Полная иллюминация: Sila Sveta о Большом театре, Coachella и воркшопе на "Стрелке"
Искусство мэппинга
Денис Астахов
Когда мы только начали интересоваться темой мэппинга, на дворе был 2005 год — у нас были только допотопные слайдовые проекторы, которые мы пытались модернизировать самостоятельно и продавать, но по факту очень медленно сдвигались с мертвой точки. Переломный момент случился, когда после нескольких лет экспериментов компания «Петрофест» в лице Льва Левинсона пригласила нас освещать Русский музей. Это было слайдово-лазерное шоу на 20 дней. А в 2008-м с помощью этой же технологии мы сделали открытие Петербургского международного экономического форума на стрелке Васильевского острова. Тогда мы фактически и стали той самой Sila Sveta, которую вы знаете сейчас.
Александр Ус
У каждого отдельного проекта своя история и тонкости выполнения: ни один из заказов в нашем портфолио не совпадал с другим. Кроме того, поверхности всегда разные, ведь мы имеем дело не с ровным полотном экрана: здесь нельзя просто взять старый контент и заново его прокрутить. Кейсы из одной сферы, конечно, имеют точки соприкосновения, но уникальные запросы клиентов и инновационные технологии дают нам головокружительные возможности и простор для создания действительно уникальных шоу.
Концерты и музыкальные фестивали
Визуализация музыки — это практически всегда масштабные световые инсталляции, если речь не идет об акустических минималистичных концертах. Мы часто работаем с выступлениями звезд, самый яркий и недавний пример — выступление Halsey на фестивале Coachella. Работать с зарубежными ивентами всегда легче: там все идет по строгому плану, тебе дают четкий бриф и окончательную версию музыкального трека/плейлиста, с которым предстоит работать.
В России же самая частая схема — разработка «в режиме реального времени», создание светового сопровождения в атмосфере полной импровизации. Иногда это получается очень легко, тут все зависит от исполнителя. Иногда мы вдохновляемся локацией — так было с Sound Up в этом году. Мы работали с освещением концерта в Российской государственной библиотеке и решили использовать старые фолианты и гравюры из библиофонда. Мы отсканировали их и создали динамичную мозаику, которая менялась в зависимости от ритма и темпа музыкальной композиции, что выглядело весьма впечатляюще.
Интересным опытом для нас стала работа с Ваней Дорном — мы сопровождали его во время тура по Украине. Когда работаешь с несколькими концертами одного артиста, очень важно понять и полюбить его музыку, поэтому мы слушали все альбомы Вани и проникались атмосферой. После такого погружения работать было легко. Для шоу выбрали геометрический стиль, а именно кубизм как концепцию сцены: важную роль в выступлении играл куб из диодных экранов, подвешенный под куполом зала. Мы напичкали его светом и на фоне огромного экрана опускали и поднимали. Кроме того, в эмоциональный момент выступления начинала работать целая батарея света, спрятанная в заднике куба (это хорошо видно на видео). Кроме этого, мы «поиграли» с занавесом — в его роли выступал проекционный экран, который стал частью шоу; а также спроецировали на сцену транспарентную сетку и создали динамичный фон из разнообразных геометрических фигур.
Мэппинг на архитектурные строения
Может показаться, что проецирование изображения на здания — это очень нелегкая задача: у каждого фасада есть своя фактура, декоративные элементы, окна. Отчасти это правда, но благодаря накопленному опыту нам иногда даже не нужно присутствовать на месте, чтобы оценить масштаб и запустить проект в продакшн. За годы работы мы научились оптимизировать время, и теперь иногда просто запрашиваем размеры площади для проекции, детальные фотографии здания плюс берем данные с детальных карт местности вокруг — все это помогает в изготовлении 3D-модели.
Очень часто при реализации проектов в российских городах мы сталкиваемся с одной и той же проблемой, и это на самом деле даже немного забавно — на больших площадях перед зданиями, с фасадом которых нам нужно работать, в 50 процентах случаев стоит статуя Владимира Ильича Ленина — и она нам мешает. Приходится перемещать технику, ставить ее на возвышении или добавлять лишние проекторы.
Нашей визитной карточкой стало световое шоу «Лебединое озеро» на фасаде Большого театра, реализованное в рамках прошлогоднего «Круга света». Это редкий случай, когда здание и шоу связаны друг с другом напрямую, чаще происходит ровно противоположная картина. Еще одной нашей целью было сделать осовремененный ремикс классики, что в музыкальном плане, что в визуальном. Мы брали артистов балета, снимали их на фоне хромакея, а потом погружали в фантастические миры, приправляя щедрой порцией визуальных эффектов.
Театр
Проекты, связанные с театрами, — наши личные фавориты. Особенно это касается танцевальных перформансов: сочетание действия и световых эффектов с музыкой выглядит потрясающе. Мы делали совместный проект с танцовщицей и хореографом Аней Абалихиной — «Большой балет» для телеканала «Россия — Культура». Постановка «Левитация» с выступлением Юрия Чулкова стала практически нашей второй визитной карточкой после «Лебединого озера». Для него мы разработали креативную концепцию и визуальное оформление перформанса: графический сценарий дополнял хореографию и визуализировал общую концепцию. Для нас это был чистый эксперимент с новыми технологиями, которые мы создаем самостоятельно.
