Мы решили вспомнить тех мужчин, кто стоял на страже бьюти-индустрии и даже пожертвовал ради нее жизнью
Юджин Риммель
Юджин начал карьеру в 14 лет в качестве подмастерья в парфюмерном доме его отца Rimmel. К 1830 году молодой мужчина стал опытным парфюмером и настоящим визионером в индустрии красоты. Риммель изобрел первую тушь для ресниц. В XIX веке продукт не завоевал заслуженной популярности, так как дамы предпочитали украшать глаза подводкой, а ресницы не трогали. Зато другие продукты Юджина расходились на ура. Высший свет Лондона не мог обходиться без средств личной гигиены Rimmel, включая мыло, средство для полоскания рта и губные помады.
В толковых словарях слово rimmel до сих пор означает «тушь» на нескольких языках, включая португальский, турецкий, румынский и т. д. Английское название туши mascara произошло от итальянского maschera, что означает «защитная маска». Как выглядела первая в мире тушь, которую Риммель подарил миру, история умалчивает, но скоро у нее появились аналоги.
Терри Уильямс
В 1913 году химик Терри Уильямс с интересом наблюдал, как его сестра Мэйбл собирается на свидание и пытается сделать светлые ресницы от природы более темными. Терри пришел на помощь сестре: смешал угольную пыль с вазелином и спрессовал в небольшую плитку. Смочив водой крохотную кисточку, можно было забрать немного черной краски на кисть и провести по ресницам.
Протестировав тушь, Уильямс понял, что она была необходима миллионам женщин по всему миру и начал предлагать изобретение по почтовым каталогам. Однако, продажи шли вяло. Его продукт почти постигла учесть первой в мире туши Юджина Риммеля, но спас ситуацию кинематограф.
Голливудские актрисы пришли в восторг от крупных планов с накрашенными ресницами. Сестра Мэйбл вскоре вышла замуж, а Терри в качестве свадебного подарка назвал компанию в ее честь, соединив имя сестры Mayble и слово vaseline, который входил в состав продукта. Так появилась одна из самых успешных косметических компаний — Maybelline.
Лоуренс Джелб
В разгар Великой депрессии Лоуренс Джелб работал химиком, ездил по Европе в поисках продукта для волос, который станет бестселлером на американском рынке. Так он нашел процесс окрашивания волос, при котором краситель проникает в сам стрежень волоса, а не просто окрашивает поверхность.
Результат превзошел все ожидания: волосы выглядели более натуральными и становились мягче. Вместе с женой Лоуренс привез в США первый в мире оттеночный шампунь Clairol Oil Shampoo Tint home и презентовал его профессионалам в области парикмахерского искусства в 1938 году.
Уже к 1950 году он улучшил формулу продукта, сократив процесс окрашивания с пяти шагов до одного. Окрашивание занимало всего 20 минут и делало волосы блестящими, чистыми и мягкими, а выручка салонов красоты, которые работали на этом продукте, выросла на 500% процентов. Лоуренс навсегда изменил отношение потребителей к окрашиванию.
Джеф Пинк
Пинк родился в Израиле в религиозной семье. В 70-е годы он обнаружил, что на рынке существует потребность в средствах по уходу за ногтями. Так он открыл небольшой магазинчик в Калифорнии, назвав его в честь супруги — Orly.
В то время единственным средством для укрепления ногтей был «Платок Джульетты» — крохотный лоскут шелка, которым с помощью клея укрепляли тонкие ногти клиентов. Пинк изобретает продукт основой которого становится искусственное волокно — файбер и иронично называет его Romeo. Оно создает едва заметную сетку, которая покрывает всю ногтевую пластину. Так Romeo стало первым в мире средством, которое наносили на ногти для их укрепления. Вслед за оглушительным успехом Romeo последовал успех нового препарата Ridgefiller — средства с тальком, сглаживающего и выравнивающего поверхность ногтя.
Друзья Пинка из Голливуда жаловались на отсутствие в универсального покрытия для ногтей для любого наряда актрис. Джеф Пинк предложил использовать белое покрытие на свободном крае ногтя. Так появился легендарный «французский маникюр». Первое название этого изобретения звучало как Natural Nail.
Специально для американок Пинк также создал «вариацию на тему» френча — маникюр «Беверли Хиллз». Максимально естественные пастельные цвета покрытий, без резких переходов от основания ногтя до свободного края. Так линия улыбки, остающаяся в варианте френча белоснежной, в американской версии перекрывается лаком розового оттенка или оттенка другого пастельного тона, поэтому никакого ощущения резкого перехода и не происходит. По сей день Джеф Пинк остается бессменным владельцем и идейным вдохновителем разработок Orly.
Макс Фактор
Человек, который не нуждается в представлении. Максимилиан Абрамович Факторович родился 15 сентября 1877 года в городе Здуньская-Воля (территория царской России, сейчас — современная Польша). Вырос в многодетной семье (более 10 человек), и вынужден был работать с детства, чтобы помочь прокормить семью.
