Фитнес-энтузиастка Мария Май рассказывает, как помешательство на фитнесе и «чистой и здоровой» пище приводит женщин к орторексии и чем опасно это заболевание.
ЗОЖ сейчас в тренде: все больше людей увлекается фитнесом и правильным питанием, а идеальным считается тело фитнес-модели, а не манекенщицы. И вроде бы все хорошо — кому может навредить физическая активность и здоровая еда? Оказывается, что многим.
Нервная орторексия — это патологическая фиксация на здоровой пище, которая часто описывается как «болезнь, маскирующаяся под добродетель». Какие у нее симптомы? В отличие от анорексии, орторексия характеризуется помешательством не на количестве, а на качестве еды. Исследователи отделения психиатрии Университета Колорадо Р. М. Мороуз и Т. М. Данн предлагают следующие критерии орторексии:
— разделение еды на «здоровую» и «вредную», что ведет к несбалансированности диеты и полному исключению нужных микро- и макронутриентов;
— озабоченность «чистотой» пищи (пестицидами, консервантами, добавками и пр.);
— планирование, обдумывание и приготовление еды, на которое тратится более 3 часов в день;
— чувство вины после нарушения диеты;
— нетерпимость к пищевым привычкам других людей;
— нарушения социальных или профессиональных функций из-за навязчивых мыслей и поведения, зацикленного на «правильной» еде.
В чем опасность этой «маскирующейся» болезни? У страдающих орторексией может возникнуть дефицит питательных веществ из-за исключения целых групп продуктов. Есть данные о том, что этот вид диетического экстремизма может привести к тем же медицинским осложнениям, что и анорексия, — остеопении, анемии, гипонатриемии, метаболическому ацидозу, дефициту тестостерона и брадикардии. Кроме того, у больных наблюдаются психологические симптомы: тревога и чувство вины при нарушении диеты, хроническое беспокойство по поводу «несовершенства» питания и его плохого влияния на здоровье. Более того, люди с орторексией подвергаются риску социальной изоляции: они считают, что соблюдать здоровое питание можно только в одиночестве, и стремятся контролировать свое окружение. Они могут чувствовать моральное превосходство над простыми смертными и избегать взаимодействия с другими людьми.
Как орторексия выглядит в жизни? Человек тратит кучу денег на так называемую органическую еду, не ест целые группы продуктов, потому что они, по его мнению, вызывают брожение или приводят к инсулинорезистентности. Он ходит в гости и рестораны со своими контейнерами с едой, или не ходит вовсе. Он осуждает знакомых, когда те наслаждаются мороженым. Ничего не напоминает? Некоторых популярных фитнес-блогеров.
Исследование 2017 года показало, что 49% пользователей инстаграма, подписанные на блоги о еде и/или фитнесе, демонстрируют симптомы орторексии. Что сильно отличается от населения в целом (менее 1%). Из этого можно сделать два вывода.
Во-первых, влияние медиасреды на развитие расстройств пищевого поведения (РПП) пугающе велико. Все усугубляет формат соцсетей: сейчас пользователи сами формируют свою ленту и в итоге получают деформированную картину мира, в которой дисфункциональное пищевое поведение более распространено, чем в реальности.
Во-вторых, орторексию можно считать профессиональным заболеванием спортсменов и фитнес-специалистов. Она встречается у трети атлетов. Для них «здоровое питание» — часть профессии, и зачастую стремление улучшить физическую форму или повысить результаты за счет питания переходит в патологическую форму. Кроме того, фитнес-профессионалы находятся под постоянным давлением медиасреды: их считают ролевыми моделями, от них ждут круглогодичной «сухости» и непогрешимости в еде, что приводит к развитию РПП.
Результаты исследований орторексии среди атлетов говорят о том, что мужчины и женщины ей подвержены в равной степени. Но, когда дело касается простых любителей фитнеса и ЗОЖа, ситуация меняется. Почему среди обывателей женщины более подвержены орторексии? Ответ прост: все дело в моде. Если идеал мужского тела особо не меняется уже много лет, то идеал женщины мотает из стороны в сторону — то фигуристая Мэрилин Монро, то тростинка Твигги, то амазонка Синди Кроуфорд.
Только из моды вышли дистрофичные фигуры, как возник новый идеал: «фитоняшка». Сейчас отовсюду на женщин вываливаются картинки фитнес-блогерок и чемпионок фитнес-бикини. У них ни грамма жира, аппетитные попы и блеск в глазах. И рецептик наготове: жесткая, непогрешимая диета и изматывающие тренировки. В рекомендациях таких блогерок можно увидеть запреты на фрукты и молочку, призывы не есть углеводы на ночь или вообще их не есть, исключить все продукты с высокими гликемическими инсулиновыми индексами (это вам не калории считать!). И это считается нормой у многомиллионной аудитории, которая в подавляющем большинстве — женская.
