Уход для менструации, да и вообще под любую фазу цикла, — красивый тренд, который совмещает заботу о коже и репродуктивном здоровье, а также имеет социальную силу. С одной стороны, звучит логично: многие хоть раз замечали высыпания на лице перед началом цикла (никогда такого не было — и вот опять). С другой стороны, хочется спросить: такая косметика — не уловка ли это маркетологов и попытка в очередной раз заработать на проблемах женщин? Давайте разберемся.
Уход за кожей по фазам цикла уже есть, к примеру, у французского бьюти-бренда Typology. В линейке четыре сыворотки, по одной для каждой недели:
1
увлажняющая и успокаивающая с гиалуроновой кислотой для первой фазы цикла;
2
для второй — тонизирующая с витамином С;
3
третий продукт помогает сужать поры и бороться с бактериями;
4
четвертый — матирует и справляется с воспалениями.
Похожая логика у марки Amareta, правда, она делит цикл и, соответственно, ассортимент на два периода. Для первой-второй недели, по мнению разработчиков, понадобятся мягкий очищающий бальзам и питательный крем, а для второй фазы — угольная детокс-маска и бальзам для умывания с клюквой и ромашкой.
Собирать уход под каждый этап цикла решаются не все бренды. А вот выпускать отдельные продукты специально для периода менструации — почему бы и нет. К примеру, у марки Faace есть увлажняющая противовоспалительная маска для лица во время менструации. В составе — гиалуроновая кислота, экстракт зеленого чая, лаванда, цинк, шалфей. Использовать маску можно и раз в неделю, и ежедневно — как захотите.
У бренда Payot тоже есть продукт, который стоит использовать во время месячных. Набор из трех видов сывороток в ампулах My Period La Cure, рассчитанных на девять дней применения начиная с первого дня цикла, включает: очищающую сыворотку с экстрактом мяты, успокаивающую с жасмином и апельсиновую для тонуса кожи. Купить набор можно в России, так что, да, тренд уже точно дошел и до нас.
В среднем менструальный цикл составляет 28 дней, но в норме он может длиться от 21 до 35 дней. Стоит учитывать еще и то, что не все могут похвастаться его регулярностью. Если так, возможно, вам стоит обратиться к врачу. Но, поскольку все индивидуально, уже на этом этапе могут начаться проблемы с подбором косметики для каждого дня или недели цикла.
Сам цикл делится на три фазы:
1
фолликулярная, в начале которой как раз идет менструальное кровотечение, а после фолликул с яйцеклеткой созревают и готовятся к овуляции (примерно 1–12-й дни);
2
овуляторная, когда выходит яйцеклетка (примерно 12–15-й дни);
3
лютеиновая, в ходе которой формируется желтое тело и организм готовится к беременности (примерно 16–28-й дни).
Все это время под воздействием гормонов происходят изменения в женском организме. И отражаются они не только на самочувствии, желании заказать джанк-фуд и вдруг пересмотреть «Сумерки» и «Грязные танцы» во время лютеиновой фазы — но и на состоянии кожи.
«В первую фазу кожа становится более гладкой, ровной и в целом мы себе больше нравимся. За это отвечает рост уровня эстрогенов. Они влияют на увеличение толщины кожи и эластичности за счет синтеза коллагена, а еще на увлажнение из-за стимуляции гиалуроновой кислоты. Также эстрогены могут улучшить барьерную функцию кожи и даже ускорить заживление ран», — говорит Евгения Самойлова, дерматолог-косметолог центра доказательной медицины DocMed.
Может показаться, что эстрогены — супергерои, которые классно влияют на кожу. Это не всегда так: в избытке эстрогены могут привести к предменструальной гиперпигментации. Как и всегда, во всем должен быть баланс.
Пик роста эстрогенов наступает к середине цикла — к овуляции. После нее кожа может сильнее вырабатывать себум, появляются отечность и высыпания. Происходит это вот почему: «Активация гормональной системы приводит к микроотеку устья волосяных фолликулов (или пор), что, в свою очередь, затрудняет отток себума. И мы можем наблюдать те самые прыщи перед менструацией», — поясняет Евгения Самойлова.
Получается, что экстрауход понадобится в третью — лютеиновую — фазу цикла. Правда, это нужно далеко не всем. Высыпания могут быть сильнее выражены у девушек и женщин с акне и проблемной кожей, остальным, скорее всего, можно расслабиться. Если потребность в смене бьюти-рутины все-таки есть, стоит включить в нее дополнительное очищение. Пригодятся мягкие отшелушивающие гели для умывания или тоники с кислотами. В их составах ищите салициловую кислоту, экстракт зеленого чая, бензоилпероксид.
Попробуйте в течение месяца отслеживать состояние кожи. Во многих приложениях для контроля менструации такая функция тоже есть (смотрите Flo и Clue, например). Чувствуете, что кожа ведет себя по-разному и требует внимания? Вперед за косметикой, причем маркировка «cycle / period beauty» не обязательна, поэтому не переживайте, если ее нет в вашем городе. В противном случае косметика под разные фазы цикла — деньги на ветер. Но в любом случае хорошая идея — подобрать классные очищающие и увлажняющие средства по типу кожи, которым не понадобится подмога.
У косметики под фазы цикла есть роль, не связанная конкретно с уходом за кожей, но не менее важная — бороться с табуированностью темы женского здоровья и месячных в частности. К примеру, 58% американок хотя бы раз чувствовали стыд просто за то, что у них есть месячные. А примерно четверть российских мужчин не знают, что такое предменструальный синдром (ПМС). И еще 30% опрошенных, которые состоят в постоянных отношениях с женщинами, не разговаривают с ними на тему женского и мужского здоровья.
Так что бьюти-индустрия, учитывая постоянно растущую популярность косметики, — хорошее поле, чтобы привлечь внимание к проблеме, заниматься просвещением и развенчивать мифы о менструации. Ведь кто-то все еще верит, что тампон способен лишить девственности или что в период менструации нельзя забеременеть (можно).
К тому же, если благодаря бьюти-брендам все больше людей начнут называть месячные месячными, а не «этими днями», «гостями из Краснодара» и придумывать другие эвфемизмы, — уже прогресс. Да, это тоже маркетинг, но он может пойти во благо. А еще лучше, если производители косметики под фазы цикла будут помогать тем, кто не может позволить себе купить прокладки, тампоны и другие средства гигиены, — таких людей в мире 12,8%.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7