В нью-йоркском МоМА открылась ретроспектива Роберта Гобера
The Heart is Not a Metaphor
Один из самых известных скульпторов современности Роберт Гобер призывает по-новому взглянуть на окружающий мир. Не зря в качестве моделей для своих причудливых скульптур он выбирает разные осколки повседневности: рукомойники, двери, части человеческого тела. Мы думаем, что знаем все об этих вещах, но даже мужская нога в потертом ботинке может шокировать, если вырастает из белой музейной стены.
Раковины — любимицы Гобера. В середине 80-х скульптор создал более 50 арт-объектов из дерева и пластика, имитирующих предмет, с которого начинается каждое утро большинства жителей планеты. В какой-то степени раковины — отсылка к знаменитому "Фонтану" Марселя Дюшана. Но суть проекта более злободневна: Гобер создавал раковины в первые годы эпидемии СПИДа, чтобы показать, сколь беспомощной может быть прогрессивная, "чистенькая" современная цивилизация.
В 1989-м в творчестве Гобера появляется второй хрестоматийный образ — мужская нога. Сюрреалистичные скульптуры, изображающие части тела, воскрешают в памяти загадочный мир Рене Магритта и наводят на мысль о персонаже из "Семейки Адамс" — живущей своей жизнью ладони по имени Вещь. Своим ненатуральным размером арт-объекты Гобера созвучны со скульптурами Рона Муека.
Завершает экспозицию инсталляция, посвященная теракту 11 сентября 2001 года. В декорациях, напоминающих церковь, Гобер поместил обезглавленного Христа — из него струится "живая" вода, стекающая в дыру в полу. Эпатажная ретроспектива открыта до 18 января.