В театре часто не хватает денег на полноценный продакшн. Наверное, именно это часто становится основной проблемой при реализации проектов. Нам повезло, потому что практически все перформансы, с которыми мы работали, были очень профессиональными, и с техническим оснащением сложностей не возникало. Лучшие примеры: детская опера Игоря Ушакова «Настройся на оперу» и серия зарисовок «12 подвигов Гагарина», подготовленная вместе с журналом Esquire.
Выставки/Презентации
Мы много раз работали с люксовыми автомобильными брендами на презентациях новых моделей. Такие световые перформансы могут иметь абсолютно разный характер, сюжет и содержание: от стандартного освещения выставочного пространства до полноценной инсталляции с привлечением артистов. Так, в Китае мы делали проект с новой моделью BMW X4 — это было целое отдельное шоу, в который входил танцевальный перформанс и мэппинг. Люди приходили специально, чтобы увидеть и снять на свои гаджеты презентацию, которая по масштабам была больше похожа на рейв и модную закрытую вечеринку одновременно.
А когда мы делали презентацию Porsche Macan в Барвихе, то создали настоящие джунгли и опутали артистов светодиодным шнуром, в котором они танцевали на сцене. Кстати, именно он стал тем триггером, благодаря которому поднялась волна интереса к нам как к огранизаторам презентаций. Проект стал первым нашим опытом в этой сфере. Он был реализован два года назад, и для тех технологий, которыми мы располагали тогда, получился действительно инновационным.
Воркшоп «Sila Sveta: как сделать мультимедийное шоу»
Идея совместного воркшопа с институтом «Стрелка» назревала давно: еще осенью прошлого года мы решили, что в студии скопился такой немалый багаж знаний, что будет просто несправедливо не поделиться им с коллегами по индустрии. В результате мы определились с концепцией, программой и нашли свободные ресурсы только к весне, открыв регистрацию на воркшоп чуть больше, чем за месяц до его начала.
Мы впервые организовали мероприятие в таком формате: семь дней подряд с утра до вечера, профессиональные требования к участникам, конкурсный отбор. С самого начала мы хотели сделать несколько команд, в каждой из которых будут и опытные моушн-дизайнеры, и арт-директоры, и менеджеры: своеобразная симуляция маленьких продакшн-студий, каждая из которых в последний день презентует практически полноценный мэппинг-проект. В итоге отобрали 18 участников, причем к нам приехали не только москвичи, но и профессионалы из Екатеринбурга, Челябинска, Смоленска и других городов. Это был невероятный микс самых классных людей с разным опытом и подходом к работе, но с неизменным креативом, которым они не только делились друг с другом, но и вдохновляли нас самих с самого первого дня.
Разбив участников на команды только на третий день воркшопа, мы сознательно поставили их в очень строгие временные рамки. За оставшиеся несколько дней им предстояло разработать и презентовать нам все стадии мэппинг-проекта: концепцию и синопсис, мудборд, сториборд, аниматик и финальный контент. При этом мы не прекращали теоретические лекции и иногда даже подкидывали новые задания, не связанные с основными проектами.
За отправную точку для «выпускных работ» мы взяли конкурс «Арт Вижн» Московского международного фестиваля «Круг Света». Мы и сейчас надеемся, что какие-то команды смогут довести свои проекты до самого конкурса, ведь к этому есть все предпосылки. Все единогласно решили попробовать себя в конкурсе «Арт Вижн Модерн», который в этом году пройдет на фасаде ЦВЗ «Манеж». Поэтому в последний день воркшопа мы стали свидетелями целых четырех крутых мэппинг-проектов на макете «Манежа» — специально для этого мы настроили на «Стрелке» все необходимое оборудование.
Проекты участников воркшопа
«Почему ворона черная», команда 4S
Эта команда взяла за основу притчу о вороне, которая раньше была яркой птицей и жила в саду, но однажды разгневала бога, за что навсегда получила черную окраску. Такую историю очень сложно визуализировать в рамках минутного ролика, но команда однозначно справилась с поиском своего собственного стиля, создав приятную, размеренную и немного философскую работу.
Three Glorious Bastards, команда FinalFinal
FinalFinal — это дуэт бунтарей, которые не сошлись во взглядах с командой 4S и решили отделиться и сделать свое шоу по мотивам «Трех поросят». В результате запланированные три команды превратились в четыре, и у ребят получился забавный анимационный мэппинг — классный результат работы вдвоем за такой короткий срок.
«В пещере горного короля», команда «Тени»
«Тени» пошли проверенным путем, оттолкнувшись от саундтрека: «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Грига у всех на слуху. Команда реализовала интересный прием: статичная картинка закрывает фасад почти все время, сворачиваясь под напором музыки и обнажая яркие глитчевые эффекты: своеобразная аллегория на тему борьбы Добра со Злом.
«Мгла», команда White Spirit
Сменив на ходу несколько концепций и сценариев, White Spirit сделали интересный ролик о маленьком герое, который попадает из таинственного леса в мощную индустриальную среду, преодолевает ее давление, ломает механизмы и в итоге возвращается к жизни в единении с природой. Ребята очень классно поиграли с 3D-эффектами, что особенно хорошо смотрится в мэппинге.
«Sila Sveta: как сделать мультимедийное шоу» в Институте «Стрелка» уже закончился, но вы можете принять участие в других воркшопах. К примеру, создавать дизайн-концепции брендов на воркшопе «Авторство и дизайн» научит мировая звезда дизайна Майкл Рок — он работал с такими брендами, как Prada, Apple, MAC.