Почему Asos и Prada выбрали Microsoft
Все мы слышали новости: цифровое будущее — больше не утопия, а реальность. То, как технологии стремительно входят в нашу повседневность, все больше напоминает сюжет «Бегущего по лезвию». Во времена цифровой революции меняются привычки потребления — это заметно по статистике онлайн-продаж. Так, поток интернет-покупок в одной только Европе с 2016 года увеличился более чем на 15%, а количество покупателей в мобильных приложениях — на 39%. Стоит ли говорить, что за ритмом покупателей, большая часть которых относится к поколению digital native, пытаются все бренды. Удержать клиента хотят и большие ритейловые сети, и интернет-магазины, и модные бренды категории люкс. Результат этого мы видим уже сейчас: откройте хотя бы вашу почту или соцсети, и вы найдете десятки рассылок от интернет-магазинов, которые предлагают приобрести ту самую сумку, — более того, основываясь именно на ваших предпочтениях — бренд, форма, ценовая категория и специальные предложения по доставке в Россию
По данным исследований, на сегодняшний день более 80% представителей офлайнового бизнеса страдают от конкуренции со стороны компаний, которые уже начали переходить на цифровые модели продаж, хотя и среди них больше половины не имеют четкого плана, как грамотно внедрить цифровые технологии и построить новую бизнес-модель. По исследованиям Harvard Business Review, неприспособившиеся к новым реалиям бизнесы окажутся в проигравших к 2020 году — это касается и индустрии моды. Успешный fashion ритейл по сути, невозможен без сотрудничества модных компаний и технологичных гигантов, например, таких как Microsoft, который в последнее время все больше помогает компаниям выстроить стратегию цифровой трансформации, пользоваться аналитикой данных, применять искусственный интеллект, облачные технологии и завоевать любовь поколения digital native. У компании есть уже несколько удачных кейсов, о которых она рассказала на конференции по e-commerce в декабре.
Для таких глобальных ритейл-платформ, как Asos, популяризация онлайн-шопинга, с одной стороны, благословение, а с другой — проклятие. Компания была основана почти 20 лет назад и за это время успела нарастить гигантскую клиентскую базу: 15 миллионов покупателей в 240 странах мира. Во время активного сезона распродаж или в такие акции как «Черная пятница», платформа может попросту не выдержать нагрузки. В 2016 году Asos начала сотрудничество с Microsoft и перешла на облачную платформу Microsoft Azure для качественного анализа и последующего использования данных, что помогло ритейлеру повысить эффективность, выйти на новые рынки, стать доступной на разных языках, дать клиентам возможность делать покупки в удобной для них валюте, внедрять обновления и, главное, выдерживать крупный наплыв покупателей в периоды распродаж.
При помощи базы данных Microsoft Azure Cosmos DB Asos анализирует информацию об истории покупок и предпочтениях покупателей, что позволило запустить сервис онлайн-рекомендаций, который в доли секунды предлагает клиентам, грубо говоря, что купить с тем или иным пиджаком.
Microsoft Azure Cosmos DB также позволяет сайту выдерживать нагрузки в такие периоды, как «Черная пятница» или «Киберпонедельник». На сегодняшний день платформа обрабатывает 3 500 запросов и 33 заказа в секунду и помогает оперативно отслеживать покупку на всех стадиях. Теперь также во многом упростился процесс возврата одежды в случае, если она не подошла, — его можно оформить возврат в режиме онлайн и получить обратно требуемую сумму в несколько простых шагов. Таким образом, Microsoft Azure Cosmos DB позволила объединить разрозненные каналы продаж в одну систему и предоставить покупателю быстрый и простой в использовании сервис в онлайн-магазинах и в мобильных приложениях.
