кураторов выставки Руслана Сергеева, самым сложным было разгрузить стокилограммовые дубовые ящики с архивными снимками и под строжайшим присмотром немецких коллег разместить их в экспозиционном пространстве.

Запрещенный Фишер (фото 1)

Всю экспозицию можно условно разделить на три секции, которые отражают разные этапы творческого пути фотографа: берлинский период, снимки для журнала мод и полароидные пейзажи и натюрморты.

Первую свою работу "Горящий Берлин" Фишер создал во время Второй мировой войны. А потом на протяжении десятилетий его интересовал этот город. Ранняя серия работ "Берлинская ситуация", которая была создана в период с 1953 по 1960 годы, оказалась запрещена к публикации в 1961 году и увидела свет лишь спустя три десятилетия. На этих кадрах Фишер отразил контраст между роскошью Западного и простотой Восточного Берлина, а его провидческий снимок "Трещина в стене" на долгие годы стал символом разделенного города.

Запрещенный Фишер (фото 2)

В 1978 и 1984 годах Арно Фишер осуществил два путешествия в Нью-Йорк. Материал был опубликован лишь в 1988. Вступительное слово к альбому, написанное Хайнером Мюллером, заканчивается словами: "Прежде чем умереть, нужно увидеть Нью-Йорк — одну из самых больших ошибок человечества. Есть множество ужасных вещей, но нет ничего более ужасного, чем человек". Однако, несмотря на то что в объектив Фишера попадают социальные противоречия этого города, в снимках ощущаются удивление и восторг, хотя эти чувства не выходят на первый план. Фишер следит за жизнью мегаполиса своим проницательным взглядом — и перед глазами зрителя предстает настоящая уличная фотография.

Запрещенный Фишер (фото 3)

Работы Фишера сложно назвать репортажем или документальной фотографией. Это так называемая "субъективная авторская фотография". То есть мастер сам выбирал то, что хотел снимать, и показывал мир в своих работах. Именно размытая граница между фотографией документальной и художественной является основной изюминкой Арно.

 

В экспозицию вошла также целая галерея фотографий, которые Фишер вместе со своей женой Сибилле Бергеман создал для издававшегося в ГДР модного журнала Sibylle. Снимки, сделанные на городских улицах и на фоне промышленных предприятий, произвели революцию в модной фотографии. Сам Фишер позже объяснил, почему он вышел из студии на улицу. Ему хотелось передать реальную атмосферу, настоящую жизнь. Поэтому он брал вместо манекенщиц обычных девушек. И дело было совсем не в соцреализме, который мастеру никогда не нравился. Его главной целью было показать образ не социалистической труженицы, а простой женщины.

Запрещенный Фишер (фото 4)

В этом же разделе можно увидеть черно-белые фотопортреты Марлен Дитрих, наполненные чувственностью и одиночеством, которые так понравились актрисе, что она в личном письме попросила фотографа передать ей негативы.

Запрещенный Фишер (фото 5)

Заключительный раздел выставки — полароидные полупрозрачные снимки, которые Фишер создал в городе Гранзе, где провел последние годы жизни. Увядшие лилии, лестница, лики луж, выцветшая садовая мебель вошли в серию работ, которая в 2007 году была издана отдельным альбомом.

Запрещенный Фишер (фото 6)

У Арно Фишера не было никакого специального образования, но в нем всегда была "тоска по фотографии". Он не спешил, а следил за происходящим. И отображал картину мира, отдаленную и одновременно очень интимную.