История о том, как мир принял идеальную концепцию отношений с собственным телом и стандартами красоты. Разбираемся, что такое Body Positive
Самые большие изменения чаще всего происходят незаметно. И то, как в нашу жизнь вписалась концепция Body Positive, — отличный тому пример. Еще пару лет назад это сочетание мало кому о чем-то говорило. Оно вскользь упоминалось где-то рядом с фотографиями неформально выглядящих моделей, и тем бы дело кончилось, если бы не «новость», внезапно полюбившаяся всей желтой прессе: новым модным трендом стали небритые цветные подмышки. И если читатели газеты «Метро» просто изучали подборку портретов дам с разноцветным пушком и переключались на чтение новостей из жизни поп-звезд, то интернет-пользователи все-таки сумели докопаться до сути. История с разноцветными подмышками имела отношение не столько к моде, сколько к новой (или хорошо забытой старой?) философской мысли: что естественно, то не просто не безобразно, а красиво, восхитительно и прекрасно. Именно это пытались декларировать дамы, выкладывавшие в соцсети свои фотографии сразу после окраски отросших подмышечных волос.
Следующий медийный всплеск был вызван появлением в Сети ролика с танцующей толстушкой Уитни Уэй Тор. Проснувшись знаменитой, Уитни дала не одно интервью, привлекая внимание своих поклонников к концепции Body Positive: она рассказала о злобных комментариях с обвинениями в пропаганде ожирения, о своей болезни, вызвавшей резкий набор веса, а также о том, как живет в гармонии со своим телом, продолжая любить и уважать его.
На самом деле именно такие истории дают повод для неверного толкования философии Body Positive: поверхностному читателю или зрителю может показаться, что она существует как утешение для тех, кто волей судьбы оказался в чем-то далек от привычных модельных стандартов. Ключевая ошибка кроется именно здесь: движение Body Positive существует не для условно «недостаточно красивых». Это концепция для всех, потому что главный ее постулат прост: мы все красивы.
Несмотря на в целом довольно мирный настрой, сторонники движения периодически все-таки заявляют о себе, привлекая внимание общества к наиболее явным проявлениям фэтфобии, шейминга и навязывания ложных стандартов красоты. Так, к примеру, в Великобритании (а затем и во всем мире) волну недовольства вызвала реклама пищевых добавок Protein World с фотографией австралийской топ-модели Рене Саммерфилд в бикини. Надпись на билбордах вопрошала: Are you beach body ready? («Готово ли ваше тело к выходу на пляж?»). Возмущенные тем, что их принуждают соответствовать модельным стандартам, британские девушки начали фотографироваться около плакатов, заслоняя собой тело модели, и выкладывать фото в социальные сети, сопровождая их комментариями «Мое тело ВСЕГДА готово к выходу на пляж». Стоит ли говорить, что героини этих фотографий вовсе не всегда были похожи фигурой на топ-моделей — и от этого совершенно не чувствовали себя менее счастливыми? Стремясь поддержать внезапно возникший тренд, британский ретейлер SwimsuitsForAll, специализирующийся на белье и купальниках больших размеров, выпустил аналогичный плакат с изображением модели плюс сайз Эшли Грэхэм и подписью «Готовы ли вы к ТАКОМУ телу на пляже?». Высказались и SMM-щики компании Dove, разместив в Twitter плакат с фотографией реальных женщин нормального размера и сопроводив его все той же надписью: «Да, мы готовы к выходу на пляж».
Аналогичная история борьбы с рекламными плакатами, содержание которых явно идет вразрез с боди-позитивными идеями, произошла и в России — правда, с поправкой на местные реалии: недовольство вызвала не коммерческая, а социальная реклама. На плакате с надписью «Выбор за тобой» были изображены две «крайности»: мускулистый мужчина с гантелью и его антипод — герой «большого размера», поедающий гамбургер. Отстаивая свое (и чье угодно еще) право быть любыми, российские сторонники Body Positive начали фотографироваться около рекламных плакатов по всему городу с собственным плакатом в руках, надпись на котором гласила: «Мой выбор — борьба с фэтфобией». Впрочем, некоторые из них предпочитали не держать в руках плакатов, а просто сопроводить изображение жестом со средним пальцем, выражающим отношение к предложенному «выбору».
Удивительно, но площадкой, где последовательницам Body Positive оказалось проще всего отстаивать свои интересы, стал Instagram — социальная сеть, ориентированная в первую очередь на демонстрацию «фасада», то есть картинок и фотографий.
Последний громкий скандал произошел буквально на днях: пользователей (точнее в первую очередь пользовательниц) Instagram возмутил запрет на использование хештега #Curvy — администрация социальной сети приняла решение заблокировать тег, так как им чаще всего сопровождались фотографии, «нарушающие правила соцсети, касающиеся публикации изображений обнаженной натуры». Однако дам, чьи формы можно было бы охарактеризовать словом curvy, возмутило, что теги #thin или #skinny никто при этом не заблокировал. Девушки с формами стихийно принялись выкладывать свои фотографии, сопровождая их тегом #bringcurvyback, а также записями, содержащими общий посыл: «Мы рады быть curvy и считаем, что имеем право называть вещи своими именами». Кстати, вчера тег вернули.
