Феноменом года фемтех называли The Guardian и New York Times в 2018 году, а теперь о женском бизнесе для женщин говорят и в России. Рассказываем, почему это здорово – хотя мужчины снова лезут не в свое дело
Фемтех (Female Technologies), или технологические товары или услуги, ориентированные на женщин, – один из самых быстрорастущих сегментов в сфере стартапов про репродуктивное и психологическое здоровье, материнство и самочувствие. Он включает в себя «умные календари» для наблюдения за менструальным циклом, менструальные чаши, приложения для телемедицины и общения по интересам, секс-игрушки и многое другое.
По данным аналитиков Emergen Research, объем фемтех-рынка (девайсы, программы и услуги) в прошлом приблизительно равнялся $19 млрд, а его финансирование выросло почти вдвое всего за год. Также прогнозируется, что рост на ближайшие годы активно продолжится в среднем на 15% в год и к 2027 году достигнет объема в $60 млрд. Ключевыми рынками для фемтех-сервисов станут именно развивающиеся страны (Россия в том числе), где о менструациях и женских проблемах в целом не принято говорить, но уже давно очень хочется.
До недавнего времени научные исследования в сфере здоровья и хорошего самочувствия не задействовали женщин и не были для них адаптированы. Наука просто не брала в расчет важные различия между женским и мужским организмом, и дело не только в габаритах. Например, от рака легких умирает больше женщин, чем от рака груди, потому что эстроген может влиять на развитие опухоли в этой зоне. Но как эта информация может помочь в лечении и предотвращении рака, пока непонятно, потому что исследований мало.
Тестирования (и на безопасность, и на эффективность) большинства препаратов также в основном проводятся только на мужчинах, в том числе лекарств от тошноты при беременности, например. В 1977 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) исключило женщин детородного возраста из участия в испытаниях лекарств на территории страны. Похожая ситуация была во многих европейских странах вплоть до недавнего времени.
К этому запрету привело убеждение, что уже само наличие менструального цикла могло исказить результаты испытаний, а прием лекарств — повлиять на течение беременности и здоровье плода в будущем (чайлд-фри к тестированиям также не допускались). Поэтому женщины 20 лет принимали лекарства в увеличенных дозировках, причем некоторые из них, может быть, на женщинах вообще не работали или работали неправильно, но мы этого не знаем.
Сегодня фармкомпании по крайней мере уже понимают, что такая мужецентричность в медицине для одной отдельной женщины может стать роковой. Но ждать, пока наука, где руководящие должности занимают в основном мужчины, наконец адаптируется под женские потребности или хотя бы обратит на нас внимание, можно вечно. И женщины просто берут дело в свои руки.
Развитие фемтеха происходит по той же причине, по которой все больше женщин предпочитают рожать с доулами (обученный человек, но не профессионал в области здравоохранения, который поддерживает женщину во время родов, проблем с беременностью и так далее. — прим. BURO.) и отказываются от научно доказательных врачей в пользу альтернативной медицины. С ростом популярности идей феминизма рынок медицинских услуг и товаров для так называемого женского здоровья не без причины теряет наше доверие: «карательная гинекология» и синяя жидкость в рекламе прокладок уже не воспринимаются как норма. Одни женщины предпочитают лечиться БАДами у натуропатов, другие меняют рынок изнутри.
Несложно заметить, что значительная часть фемтех-проектов так или иначе связана с менструациями. Менструирующих женщин (здесь и далее мы обобщаем, но трансмаскулинные персоны тоже могут иметь менструации и быть потребителями таких продуктов) на планете приблизительно 3 миллиарда. И не у каждой есть доступ не просто к средствам личной гигиены, но даже к знаниям о том, как устроен их организм.
На фоне этой ситуации решения фемтеха кажутся благим делом, которое всем нам облегчит жизнь. Впитывающие трусы, многоразовые прокладки и менструальные чаши были придуманы женщинами для женщин и перевернули рынок, потому что обратили внимание на их нужды.
Классические средства гигиены, придуманные мужчинами, за столько лет не стали сильно удобнее, доступнее и экологичнее. И так почти со всеми товарами, как будто мужчинам просто невыгодно, чтобы мы чувствовали себя свободно и безопасно. И отчасти это так: когда на рынке появились первые тампоны, мужчины переживали, что женщины смогут больше времени проводить вне дома и станут еще более независимыми.
Приведем примеры удачных фемтех-старапов.
В Замбии, как во многих других развивающихся странах мира, многие девушки не могут позволить себе средства гигиены, что в итоге ограничивает их мобильность и они пропускают школьные занятия. В 2017 году международная НКО Pact начала обучать местных девочек изготовлению многоразовых прокладок. В результате это не только решило проблему с доступом к средствам гигиены, но и обеспечило молодых женщин работой и стабильным доходом.
С протеканием мочевого пузыря сталкивается каждая третья женщина во время менопаузы но вы, скорее всего, об этом не знаете. Основательницам Attn: Grace Мии Аббруззезе и Александре Феннелл такое положение дел не понравилось, поэтому соцсети их собственного бренда эко-средств гигиены стали площадкой для поддержки и обсуждения всех насущных вопросов. Кроме того, все товары Attn: Grace изготовлены на заводах, использующих углеродно-нейтральное топливо, и полностью перерабатываются.
