Большие технологии для маленьких флаконов. Кто и как использует искусственный интеллект в создании ароматов

Парфюмерия всегда существовала на стыке искусства и науки, однако сегодня возникает вопрос: действительно ли второе слагаемое до сих пор не вытеснило первое? Или искусственный интеллект уже уверенно обосновался и в этой нише? О том, как помогают алгоритмы в генерации ароматов и какие бренды (в том числе локальные) его уже внедрили, поговорили с парфюмером Марией Головиной.


P.S. В унисон затронутой теме решили не отставать от передовых технологий и обратились к искусственному интеллекту за помощью в создании обложки для материала. В написании скриптов пока практикуемся (получилось с 8-й попытки), но результат более чем порадовал. Скрипт: «Нарисуй правдоподобно процесс создания красивых ароматов роботом в розовой лаборатории с цветами».

Маша Головина

парфюмер Holynose, Nose Republic, Don't Touch My Skin, автор телеграм-канала «Мускусный москвич»


Elle докладывает: рынок парфюмерии сегодня переживает лучшие времена — в 2022 году его стоимость составила 45,85 миллиарда долларов, а к 2030-му, по прогнозам, вырастет до 69,25 миллиарда долларов. Отсюда вытекает интерес к изучению влияния запахов на психологию и поведение человека. Обоняние, в отличие от других органов чувств (вкус, осязание, зрение и слух), сигналы которых поступают вначале в таламус и только потом в мозг, имеет самый короткий путь и напрямую отправляется к луковице в передней части. Так, ароматы незамедлительно вызывают яркие воспоминания, сильные реакции и ностальгию. В том, действительно ли парфюм способен влиять на состояние и что вообще такое функциональная парфюмерия, разбирались здесь.

@holynoseparfums
@donttouchmyskin
@holynoseparfums

Конечно, при таком раскладе ведущие парфюмерные бренды будут больше обращаться к инструментам искусственного интеллекта, ведь только так они способны дать клиентам необходимое количество индивидуальных ароматов. Разложим все на составляющие: когда и как стали использовать нейросети в индустрии и какие это были производители.

КОГДА ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШЕЛ ДО ПАРФЮМА

Швейцарская парфюмерная компания Givaudan уже более десяти лет обращается к машинным алгоритмам для расшифровки сложных запахов. При этом Маша отмечает: сказать, когда впервые стали внедрять искусственный интеллект в разработки, сложно. «Подобные новаторства происходят за закрытыми дверями компаний-гигантов и зачастую остаются на территории корпоративных тайн. Возможно, на рынке появился ряд пищевых ароматизаторов и парфюмерных композиций, созданных с использованием ИИ еще до того, как состоялись громкие презентации для широкой общественности. Но помню, как впервые услышала о Carto, ИИ-помощнике Givaudan, в контексте аромата She Was An Anomaly марки Etat Libre d'Orange в 2019 году», — поделилась Маша.

Цифровой помощник Carto

@scenthunters

КАК НЕЙРОННЫЕ СЕТИ ГЕНЕРИРУЮТ АРОМАТЫ

«Машинный интеллект опирается на массивы данных, которые есть у главных игроков рынка (Givaudan, IFF, Symrise, Firmenich и другие), — они касаются предпочтений потребителей и уже существующих лидеров продаж. На основе этой информации создаются наброски новых формул. Кроме того, используются результаты научных исследований об эмоциональных и физиологических реакциях людей на те или иные душистые компоненты (подобные ресерчи тоже спонсируются крупными производителями). Наработки по этому направлению пригодились, например, для запуска Paco Rabanne Phantom в 2021 году», — поделилась Маша.

Аромат Paco Rabanne Phantom

О ЛИДЕРАХ МИРОВОГО РЫНКА

В январе прошлого года уже упомянутая Givaudan анонсировала Myrissi — технологию, которая с помощью ИИ может преобразовывать ароматы в цветовые узоры. В настоящее время она доступна только в Западной Европе, США, Бразилии и Японии. Создание платформы стало одним из этапов стратегии по внедрению цифровых технологий до 2025 года.