В русскоязычном пространстве движение Body Positive активно существует. Мы поговорили с администраторами и участницами самого крупного паблика «ВКонтакте», объединяющего сторонников этой философии, о том, как они представляют себе боди-толерантность, нужно ли выходить на митинги за право выглядеть иначе и как начать любить себя.
Софья Егорова, дизайнер, иллюстратор:
Я пришла в группу, когда группы еще не было. В общем, я — та админка, которая когда-то, августовским вечером, кликнула на кнопочку «Создать сообщество». Потом был очень сложный полугодовой период, несмотря на поддержку подписчиц и на появление в администрации хороших модераторов, которые уже работали с пабликами феминистского направления. А потом мы познакомились с Аней Сволочовой — и понеслось.
Для меня самое главное в философии Body Positive — самопринятие, самоадвокация. Мы (женщины особенно) тратим слишком много времени на то, чтобы переживать из-за своего несоответствия нелогичным и нерациональным требованиям социума. Вместо творческой самореализации. Вместо жизни. Слишком много времени тратим на то, чтобы осуждать других за любое отступление от «правильной» траектории, вместо того чтобы видеть в них личность. Для меня Body Positive — это переход к критическому мышлению, к независимому образу мыслей и чувствования, к свободе самовыражения, к умению понимать, слышать себя и другого человека.
Быть вместе, чувствовать поддержку — очень важно. Я не люблю милитаристские выражения, но один в поле не воин. Очень тяжело существовать без понимания, что ты не одна, что многие люди прошли через те же проблемы, и кто-то смог преодолеть возникшие сложности, и кто-то может помочь тебе, и кому-то можешь помочь ты. Делиться пережитым, обсуждать приобретенный опыт, просто говорить о себе — крайне важно.
Говорят, что социум становится более эгоцентричным, что повышается ценность индивидуальности и так далее. Я с этим не согласна. Среди людей очень тяжело говорить «я». «Я пережила», «я хочу», «мне нужно». Но если мы не будем знать о том, чем живут окружающие, что они чувствуют и переживают на самом деле, мы просто не поймем, как выстраивать продуктивное общение.
Наш паблик — это огромная команда администраторов и подписчиц, постоянно происходит обмен мнениями, идеями, откровенные разговоры об ощущениях, эмоциях. Наши взгляды на боди-позитив иногда могут не совпадать даже внутри администраторского блока. Это нормально.
Видимость за пределами Интернета — важная сторона для любого общественного движения. Но Интернет — это огромная и хорошо доступная площадка, я не вижу причин умалять значимость онлайн-активности по сравнению с офлайн-активностью. Создание групп поддержки, групп феминистского роста самосознания, объединений для боди-позитивных физических практик: спорта, танцев, арт-терапии — при грамотном и бережном подходе могло бы быть перспективным. Но я не буду говорить рекомендательно, потому что, если хочешь, чтобы что-то было, иди и создай. У меня пока не хватает ресурсов: знаний, организаторских навыков и способностей, эмоциональных сил — для такой деятельности. Но я знаю, что такие объединения будут появляться. Они уже появляются, и это здорово.
Анна Сволочова, активистка движения, феминистка:
В боди-позитив я пришла через феминизм: однажды натолкнулась на эту идею и поняла, что это мое, то, чем я хочу заниматься, и то, что я полностью разделяю. Русская группа была создана не мной, начало положила Софья Егорова два года назад, а через несколько месяцев после создания группы появилась я и приложила максимальное количество усилий для того, чтобы паблик стал таким, каким мы его видим сейчас: преуспевающим, информативным, безопасным, уютным, терапевтическим. Мы создали это пространство для того, чтобы у женщин была возможность чувствовать себя комфортно, потому что внешняя среда крайне жесткая и неблагоприятная.
Наша основная целевая аудитория — женщины. Разных возрастов, профессий, социального статуса. Но несмотря на то что мы ориентированы исключительно на дам, наши тексты применимы для всех, кто в них нуждается. Мы никого не агитируем; я считаю, что это неэффективно. Мы вкладываем силы в написание статей, поиск материала, переводы. Наша группа — это не дискуссионная площадка, а место для единомышленниц, то есть для тех, кто разделяет наши взгляды или только приобщается к движению. Мы не занимаемся переубеждением кого-либо, особенно тех, кто не готов воспринимать. Боди-позитив — это не развлечение, а достаточно серьезная работа и самообразование. Активистки в основном женщины — мужчины бывают, но редко. Я помню всего троих, кто регулярно появляется в комментариях и до сих пор не забанен.
