О первопроходцах бьюти-индустрии по всему миру
Первые шаги: IX век, Средневековье и Америка XIX века
Первое упоминание о салоне красоты относится к IX веку, когда в Кордову по приглашению мусульманского правителя прибыл певец Зиряб из Багдада. Помимо музыкального таланта Зиряб обладал хорошим вкусом и владел искусством наведения лоска. В Кордове ему удалось открыть первые салоны красоты, в которых женщины могли сделать стрижки и помыть голову ароматическими маслами. Также Зирябу принадлежат первые рецепты зубной пасты и дезодоранта.
Однако во времена Средневековья строгие религиозные принципы определяли греховность всего телесного, поэтому любые бьюти-ритуалы стали условными. Из процедур были актуальны лишь домашние уходы на травах, а также минимальное применение декоративной косметики. Например, мази и осветляющие снадобья для того, чтобы лицо светилось.
Марта Матильда Харпер, салон красоты Марты Харпер
Настоящий расцвет салонов красоты пришелся на XIX век. Одной из самых известных владелиц такого типа заведений была Марта Матильда Харпер, открывшая собственный салон в 1888 году в Рочестере. Некоторый бьюти-опыт она получила, работая много лет прислугой. Визитной карточкой салонов стали лаборатории по производству средств для стимуляции роста волос и улучшения качества кожи. Также ей принадлежит идея создания наклонных кресел для мытья головы. В ее же салонах впервые была представлена машина для завивки с нагревающимися металлическими стержнями. Уже в 1928 году салоны Марты Харпер разрослись в сеть из 500 филиалов по разным городам, включая европейские. Сама владелица была настоящей рекламой своему бизнесу: ее роскошные каштановые волосы до земли завлекали окружающих.
В 20–30-е годы появляются первые салоны для мужчин — барбершопы, в которых можно было подстричься и побриться.
В это же время на другом конце земли процветал токийский свадебный салон Хацуко Эндо, в котором помимо организации торжества можно было подобрать макияж и прическу. В 1935 году популярный бренд Shiseido открыл первый мобильный салон красоты. В его задачи входила реклама бренда, распространение косметики и консультации косметологов. Чуть позже мобильные салоны стали появляться в универмагах по разным городам Азии.
Салон красоты Хацуко Эндо
Время Елены Рубинштейн и Элизабет Арден
Настоящим бьюти-профессионалом в современном понимании стала Елена Рубинштейн. Ее подход был основан на изучении проблем с кожей для исправления недостатков. Например, она первой стала классифицировать кожу по видам для подбора программы индивидуального ухода. Консультация и уход у косметолога были дорогостоящими процедурами, поэтому позволить визит в салоны могли лишь женщины из высших слоев общества — результаты того стоили.
В салонах Элизабет Арден, первый из которых открылся в Нью-Йорке в 1910 году, подход к уходу за кожей был поэтапным и включал массаж. Ее методика — очищение, тонизирование, питание и увлажнение — актуальна и в настоящее время.
Елена Рубинштейн, салон красоты Елены Рубинштейн
Салоны красоты в России
Благодаря живому интересу Петра I к европейским традициям в России обеспеченные люди выписывали себе из-за границы мастеров. До 1700-х годов люди пользовались услугами цирюльников. Спрос на европейских мастеров (а именно — из Парижа) возрос после войны 1812 года, многие даже стали открывать салоны в России.
Косметология в России появилась благодаря парфюмеру Александру Остроумову, создателю мыла от перхоти и увлажняющего крема под названием «Метаморфоза». В 1910 году на Тверской он открыл специальную лабораторию, которая чуть позже переросла в единственный в мире Институт врачебной косметики. Среди гостей заведения были аристократы, которым предлагали всевозможные услуги — от маникюра и лечения болезней кожи.
В СССР салоны красоты распространились благодаря стараниям Полины Жемчужиной, жены Молотова, вернувшейся вдохновленной из Парижа в 1929 году. Уже в следующем году в СССР стали появляться первые кабинеты врачебной косметики — так их называли. В бьюти-меню таких кабинетов были услуги массажа лица, ухода за кожей головы и волосами. Процедуры носили гигиенический характер. В годы войны эта практика была приостановлена, но в послевоенные годы ее популярность выросла в два раза, в особенности благодаря телевидению и увлечением голливудскими фильмами.
08.08.17, 11:06
Другие истории
Подборка Buro 24/7