В восемь лет Максимилиан стал помощником фармацевта, а в девять лет — учеником косметолога, выполняя мелкие поручения. В четырнадцать перебрался в Москву и поступил на службу в Большой театр в качестве помощника гримера. После военной службы в российской армии, открыл собственный магазин в Рязани, где продавал кремы, румяна, парфюм и парики. Несколько лет он работал специалистом по косметике при дворе Николая II в императорских театрах.
В 1904 году Максимилиан вместе с женой, дочерью и двумя сыновьями эмигрировал в Америку. Там американцы сразу сократили его сложное имя до Макс Фактор. Спустя четыре года семья открыла косметический магазин неподалеку от «Фабрики Грез» на Голливудском Бульваре и дела пошли в гору.
Специалисты по голливудскому макияжу столкнулись с серьезной проблемой. Старый театральный грим на основе жира, который наносился толстым слоем, нельзя было использовать для киносъемок. Он выглядел «пугающе» на экране. Решением проблемы стал грим, придуманный Максом специально для создания «экранного» макияжа. Новый грим имел 12 оттенков и был в виде жидкого крема в банке в противоположность старому. С ним загримированные актёры, снятые крупным планом, выглядели более натурально.
Именно Фактор в 1920 году ввел в широкий обиход термин «make up» взамен термина «cosmetics», основанный на значениях глагола «to make up» — дословно нарисовать или сделать лицо. Макс разработал принципы «Цветовой Гармонии» в макияже, которая заключалась в том, что косметические средства должны сочетаться не только по цвету, но и соответствовать тону кожи, оттенку волос, цвету глаз и комплекции. А в 1928 году изобрел макияж специально для черно-белых фильмов.
За него и за вклад в развитие кинематографа был награжден Оскаром. После смерти Макса его дело продолжили сыновья, которым принадлежит огромный вклад в мировую бьюти-индустрию. Именно при них в 1940 году была создана Tru Color Lipstick — первая устойчивая помада для губ, которая не размазывалась. Им принадлежит разработка PanStik makeup —макияж для лица в тубе как помада для губ и консилера Erace, а также создание косметической линии специально для цветного телевидения, которая остается стандартом по сей день.
Серж Лютанс
Родился в 1942 году во время Второй мировой войны в французском городе Лилль. В возрасте 14 лет по настоянию отца Лютанс бросил школу и начал работать помощником в парикмахерском салоне Chez Besson. Тогда же он увлёкся фотографией, экспериментировал с постановочными фото на знакомых. В 1962 году он перебрался из Лилля в Париж и сотрудничал в качестве фотографа и дизайнера причёсок и макияжа с парижской редакцией журнала Vogue. Его работы имели успех и, помимо Vogue, в 1960-х годах он выполнял работы для Elle, Jardin des Modes и Harper's Bazaar. В 1967 году компания Christian Dior заказала Лютансу разработку цветов, стиля и визуальных образов для запуска линии косметики Dior.
В начале 1970-х годов главный редактор американского Vogue Диана Вриланд назвала работу Лютанса для линии Dior «революцией в макияже». В 1980 году Лютанс заключил контракт с японской косметической компанией Shiseido и разработал визуальный стиль, ставший визитной карточкой бренда на многие годы вперед. Буквально за несколько лет Shiseido превратилась из локальной азиатской торговой марки в мировую.
Сначала он создавал ароматы для бренда Shiseido, а позже, в 2000 году, основал торговую марку Parfums-Beauté Serge Lutens для разработки собственных ароматов. Он создал первый в мире древесный аромат для женщин Feminite Du Bois, под который открыли целый моно-бутик в сердце Парижа. Именно Лютанс придумал актуальную по сей день стрижку боб. В 2000-2004 работы Сержа Лютанса несколько раз награждались премией FIFI Awards (The Fragrance Foundation — парфюмерный аналог Оскара) за оригинальный концепт. В июле 2006 года Серж Лютанс был удостоен звания командора ордена Искусств и литературы Франции.
Пьер Герлен
Француз, получивший химическое образование в Англии — Пьер Франсуа Паскаль Герлен в 1828 году открыл парфюмерный дом, который сначала существовал как аптечный магазин. В его подвале Герлен смешивал свои ароматы. Первым мужским ароматом стал одеколон «Империал», созданный специально для Наполеона III Бонапарта в честь его свадьбы. Первый аромат Guerlain для женщин назывался «Душа Цветов» — он был создан Паскалем Герленом в 1829 году для его жены. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году. После его смерти прозаик и драматург Н.Э. Гейнце напишет о Герлене, как о современном парижском алхимике, который «нашел средство возвращать молодость и красоту и путём этого средства делать себе золото».
Фирму унаследовали его сыновья Эме и Габриэль Герлен. Габриэль занимался финансовой составляющей, а Эме Герлену принадлежат такие достижения как, разложение аромата на три составляющие (начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту). Именно Эме впервые совместил производство натуральных и синтетических ингредиентов в аромате, а также создал первый в мире унисексовый аромат под названием Jicky в 1889 году. Всего с 1828 года дом Guerlain создал более 300 ароматов.
