Как построить карьеру в медиа
Руководство к действию от профессионалов индустрии
Даже если у вас нет опыта и профильного образования, вы все равно можете начать карьеру в медиа и преуспеть в этом. Как попасть в эту сферу, зачем для этого участвовать в конкурсах, а потом совершенствоваться в профессии и совмещать работу с личным творчеством, рассказывает жюри проекта «TVоя Москва». Это конкурс медиахолдинга «Москва Медиа», подготовленный в партнерстве с оператором связи Tele2, для участников которого проводят мастер-классы лучшие профессионалы индустрии медиа и телекоммуникаций.
Эксперты — о том, как они начинали свою карьеру
Мои успехи в карьере начались, когда я окончательно решил для себя, что телекоммуникации — это именно та отрасль, в которой я хочу работать и развиваться. Тогда картинка сложилась: я понял, как лучше выстроить рабочие процессы. А дальше сработало банальное правило жизни: если ты занимаешься тем, что тебе нравится, ты обязательно в этом преуспеешь.
Если выбирать дело, которое тебе нравится и заниматься им с любовью, судьба сама приведет тебя к успеху. Я всегда хотела работать на телевидении. Меня также вдохновляла мода как вид искусства, способ самовыражения. Все началось с того, что я прошла кастинг ведущих в Калмыцкую телерадиокомпанию, а через неделю вышла в прямой эфир. Я проработала на региональном ВГТРК несколько лет и за это время освоила всю телевизионную кухню в разных жанрах. В тот момент, когда я пришла в «Модный приговор» как гостевой редактор, у меня уже был опыт руководства редакцией социально-публицистических программ и запуска небольшой телекомпании. Через месяц я стала шеф-редактором, а через год — креативным продюсером проекта. Под моим руководством «Модный приговор» получил ТЭФИ в номинации «Лучшая развлекательная программа 2015», звание «Самая народная программа о моде» по версии Fashion Channel и много других наград, главная из которых — народное признание и любовь.
В медиа я попал случайно, никогда об этом не грезил. После участия в одном ток-шоу — я был гостем — шеф-редактор предложил мне сделать свою передачу на радио. Он знал, что я много лет веду «Дебат-клуб», в котором профессионалы из разных сфер беседуют с медиатором. Моя первая радиопрограмма «Две правды» была именно в таком формате. Никакой специальной подготовки у меня не было: меня просто посадили за пульт, объяснили, как переводить на рекламу, переключать громкость и следить за таймингом. Через несколько лет мне предложили сделать другие авторские программы: «Управление делами» на «Москва ФМ» — о том, как запустить и развивать свой бизнес, и «Кризисный менеджер» на телеканале «Домашний», которую номинировали на ТЭФИ, — о финансах для простых людей.
Как начать, если совсем нет опыта в медиа?
Важно просто попасть в отрасль — даже на администраторскую позицию, а после — вращаться в тусовке и нарабатывать опыт. Через какое-то время можно рассчитывать на высокие должности — ведущего, продюсера, редактора. Именно так строили карьеру в медиа многие, например Елена Летучая. Она — не профессиональная ведущая. Елена работала на администраторской должности на телевидении, и спустя какое-то время ее заметили и поняли, что она готова стать ведущей, ведь она отлично знает, как устроена кухня медиа.
Молодым специалистам я бы посоветовал набраться терпения. Реалии бизнеса и жизни не всегда позволяют получить все и сразу. Другой важный совет всем начинающим талантам — никогда ни с кем себя не сравнивать. У всех разный старт, условия и прочие факторы. Сравнивая себя с другими, вы только вызываете ненужный внутренний дискомфорт, а он может сбить с намеченного пути.
Если вы хотите стать профессионалом в области моды, станьте иконой стиля, поработайте над своим персональным стилем. Для этого нужно четко понимать, кто вы, как вы хотите выглядеть, какое впечатление производить и что вы хотите сказать этому миру. Ситуация, когда вам нечего сказать, не рассматривается или рассматривается как знак того, что медиа не ваш образ жизни.
Почему конкурсы — это отличный способ начать карьеру в медиа?
На конкурсах вы встречаетесь с работодателями, у которых есть четкая цель — найти сотрудника. К тому же конкурсы — это хорошая возможность осуществить нетворкинг, ведь там вы встретите людей с похожими интересами и целями. У них, например, можно получить инсайдерскую информацию или придумать способ сотрудничества с ними.