Сейчас Microsoft партнерится не только с такими ритейл-гигантами, как Asos, но и c люксовыми и совсем нишевыми брендами. Prada, мировой лидер высокой моды, решила перейти на цифровую модель управления бизнесом, технологии и дата-анализ — модный дом анонсировал сотрудничество с Microsoft в 2018 году, в рамках которого компании объединятся, чтобы использовать технологии Big Data для усовершенствования работы с клиентами бренда.
Это уже не первое сотрудничество Prada и Microsoft. Последний год Prada Group использовала Microsoft Dynamics CRM — пакет решений для управления взаимоотношениями с клиентами в сфере продаж и маркетинга. Тем не менее Prada Group собирается пойти куда дальше и инвестировать в работу с большими данными и предиктивную аналитику. В основу проекта лягут сервисы, доступные в Microsoft Data Platform.
В результате Microsoft Data Platform поможет Prada Group оперировать внушительным объемом данных для того, чтобы лучше понимать своих клиентов и предсказывать их желания. Под тщательный анализ попадет информация из магазинов по всему миру, а также в их онлайн-аналогах — в интернет-магазине Prada и официальных дистрибьютерах. Технология по сбору и анализу информации не обойдет и социальные сети компании, а также аккаунты пользователей, задействованных в них, — а затем будет использовать проанализированные данные для обновления своей стратегии и усовершенствования целевого маркетинга.
Директор Prada Group по e-commerce Кьяра Досато говорит о том, что сотрудничество с Microsoft поможет Prada стать более отзывчивой к требованиям покупателей, прогнозировать их желания и даст почувствовать себя каждому клиенту VIP-покупателем. Вполне вероятно, что анализ Big Data может вносить коррективы в сам креативный процесс создания изделий — тех же самых коллекций или аксессуаров, — в конце концов, быть коммерчески успешным — задача номер один для любого бизнеса.
При этом, когда дело доходит до кастомизированного подхода к моде, к Microsoft обращаются нишевые бренды — например, шведская марка House of Dagmar, которая создает вещи из категории sustainable fashion. Совместно с ИТ-корпорацией бренд запустил приложение, которое вовлекает покупателя в креативный процесс — непосредственно в создание одежды. Потенциальные клиенты смогут предлагать свои идеи, общаться и советоваться с дизайнерами и заказывать те или иные вещи из коллекции по собственным меркам прямиком из приложения.
Один из клиентов Microsoft, который подает надежды, — это итальянский стартап Else Corp. Основатель и идейный вдохновитель — специалист по искусственному интеллекту Андрей Голуб — занимается проектированием и разработкой облачной 3D-commerce-платформы на базе Microsoft Azure, которая создает решения для виртуальной розничной торговли и кастомизации одежды. Платформа работает на глобальном облаке Microsoft Azure и, по сути, может быть использована брендом и производством любого масштаба и отрасли. Так уже поступил бренд Thierry Rabotin, который теперь с помощью Else Corp предлагает своим покупателям кастомизировать выбранную модель обуви в 3D-бутике, изменять дизайн и материалы, и при этом за счет специальной технологии сканирования стопы, которую предлагает Else Corp своим клиентам, обувь будет идеально подходить по размеру. Вкратце: стартап получает небольшой процент от суммы непосредственной продажи покупателю за то, что предоставляет готовое решение своим партнерам и клиентам. Плюс этой технологии во многом в том, что она помогает снизить стоимость закупок материалов и в целом сэкономить на инфраструктуре за счет того, что все креативные процессы обрабатываются в облаке и индивидуально для каждого покупателя. Такого рода сервисы также во многом помогают решить проблему загрязнения и переизбытка вещей, что вполне себе отвечает идеальной модели разумного потребления и этичного производства. Ни для кого не секрет, что ассортимент люксовых брендов распродается не полностью, в то время как на его создание затрачивается максимальное количество ресурсов — как человеческих, так и материальных, многие из которых далеки от этики. В случае такого проекта, как Else Corp, и его аналогов, несмотря на некоторую утопичность, проблема может быть частично решена.