«Death Stranding» Хидео Кодзимы: в чем причина культа вокруг этой игры
Сегодня вышел самый громкий проект гейм-дизайнера Хидео Кодзимы, и теперь вы поймете, почему он гений
С момента анонса на выставке E3 в 2016-м к игре Кодзимы приковано внимание геймеров и критиков. И если профессионалы индустрии получили ранний доступ к игре и успели выпустить многочисленные ревью, то широкая аудитория смогла познакомиться с геймплеем только сегодня. Что же такого особенного в игре, которая стала культовой еще до официального релиза?
СОЗДАТЕЛЬ
Хидео Кодзима — уникальный пример геймдизайнера, вызывающего любопытство за пределами видеоигрового мира. В российских изданиях приезд Кодзимы в Москву в октябре освещался так же активно, как визит Тарантино. Однако если для кино внимание к автору кажется естественным, то для игр это редкий случай. Фильмы ассоциируются с режиссерами: «Мы» — это Джордан Пил, «Джокер» — Тодд Филлипс. А игры-блокбастеры связаны с названиями компаний-издателей: в массовом сознании «Assassin’s Creed» — это Ubisoft, «Red Dead Redemption» — Rockstar Games, но благодаря громкому имени Кодзимы это не касается «Death Stranding».
Он получил известность и признание благодаря запущенной в конце 1990-х серии игр Metal Gear Solid. Для MGS Кодзима изобрел жанр «стелс»: вместо убийств и перестрелок игроку нужно было выполнять задания, искусно скрываясь от своих врагов — необычный для стрелялок подход. Философия отказа от насилия и поиска связей между людьми сохранилась и в «Death Stranding».
АКТЕРЫ
Актерский состав Death Stranding выглядит так же внушительно, как титр недавних фильмов Ксавье Долана. Главные роли в «Death Stranding» сыграли Норман Ридус, Леа Сейду, Мадс Миккельсен и режиссер Гильермо Дель Торо. Актеры в видеоиграх — это нормально (например, Эллен Пейдж играла в «Beyond: Two Souls», а Киану Ривз фигурирует в трейлере еще не вышедшей «Cyberpunk 2077»), но в «Death Stranding» количество звезд достигло беспрецедентной концентрации.
Для звезд роль в видеоигре — не менее серьезная задача, чем кино. Как сказал Гэри Олдмен, «в конце концов, это тоже актерская игра. Каждый проект устанавливает определенные препятствия, которые вы должны пройти». В «Death Stranding» актеры занимают чуть ли центральное место: геймплей периодически прерывается сюжетными кат-сценами, которые порой длятся более часа.
СЮЖЕТ
Загадочные кинематографические трейлеры, выходившие последние пару лет, наконец сложились в единую историю (хотя тайн не стало меньше!). В мире «Death Stranding» случился катаклизм, который раздробил Америку на изолированные друг от друга города. Идет временной дождь (Timefall), который заставляет стареть все, на что попадут его капли, а в мир проникли чудовища из потустороннего мира.
Главный герой — курьер Сэм Портер Бриджес, и в постапокалиптическом мире его работа куда сложнее и рискованнее, чем звучит. Он путешествует по опасному пространству в одиночестве — все прячутся в подземных бункерах от таинственного дождя и монстров. От голограмм оставшихся в живых людей Сэм получает посылки и доставляет их в отдаленные убежища.
В какой-то момент может показаться, что игре не хватает динамики и вообще — это симулятор курьерской службы, но на самом деле у Сэма есть глобальная задача — он должен объединить Америку. То есть буквально. Одна из целей героя — подключить города к общей сети, чтобы восстановить связь между людьми.
ГЕЙМПЛЕЙ
Связь — это центральная тема Death Stranding. Несмотря на кажущееся одиночество, игрок всегда окружен живыми существами, однако не так, как в массовых многопользовательских онлайн-играх в духе WoW. Главное новшество Death Stranding — незримое присутствие других игроков. Оно проявляется в заботливо перекинутой через ущелье лестнице или в сброшенном с обрыва канате. Каким-то образом игра запоминает ваши действия и позволяет игрокам помогать друг с другу с помощью оставленного в игре инвентаря.
Это важно, потому что «Death Stranding» — чертовски сложная игра. Дело не только в запутанном сюжете, но также в игровой механике: игроку необходимо продумывать каждый шаг. Герой путешествует по пересеченной местности, где нет практически ни одного ровного отрезка, поэтому неверно выбранная траектория приведет к падению с обрыва или потере ценного груза.
Мучительные походы в горы и переходы через ручьи — не единственная трудность на пути Сэма. Мир игры населяют чудовища: невидимые призрачные существа и вполне страшные гигантские монстры. С ними придется сражаться, а от других можно спрятаться. Капсула на груди Сэма — это сосуд с BB, роботизированным младенцем Бридж-Беби, который поможет ему узнавать о присутствии невидимых чудовищ.
ЧТО ГОВОРЯТ
О «DEATH STRANDING»
За неделю до ее выхода в Сети появились рецензии от всех ведущих игровых изданий. Она получила разные отзывы — от восторженных до разочарованных, но не оставила равнодушным никого.
Тим Роджерс из Kotaku сравнил сложность оценки «Death Stranding» с восхождением на Эверест.
Марк Серрелс из CNET написал, что «…„Death Stranding“ удачно сочетает тему и содержание. Это действительно игра о соединении, и это прекрасно. Потому что независимо от того, насколько разочаровывающим становится „Death Stranding“, вам никогда не удастся избавиться от ощущения, что мы все застряли в этом кошмаре вместе». Крис Картер из Destructoid назвал игру «интерактивным голливудским проектом».
Пожалуй, самое интересное замечание принадлежит Келли Плаг из GameSpot, которая пишет, что «…в своей истории и игровом процессе DS утверждает, что сама по себе беда — то, что делает вещи достойными жизни, а жизнь — жизнью». Забавный комментарий прозвучал от того же Роджерса, который в ответ хейтерам, называвшим «Death Stranding» «симулятором ходьбы», заявил, что «Death Stranding» — это класс «gran tourismo» от симуляторов ходьбы.
КАК ЖДАЛИ ИГРУ
Кодзима последовательно подогревал интерес к игре — в октябре ажиотаж достиг пика. Фанаты были готовы восхищаться и обсуждать на Reddit экран меню, а в Москве поклонники гейм-дизайнера разобрали билеты на паблике-ток в «Гараже» за секунды.
Ореол загадочности сохранялся вплоть до релиза: за пару дней четыре блогера получили от Sony — издателя «Death Stranding» — кейсы с кодовыми замками. Следуя игровой логике, они могли открыть их, только работая сообща. В итоге шифр удалось разгадать за сутки: в кейсах оказались консоль PS4 Pro, контроллер для приставки в виде BB, диск с игрой, ожерелье главного героя Сэма, флешка с саундтреком и беспроводные наушники.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
Кодзима считает, что через «…три-четыре года все перейдет на потоковое вещание — игры, фильмы и телепередачи», и, когда это случится, «фильмы, телешоу и игры будут соревноваться в одном пространстве». Облачные серверы избавят игры от ограничений, которые накладывают домашние консоли, и игровые миры станут более детальными и масштабными. В интервью BBC он заявил, что его следующим проектом станет как раз облачная игра.
Возможно, в будущем контент с Netflix и Apple Arcade действительно будет существовать в едином стриминговом сервисе, а пока надо зафиксировать момент в истории индустрии развлечений: Death Stranding — эпохальный проект, в котором кинематографические сцены начали размывать границу между фильмами и видеоиграми.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7