"24 часа Ле-Мана": что гонки длиною в сутки дали миру
На пределе сил
Впервые 24-часовая гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) была проведена в 1923 году. За более чем 90-летнюю историю соревнование обросло легендами и стало величайшей командной автомобильной гонкой на выносливость, демонстрирующей лучшие качества — надежность и скорость автомобиля в сочетании с искусством вождения и азартом. Организатором соревнования является основанный в 1906 году Automobile Club de l'Ouest. В год своего открытия клуб запустил самый первый автомобильный Гран-при, ставший впоследствии традиционным и желанным для всех поклонников гонок.
Помимо того что гонка в Ле-Мане является ареной громких спортивных побед, это еще и важнейший испытательный полигон: здесь пробуют инновации, которые в дальнейшем будут использованы для серийных автомобилей. Например, на прославленном французском треке впервые были протестированы такие нововведения, как съемные диски, дисковые тормоза, стеклоочиститель ветрового стекла и галогенные фары. В настоящее время все внимание сосредоточено на экономии топлива. И действующие правила, представленные в 2014 году, уделяют большое внимание именно этому вопросу. Важнейшей задачей является развитие гибридных технологий для восстановления и повторного использования энергии, вырабатываемой машиной во время гонки.
В 2015 году на трек вышло 56 автомобилей и 168 водителей, представляющих около 25 стран. Международный состав — только часть всемирной привлекательности мероприятия. Борьба между основными марками Европы, США и Азии вызывает подъем патриотизма на протяжении многих лет, так как производители используют соревнования для демонстрации своих креативных способностей.
Развязкой интриги 2015 года стала 17-я (за всю историю гонки) победа Porsche. Надо сказать, что для Porsche вырвать победу у безусловного лидера последних лет (прошлогодний победитель Audi выиграл 13 гонок из 15 последних в Ле-Мане) стоило немалых усилий. Противостояние немецких титанов продолжалась на протяжении всей гонки: лидер менялся несколько раз, интрига сохранялась до утра воскресенья, когда Audi #7, оспаривавшая лидерство с Porsche #19, утратила свой шанс. В результате неполадки двигателя пришлось сделать остановку, и драгоценные минуты оказались потеряны. Porsche #19 вырвался вперед, заслужив победу и место в истории. В итоге публика рукоплескала немецкому гонщику «Формулы-1» Нико Хюлькенбергу, новозеландцу Эрлу Бамберу и британцу Нику Тэнди.
Надежности Toyota оказалось достаточно, чтобы финишировать двумя автомобилями, но не хватило, чтобы оспорить семнадцатую победу Porsche. К сожалению, ни одна из трех машин Nissan не прошла финальную классификацию.
Corvette получил компенсацию своим ранним потерям: #64 преодолел противостояние с Ferrari и выиграл в категории GTE PRO.
В любительской категории победа досталась россиянам #72 SMP Racing. Владелец команды Борис Ротенберг заявил журналистам: «Я горжусь тем, что впервые в истории самой престижной гонки планеты звучал гимн России».
Когда в самом начале соревнования Тома Кристенсена, девятикратного победителя Ле-Мана, попросили дать прогноз в отношении финиширующих, он ответил: «Как водитель, я никогда не сделаю такой прогноз». «Мистер Ле-Ман» слишком хорошо знает, о чем говорит: гонка притягательна еще и тем, что результат предсказать практически невозможно, 2015 год — наглядное тому подтверждение.