На этой неделе в Лондоне открылась персональная выставка Айдан Салаховой «И пыль стала дыханием». Для художницы это вторая выставка в британской столице — первая состоялась пять лет назад в галерее Саатчи. На экспозиции показаны новые скульптуры художницы и рисунки из серии «Персидские миниатюры».
Айдан не любит комментировать свои работы, предпочитая оставлять пространство для интерпретации. Религиозные смыслы в ее работах переплетаются с темой сексуальной идентичности и женственности, и деликатность материала не подразумевает открытого монолога. Даже без проактивной позиции на тему ислама, феминизма и сексуальности работы Айдан были неоднократно цензурированы в прошлом: самый громкий эпизод произошел на Венецианской биеннале в 2011 году, когда ее работы подверглись политической и религиозной цензуре и были удалены из экспозиции из-за изображения сексуальности в контексте религии.
Часть работ на выставке входит в серию «Без слов». Это книги, сделанные из мрамора, открытые на чистых страницах, где не написано ни слова. Художница неоднократно высказывала мнение: «В современном мире слова имеют необратимую силу воздействия на публику, а контроль за смыслом в современном информационном пространстве просто невозможен». В такой ситуации Айдан Салахова предпочитает отражать свои воззрения и внутренний мир через искусство и оставляет зрителей делать выводы самостоятельно.
Белый мрамор — полноценный участник и источник вдохновения поздних работ Айдан. Название выставки перекликается с «физиологичностью» материала: по словам художницы, «дышать пылью» в процессе высечения скульптур из мрамора ей привычно. Фраза «И пыль стала дыханием» в качестве названия была предложена куратором выставки Фарах Пирие: это строчка из поэмы азербайджанского поэта-романтика Низами Гянджеви. Эта строчка, конечно, не предполагала отсылки к физиологическому аспекту производства мраморных скульптур, и тем не менее эта физиологичность — неотъемлемая часть процесса. Для Айдан, женщины пятидесяти лет, работа с мрамором в Италии, на жаре, наравне с рабочими в студии — это форма художественного высказывания и степень причастности, необходимая для создания подобных скульптур. Айдан Салахова пришла к этому материалу довольно поздно: художница открыла для себя мрамор случайно в Италии в 2012 году, и это открытие изменило ее карьеру и жизнь. В прошлом галерист и куратор, Айдан закрыла галерею в Москве и переехала в Италию, посвятив себя созданию мраморных скульптур на родине камня в Карраре.
Рисунки из серии «Персидские миниатюры» — менее заметные, но не менее важные работы на выставке. Рисунки датируются 2008–2012 годами и предвосхищают мраморные скульптуры в своей сдержанной эстетике. Темы, позже выраженные в камне, были исследованы Айдан именно в «Миниатюрах». Рисунки действительно вдохновлены персидскими миниатюрами — формой живописи, существовавшей в Персии с XIII по XIX век. Миниатюры служили иллюстрациями к текстам, потому были более свободной формой художественного выражения по сравнению с более монументальными жанрами. Айдан копирует суть персидских миниатюр: рисунки деликатно исследуют запретные темы.
В теории Айдан предпочитает оставить свою личность скрытой. Вообще покров, вуаль — образ, который Айдан часто использует в своих работах. При этом художница довольно широко известна, и зрители так или иначе ищут ее в представленных работах. Айдан — дочь известного азербайджанского художника, она выросла в мусульманской семье и стала одной из первых арт-дилеров и заметных художниц на постсоветском пространстве, имя которой не раз было связано с общественным недовольством. Выставка в Gazelli Art House в очередной раз предпринимает попытку исследовать идентичность художницы. За завесой домыслов и интерпретаций зрители должны увидеть высказывание и найти смысл — каждый свой и для себя.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7