Культ не просто худого, а «обезжиренного» спортивного тела повлек за собой не только нормализацию орторексии, но и распространение другой беды: зависимости от тренировок (в иностранной литературе — compulsive exercise). У нового времени появился новый слоган: «Strong is the new skinny» («Сила — это новая худоба»). Идея хорошая: люди начали положительно относиться к развитию физической силы у женщин, да и в принципе силовые тренировки отлично влияют на здоровье. Но важен контекст: «Да, становись сильнее — но все-таки больше уделяй внимание попе». Идеалы красоты никуда не делись, и фитнес стал очередным инструментом контроля за телом женщин. Культ мышц (но только в определенных местах), нацеленность на мгновенный результат, осуждение лени и слабой воли — все это приводит к тому, что женщины буквально загоняют себя на тренировках, стремясь достичь нового идеала.
И этим пользуются тренеры, нутрициологи, производители спортпита и инвентаря, продавая свои продукты, программы и курсы. «Похудеть на 15 кг за месяц» заменили на «Накачай круглую попу за месяц», а результат остался тот же: женщины с разбитыми ожиданиями, погрязшие в куче ложной информации, оставшиеся один на один с расстройством пищевого поведения и занятиями фитнесом до отвращения.
Орторексия и зависимость от тренировок — бичи современного ЗОЖа. И, главное, никто не хочет об этом говорить: ведь тогда окажется, что все эти марафоны и волшебные таблетки совершенно не нужны. Не нужны 30 разных тренировок на 30 дней (две-три тренировки, повторяющиеся из недели в неделю, работают эффективнее). Не нужны подсчеты гликемических индексов и приемы пищи по часам (здоровому организму на это наплевать, ему важнее общая калорийность и соотношение белков, жиров и углеводов). Не нужен список БАДов объемом с «Войну и мир». Не нужны вечные ограничения в еде и двухчасовые кардио натощак. На самом деле, для того чтобы быть здоровым, активным, счастливым и спортивным, нужно просто тренироваться в кайф и есть все, но в меру. Вот она, формула успеха — но она ничего не продаст.
Но как найти эту грань — чтобы питание и тренировки приносили и удовольствие, и результат? Прежде всего, слушайте себя и свое тело. Выбирайте вид физической активности, который вам больше всего по душе. Не нравится тягать штангу в зале? Можете записаться в бассейн. Кататься на роликах. Ходить на аэробику. Главное — понимать, какой результат вам нужен. Да, без штанги не сделать попу, как у Кати Усмановой. Но ответьте себе честно, что вам важнее: такая попа или хорошее физическое и душевное состояние? Проанализируйте, действительно ли желание упахиваться в зале — ваше, а не навязанное фитнес-блогерами. То же самое с питанием. Что для вас важнее: ни грамма целлюлита (который абсолютно естественен) и жесткие ограничения или комфортное, вкусное питание без заморочек? Нужно ли вам лишать себя удовольствия от еды, если вы не стремитесь стать чемпионкой по бодибилдингу?
Без осознанности — никуда, так что развивайте в себе критическое мышление, а еще лучше — читайте самые свежие научные статьи о питании и тренировках. Если на это нет времени, то доверьтесь квалифицированному тренеру. Только сперва проверьте его на адекватность: если в его работе присутствует хоть один из этих пунктов, продолжайте поиски.
1. Тренер слишком строго ограничивает питание. Конечно, если вы съедаете полторта на завтрак, то тренер будет прав, если скажет, что так делать не стоит. Но полное исключение мучного, сладкого, фруктов, быстрых углеводов — это нездоровый подход. Для бодибилдера на подготовке это, может, и нужно, но для обычной девушки, работающей в офисе, — нет.
2. Критикует вашу внешность, сравнивает с другими. Сразу бегите. Ничего, кроме плохой самооценки, вам такой тренер не даст. Это не мотивация, а давление на чувство вины. Сравнивайте себя только с собой.
3. Обещает быстрые результаты. Таких не бывает. Если тренер говорит, что сделает из вас фитнес-бикини за полгода — не верьте. Или вообще не сделает (что вероятнее), или сделает, но во вред здоровью — физическому и психическому.
4. Дает хардкорные тренировки с самого начала. Они нужны и полезны — для опытных. У новичка же они вызовут только отторжение от занятий фитнесом.
5. Не может ответить на вопрос «А почему?». Насторожитесь, если в ответ на «А почему после 16:00 углеводы есть нельзя?» вы получаете «Так принято», «Это мой опыт» и ни одного более-менее внятного, научно обоснованного ответа. Конечно, тренер имеет право знать не ВСЕ, он может поискать ответ и объяснить потом. Но если ответ основывается только на его личном опыте или на традициях, то пиши пропало.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7