С мужским оргазмом все понятно, а женский, кроме того что достигается сложнее, еще и иногда неуловим. «Умный» вибратор Lioness Лиз Клингер и Анны Ли помогает понять, насколько «результативна» была ваша последняя мастурбация. Он с помощью датчиков собирает данные о вашем самочувствии во время процесса и строит для вас «графики наслаждения» в приложении. Эта информация затем используется для персонализации скорости и темпа вибраций чтобы игрушка доставила больше удовольствия, а вы знали, в каком темпе секс вам лучше заходит.
Фемтех требует не просто гендерного равенства внутри компании. Важно, чтобы ключевые решение принимались только женщинами: чтобы они не просто занимались разработкой концепции и выступали идейными вдохновительницами. Женщины должны определять, как продукт будет тестироваться, рекламироваться, кем разрабатываться и где будет продаваться.
Но там, куда стекаются большие деньги, быстро появляются и загребущие мужские капиталистические руки, чтобы урвать свой кусок пирога. И все начинает идти наперекосяк.
В 1920 году миру была представлена первая в мире женская бритва Milady Decollete под брендом Gillette. Продукт позиционировался как новаторский: сама бритва выглядела как подлинный предмет гламурного женского туалета и продавалась в нарядном чехле, изнутри обитом бархатом. Также одним из преимуществ Gillette называли то, что наличие собственной бритвы в косметичке позволяет женщине с ней не расставаться, если муж ушел из дома и забрал свою (эти нравы ревущих 20-х).
Но удаляли ли женщины волосы на теле до того, как их стигматизировала реклама женских бритв? В Gillette говорили, что и до изобретения Milady Decollete четверть покупок у них совершали женщины. По сравнению с ситуацией до-бодипозитивных нулевых, когда волосы на теле удаляли практически 100% молодых женщин, это ничтожно мало, даже если покупали они бритвенные станки для с себя. Культ борьбы с волосами сейчас — отголосок тех времен, когда обзывать женщину с небритыми ногами было классным маркетинговым решением.
Перенесемся на сто лет вперед: в мае этого года группа мужчин из Германии решила, что им даровано право стигматизировать месячные еще сильнее. Результатом их чрезмерной уверенности в себе стал мини-стартап Pinky Gloves — розовые перчатки, которые женщинам предлагалось надевать, чтобы поменять тампон или прокладку и в которые уже использованное средство гигиены можно завернуть и выбросить в ведро с уровнем секретности советского шпиона.
Что же вдохновило их на это неоднозначное изобретение? Евгений Раимкулов и Андре Риттерсвюрден впервые показали его на шоу Die Höhle der Löwen: сами создатели объяснили свою идею тем, что однажды в женском туалете военной казармы они увидели использованный тампон, и это настолько их шокировало, что мысли о «проблеме утилизации гигиенических средств» не оставляли их светлые головы целых десять лет.
К счастью, горе-изобретателям быстро объяснили, что женщины на самом деле хотят получать прокладки и тампоны бесплатно, а не платить по 12 евро за пачку бесполезных перчаток, которая бы напоминала им, что быть живой женщиной – стыдно. В итоге продажи быстро свернули. Можем предложить Раимкулову и Риттерсвюрдену раздать оставшиеся перчатки своим друзьям-мужчинам, которые не моют руки после туалета.
Но даже если у компании «женское лицо», может случиться неприятный сюрприз.
В 2019 году газета The Guardian опубликовала расследование о приложении The Femm (трекинг менструаций, консультации врачей и блог о репродуктивном здоровье), которым активно пользуются женщины из США, Европы, Африки и Латинской Америки. По информации авторов материала, The Femme Foundation (разработчик приложения) спонсирует фонд американского бизнесмена-консерватора Шона Филера. Филер публично поддерживает организации, выступающие за запрет оральной контрацепции и абортов.
И вот совпадение: The Femm в блоге тоже выступают против абортов и взамен предлагают предохраняться календарным методом, который не считается надежным. Приложение собирает данные о сексуальной активности и менструальном цикле, поэтому закономерно возникает вопрос — а безопасно ли пользоваться им в странах и штатах, где аборты запрещены? И не передает ли приложение «подозрительные» данные в руки государства, которое затем может задерживать женщин по подозрению в прерываниям беременности?
Очевидная востребованность на рынке пока не является железным аргументом для инвесторов. В 2019 году стартапы, основанные женщинами, привлекли инвестиций только на $6 млрд, тогда как мужские – на все 195 млрд. Есть данные о том, что женские стартапы по итогу оказываются прибыльнее в два раза: аналитики консалтинговой компания BCC подсчитали, что каждый доллар, вложенный в женский проект, принесет 78 центов, а на мужчинах вы заработаете только 31. Инвесторы это, конечно, замечают, но решимости им это не дает. Почему? Потому что они мужчины, а мужчинам удобнее, чтобы женщины держались подальше от больших денег и свершений.
Темы репродуктивного здоровья, материнства, секса, ментального здоровья и особенностей женского тела остаются табуированными в обществе, а фемтех-проекты снимают эту стигму своим позитивным и открытым настроем и возлагают на себя просветительскую миссию, что ускоряет процесс эмансипации.
Женщины чувствуют себя увереннее. И это тоже не нравится бумерам-консерваторам, которые хотят, чтобы гендерные роли закаменели и красавица-жена варила мужу суп, пока он бы делал свои миллионы в офисе, зарабатывая на страхе других женщин постареть и потолстеть.
Но женщины зарабатывают деньги сами и инвестируют их в проекты других женщин, так что паровоз уже не остановить.
19.07.21, 12:20
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7