Механизм ее работы следующий: Myrissi устанавливает ассоциации между ароматами и цветами, после чего формирует специальные доски настроения для парфюмерных брендов. Другими словами, алгоритм предназначен для более глубокого понимания эмоций потребителей. Задачу технологии объясняет Маурицио Вольпи, президент Fragrance & Beauty: «Поскольку электронная коммерция остается главным каналом связи, мы должны удовлетворять потребность клиентов в желании слышать ароматы даже на расстоянии и через экраны телефонов. Это было невозможно до появления Myrissi. С ее помощью мы предлагаем "чувствовать" визуальные эффекты и цвета, которые вызывают те же эмоции, что и духи». Так, с помощью Myrissi мы чувствуем цвета и «обоняем» эмоции.

Feel Colours, smell emotions with Myrissi™

Myrissi by Givaudian
@holynoseparfums

Еще одна компания, которая использует персональные данные о потребителях, — No Ordinary Scent. Для генерации запахов она анализирует три самых «эмоционально заряженных» фотографии пользователя. Это могут быть кадры с отпуска, свадьбы или дней рождений. Машина извлекает из изображений эмоции (как бы фантазийно это ни звучало) и связывает их с нотами ароматов. Так и получается новая, а главное, индивидуальная формула, которую можно сравнить с «ароматным гардеробом», который подчеркивает индивидуальность и меняется каждый день вместе с вами.

Мастерская NOS Emotiontech
NOS Emotiontech
NOS Emotiontech

ЧТО НАСЧЕТ HOLYNOSE

«Как независимый парфюмер, который работает на базе маленькой лаборатории, я (как и мои товарищи) скорее мечтаю о более базовых вещах для авторов, работающих внутри корпораций. Это и газовый хроматограф с хорошей базой данных, и программные обеспечения, помогающие легко подсчитать стоимость формулы, и многое-многое другое», — ответила Маша.

@holynoseparfums
@holynoseparfums

«А возможность поиграться с ИИ на базовом уровне была — есть и у вас — благодаря проекту EveryHuman Algorithmic Perfumery. Это те самые роботы-сборщики, адаптированные под публичное использование. Они разливают несколько версий духов, формулы которых составляются с помощью цифровых алгоритмов на основе персонального анкетирования. Клиент отвечает на 20 вопросов, а машина, в свою очередь, создает три наброска парфюмерных формул, которые при желании можно изучить, отредактировать, по-своему назвать, а если не понравится, заново перепройти тест», — рассказывает Маша.

«Маленькая фабрика» EveryHuman Algorithmic PerfumeryУстройство для подбора ароматов YSL
Ароматы EveryHuman Algorithmic Perfumery

Соучредитель EveryHuman Анахита Меканик отмечает, что первый парфюм создается согласно ответам на психологические вопросы, второй объединяет в аромате ментальные реакции пользователя с его демографическими данными (возраст, пол), а третий основывается на взаимодействии клиента с самим тестом, например, сколько времени клиент потратил на прохождение. Таким образом, инструмент может создать более 500 миллиардов вариантов.

Вымышленные флаконы ароматов @takiekrasivieflakony
Вымышленные флаконы ароматов @takiekrasivieflakony

КТО ЕЩЕ НА ЛОКАЛЬНОМ РЫНКЕ

«У Givaudan есть Carto и Myrissi, у Symrise — Philyra, у Firmenich — Dr. Nez. Кстати, с помощью услуг последнего (и, конечно, ведущего парфюмера, выбранного для этого проекта из портфолио корпорации) российская компания Faberlic в 2021 году создала аромат Futuria. Производители могут обратиться к игрокам покрупнее — тем, у кого уже имеется эта технология. Другими словами, любой каприз и любые данные — за ваши деньги», — рассказывает Маша.

Аромат Faberlic Futuria
Аромат Faberlic Futuria

ДЕЛАЕТ ЛИ ИИ В ПАРФЮМЕРИИ ТО, ЧТО НЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК?

«Нет. Как и в других сферах, искусственный интеллект делает быстрее то, на что у человека могут уйти годы. Другой вопрос, как повлияет его интеграция на продажи новых продуктов, а именно на увеличение этих показателей обычно нацелены парфюмерно-косметические транснациональные компании. В конце концов, без человеческой экспертизы и контроля над ним смысл в работе алгоритмов теряется», — делится Маша.

Анна Высоцкая

30.05.24, 16:48