Дэвид МакКоннел
В 1886 году американский коммерсант Дэвид МакКоннелл основал Калифорнийскую Парфюмерную Компанию (англ. The California Perfume Company). Первой продукцией компании стали духи — пять простых ароматов: фиалка, гиацинт, гелиотроп, ландыш и белая роза. Идея заняться парфюмерным бизнесом пришла в голову Дэвиду, когда он занимался продажей книг. Чтобы заинтересовать потенциальных покупательниц, он начал вкладывать в заказы духи. Вскоре понял, что маленькие флакончики интересуют его клиенток гораздо больше, чем модные романы.
Дэвид развивал бизнес на основе личного и непосредственного контакта между продавцом и покупателем, сделав при этом ставку на привлечение женщин. В то время у американок не было возможностей зарабатывать, а до получения права голоса на выборах им оставалось ждать еще тридцать лет. Именно Дэвид одним из первых дал женщинам возможность зарабатывать деньги, а также выглядеть красивыми и ухоженными. 6 октября 1939 года компания получает свое новое официальное название — Avon, и уже к 1941 году уровень продаж достигает 10,8 миллионов долларов в год.
Фредерик Брандт
Человек, который был не просто дерматологом, а настоящим визионером в косметологии. Фредерик Шелдон Брандт известен, как исследователь, лектор, автор книг и радиоведущий. Именно благодаря Брандту и его экспериментах на самом себе, мировая общественность узнала об эффективности омолаживающих методик с использованием ботулинотоксина типа А (ботокса) и филлеров.
Благодаря его протоколам и исследованиям произошла легализация омолаживающих препаратов, а основанный им Институт дерматологических исследований в Майами стал единственной инстанцией, которой доверяет FDA (Food and Drug Administration — управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Именно для нее Брандт утверждает новые протоколы для всех мировых производителей филлеров, видов ботокса, косметологических лазеров и активных ингредиентов для космецевтики. Ему безоговорочно доверяли лица звездные клиенты (Мадонна, Стефани Сеймур), рынок взахлеб читал его книги и за глаза называл «королем ботокса» и «бароном коллагена».
Сперва Фредерик с юмором относился к подобным высказываниям, но в конце концов был вынужден обратиться к психотерапевту с депрессией. Ради того, чтобы миллионы женщин и мужчин во всем мире могли улыбаться, глядя на свое молодое лицо в зеркале, Брандт опробовал многие препараты на себе и, разумеется, такое не проходит бесследно. Вскоре лицо доктора стало поводом для насмешек у комедиантов. Последней каплей было сатирическое высмеивание его деятельности в образе одного из героев сериала Unbreakable Kimmy Schmidt. 5 апреля 2015 года Брандт застрелился в собственном доме в возрасте 65 лет. Главный совет, который доктор повторял своим клиентам — «нужно научиться наслаждаться возрастом, любить себя таким, какой ты сейчас».
Фрэнк Тоскан и Фрэнк Анджело
В 1984 году два друга один из которых был профессиональным визажистом и фотографом (Фрэнк Тоскан) и владелец сети салонов красоты (Фрэнк Анджело) поняли, что на американском рынке нет подходящей декоративной косметики для художественной фотосъемки. Они решают создать особую линию именно профессиональной декоративной косметики. Так появилась компания M.A.C, что дословно означает Makeup Art Cosmetics. M.A.C по достоинству начинают ценить модели и мировые знаменитости, такие как Линда Евангелиста, Сандра Бернхард, Мисси Эллиотт, Диана Росс, Бой Джордж, Лайза Миннелли и многие другие.
После того, как Фрэнк Тоскан и Фрэнк Анджело создали первую линию декоративной косметики, которая использовалась в профессиональных художественных фотосъемках, они поняли, что обычным женщинам тоже необходима косметика, которую они могут наносить и использовать сами без профессиональных навыков в домашних условиях. «Косметика всем и каждому!» — эта фраза и стала девизом компании М.А.С.
Один из основателей, Фрэнк Анжело, умер во время неудачного хирургического вмешательства. После смерти своего напарника Тоскан покинул компанию и основал фонд по борьбе со СПИДом со своим родственником — Виком Кеселем. Вик являлся главным химиком и биологом M.A.C. Следуя примеру создателей, новые владельцы продолжали поддерживать фонд по борьбе со СПИДом. Вся прибыль от продаж знаменитой линейки Viva Glam отдавалась на помощь людям, страдающих вирусом иммунодефицита. В результате этих сборов фонд собрал более 128 млн. долларов. Так два друга открыли миру не только профессиональный макияж, но и на собственном примере показали, что красота должна спасать жизни.
В настоящее время все больше мужчин служит красоте, посвящая ей всю свою жизнь. Не удивительно, что основатели самых крупных сетей салонов красоты по всему миру — мужчины. Красота — это прежде всего бизнес, который обеспечивает стабильное развитие индустрии.