Для меня наиболее ценной является идея о том, что каждая из нас заслуживает чувствовать себя в собственном теле комфортно, спокойно, безопасно, независимо от внешнего вида, и имеет право на дружелюбное и неагрессивное отношение внешней среды, имеет право жить без постоянного давящего чувства вины за то, что не удовлетворяет чьим-то личным притязаниям относительно внешности.
Я считаю, что никому не должно быть никакого дела до того, как человек распоряжается собственным телом. Например, если он не беспокоится о своем здоровье, то другие и подавно не должны вмешиваться с наставлениями, осуждениями, травлей. Я не вижу ничего плохого в «нежелании работать над собой», в котором иногда обвиняют тех, кто разделяет концепцию Body Positive. Потому что, во-первых, работа над собой — это достаточно абстрактная и обтекаемая формулировка, во-вторых, эта формулировка — модный рекламный слоган, подогревающий гонку в борьбе за недостижимыми идеалами. Я считаю, что пора наконец выдохнуть. Лечь расслабленно в постель и подумать: а чего именно ты хочешь? Хочешь ли именно ты, хочет ли твое тело вставать завтра в 6 утра, чтобы бежать на промозглом ветру, чтобы кто-то одобрил, не осудил за бездействие. Желание — ключевое слово. Потому что, если что-то внутри сопротивляется, необходимо к этому прислушаться. Лично я не знаю, зачем, почему и для кого я должна работать над собой, если конкретно для себя в данную минуту я купила шоколадное пирожное и мне хорошо.
Чтобы общество стало более толерантным, необходимо начинать с себя. Вникнуть в идею, понять ее основные принципы и затем экстраполировать их в свою привычную картину мира, просвещать близких подруг, родителей. Прекратить осуждать женщин, обсуждать женщин, оскорблять женщин. Иметь смелость выказывать нетерпимость, если кто-то это делает при вас. Но тут главное — оценить свои силы, потому что часто борьба с близким окружением бывает самой кровавой и энергозатратной. Главное — не делать ничего в ущерб себе.
Екатерина Смирнова, журналист:
Лично для меня в словосочетании Body Positive главное слово — «позитив». Мне кажется важным, что эта философия дарит людям душевное спокойствие и равновесие по отношению к телу, что она раскрывает глаза и показывает: «Смотри, как красиво! Как это ты раньше не замечал!». Это про внимательность, про вглядывание, про любовь — настоящую, с морщинками и жирком.
Я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди считают меня слишком худой. Многим кажется, что худоба — социально одобряемая и даже поощряемая особенность, но все же довольно неприятно, когда тебя называют анорексичкой. Я никогда не худела специально и люблю вкусно поесть (и готовить), просто у меня такое телосложение и обмен веществ. Это незазорно, но почему я должна оправдываться перед каждым? На прошлой неделе на улице пожилой мужчина стал охать в мою сторону: «Какая худоба!». Я не обращала на него внимания, тогда он и вовсе перешел на крик: «Есть, есть надо больше! Совсем не кормят?».
Я не соотношу Body Positive напрямую с феминизмом, потому что для меня феминизм скорее про социальные права, чем про межличностные отношения. Не думаю, что у этого движения может быть исключительно женское лицо. Мне кажется, мужчины, юноши, мальчики сталкиваются с теми же проблемами, но реже об этом говорят. Да и требований к внешности мужчины предъявляется гораздо меньше. К вопросу требований: я не боюсь не соответствовать каким-то требованиям. Я не понимаю, почему малознакомые люди их мне вообще предъявляют.
Я не такой ярый сторонник этой концепции, чтобы перестать делать эпиляцию или украшать то, что принято считать недостатками. Но в то же время я благодарна людям, которые красят в яркие цвета волосы под мышками, потому что знаю: именно они показывают обществу условность стереотипов, в конечном счете делают его более толерантным ко всем, в том числе и ко мне.
Конечно, наивно было бы полагать, что глобальные представления об образе человеческого тела смогут измениться в одночасье. Индустрия красоты, как и индустрия моды и рекламы — это огромные машины, чьи винтики крутятся не один десяток лет, устанавливая «стандарты» и внушая своим потребителям, то есть всем нам, определенные стереотипы. Может быть, именно сейчас пришло время осознать, что мы – не винтики в этих машинах, а те, кто ими управляет? И начать с себя, искренне поверив в главный принцип бодипозитива — каждый из нас прекрасен, независимо от внешности.
Идея принятия любого внешнего вида и боди-толерантности органично прорастает в современной культуре. Никогда раньше мир не был настолько открыт к тому, чтобы принять за стандарт отсутствие стандарта. Каждая из всех историй Body Positive — живое доказательство тому, что самый верный путь к гармонии с миром — это начать принимать себя такими, какие мы есть, гордиться своими особенностями, а не скрывать их. Body Positive учит безоценочному и уважительному восприятию любой внешности. Это красота вне рамок.
Другие истории
Подборка Buro 24/7