Конкурсы помогают легче преодолеть многие препятствия на пути к успеху. Мы — компания Tele2, как никто другой, понимаем, что сделать первый шаг трудно. Еще два года назад мы тоже были новичком, только на столичном рынке мобильной связи. Нам приходилось решать те же проблемы, с которыми сталкиваются молодые таланты. В наших силах — оказать им поддержку.
Как подготовиться к кастингу или собеседованию?
В первую очередь поработайте со своим фокусом внимания. Когда вы нервничаете, вы направляете свое внимание на себя: вы думаете о том, что о вас скажут и как бы не забыть текст. Это неверно. Следует переносить фокус на зрителя, жюри, на тех, кто вас собеседует. Ведь ваша задача — не показать себя, а что-то сообщить аудитории и повлиять на их действия, решения.
На кастинг или собеседование следует выбрать тот аутфит, который более всего соответствует ценностям корпорации, в которой вы хотите работать. Одежда — это язык, и с окружающими стоит разговаривать на понятном им языке, особенно если речь идет о потенциальном работодателе. На собеседовании действуют правила делового этикета — их нужно соблюдать и одеваться соответствующе.
Какие качества специалистов ценят в современных медиа?
Самый главный навык любого специалиста в медиаиндустрии — умение работать с информацией: быстро обрабатывать данные, выделять главное и отсеивать ненужное, анализировать и синтезировать, не теряться в больших информационных потоках. Этот навык важнее, чем мистические дары природы — харизма и талант.
Сегодня редко встречаются специалисты, преданные журналистике, соблюдающие профессиональный «кодекс чести», желающие отлично разбираться в том, о чем они пишут и говорят. Несоблюдение этих принципов приводит к поверхностным суждениям, которые можно трактовать как неуважение к собственной аудитории. Поэтому самые важные качества для профессионалов в медиа — любопытство, неравнодушие, любовь к людям, быстрая реакция.
Нет ничего хуже поверхностных специалистов. Особенно ценно — когда сотрудник полностью погружен во все вопросы, серьезно и с разумным рвением подходит к работе. В целом набор важных профессиональных качеств не меняется со временем: среди них — адекватное восприятие реальности, понимание своей целевой аудитории, самокритичность, желание работать на результат и не стремиться пускать пыль в глаза. Не старайтесь любыми путями произвести впечатление, креативный подход к работе и трудолюбие все сделают за вас.
Как совершенствоваться в профессии?
Нужно регулярно развиваться в профессии, иногда — не отрываясь от работы. Я уже давно не хожу на курсы повышения квалификации, но почти каждый день общаюсь с людьми на своих тренингах и мастер-классах, во время выступлений перед читателями. То есть постоянно держу контакт со своей целевой аудиторией. Так я понимаю, чем мне удивить их при следующей встрече.
Самый лучший способ восполнить свои знания — это практика. Новые проекты, инициативы, даже если они не привели к желаемому результату, очень полезны. Это опыт, который формирует и обогащает вас как профессионала.
Помните, журналист не имеет права быть необразованным человеком. Не пропускайте возможность пообщаться, а лучше поработать с профессионалами индустрии. Очень продуктивен обмен опытом с западными коллегами. А несколько дней на интенсивных курсах могут дать вам больше, чем несколько высших образований.
Как параллельно с работой в медиа заниматься личным творчеством?
Я написал семь книг, многие из которых стали бестселлерами. И по-прежнему считаю, что писательство — это очень сложный труд. Для него не нужно ждать вдохновения. Чтобы преуспеть в этом, нужна дисциплина. Я всегда четко выделяю время для работы над книгами, но также нахожу моменты, которые помогают это делать с удовольствием, наслаждаясь процессом. Например, в отпуске, когда ничего не отвлекает.
Если у вас есть цель не просто написать книгу, но и издать ее, следуйте простым рекомендациям. Тема книги должна быть новой. Если об этом уже писали, следует найти свой подход к подаче информации или искать неописанные нюансы. В издательство нужно идти не с идеей, а с полностью готовой рукописью. Издатель хочет видеть законченную работу, чтобы оценить ее потенциал.
Как изменятся профессии журналиста и блогера в ближайшие 5–10 лет?
Развитие телекоммуникаций делает обмен информацией быстрее. Одна из технологий, которую вскоре запустят, — стандарт 5G — позволит практически мгновенно передавать гигабайты данных. Это приведет к тому, что количество социальных медиа увеличится, аудитория, как следствие, станет еще более «размытой». И чтобы удержать ее, и журналистам, и блогерам придется делать свой контент более виральным и ярким.