Главная автогонка США: "Rolex 24 в Дейтоне"

Истинный характер выходит на свет

Снова "Rolex 24 в Дейтоне" осталась верна своей репутации как величайшая в Северной Америке гонка на выносливость, заслуживающая упоминания наряду с ее европейским аналогом "24 часа Ле-Мана"

Зрители на международном треке в Дейтоне и телевизионная аудитория во всем мире смогли наслаждаться праздником самых быстрых спортивных автомобилей в жесточайшей борьбе за лидерство. Для победы не нужно было иметь самый быстрый автомобиль — подготовка имела решающее значение. Самые быстрые водители не имели принципиальной роли, самые решительные выходили на первый план. Невозможно было придерживаться единой стратегии от начала до конца, приходилось приспосабливаться к постоянно меняющейся гонке. Знания и опыт приносили дивиденды в порой беспокойной гонке. Chip Ganassi Racing захватил победу в шестой раз (команда выигрывала в 2006, 2007, 2008, 2011 и 2013 годах), их автомобиль № 2 под управлением Скотта Диксона (Scott Dixon) из Новой Зеландии, Тони Канаана (Tony Kanaan) из Бразилии, американцев Кайли Ларсона (Kyle Larson) и Джами Мак Мюрай (Jamie McMurray) обошел на гоночном треке 53 участника. 

Мастер стратегии 

Несмотря на то что разница результатов в общем зачете была незначительной, лишь 1.334 секунды, это не повлияло на кажущуюся неизбежность результата, когда гонка шла к завершению. Лидерство менялось 59 раз в течение гонки и пять раз в течение 22 часов. Оно не изменилось на протяжении последнего часа, когда стратегия Ganassi Racing на последнем отрезке была твердой и непоколебимой. Диксон сел за руль в 10:38 утра. Он не покидал машины до победного завершения гонки через три с половиной часа: "Команда продолжала постоянно работать над стратегией. Когда мы поняли, что проходим 3 или 4 круга больше на (пит-стоп) последовательности, мы знали, мы сможем потерять меньше времени на них". Этого было достаточно. Чип Ганасси признает кое-что: "Я бы хотел иметь возможность объяснить, насколько близким было соперничество на протяжении последних четырех часов гонки. Победа — дань комбинации полной концентрации каждого члена команды, включая инженеров, продумывающих свою игру в шахматы". Понятно, что команда Ганасси проверяла и перепроверила все цифры в ходе гонки. 

Приз, достойный вызова

Чтобы добиться успеха в гонках на выносливость, требуется целый ряд атрибутов. Пройти 24 часа на таком тесте, как Дейтона, — это одно, выиграть гонку — совершенно другое. Награда за это соответствующая: во-первых, имя в истории гонки, и во-вторых, часы Rolex Cosmograph Daytona. По словам пятикратного победителя "Rolex 24 в Дейтоне" Скотта Пруэтта (Scott Pruett), это гонка, "где часы означают все". Шейн Льюис (Shane Lewis) с ним согласен, перед стартом его можно было увидеть с гордостью демонстрирующим Cosmograph Daytona, которые он выиграл в GX-классе в 2013 году: "Я ношу их каждый день в гоночной машине. Однажды выиграв Дейтону, надеваешь часы на запястье — и гонку ощущаешь по-другому. Проходишь через ограждение совсем по-другому — ситуация, которую я не ощущал раньше". Оба: Пруэтт и Льюис — могут подтвердить те чудовищные препятствия, которыми усеян маршрут, факторы, которые надо выстроить в ряд, чтобы пройти гонку безупречно. Как и другие победители, Пруэтт и Льюис понимают, что требуется для успеха и что нужно сделать, чтобы быть частью традиции, которая окружает эту легендарную гонку: нужен характер. 

Только 29 из 53 вышедших на старт дошли до финиша в гонке. Никто из поул-победителей класса не смог конвертировать этот успех в победу. Пруэтта также ждала неудача на его автомобиле, № 1  Chip Ganassi Racing, который начал колебаться за два часа до конца и не смог дойти до финиша. Льюис столкнулся с разочарованием, когда № 66 RG Racing боролся, чтобы справиться с рядом проблем в начале гонки и финишировал в 96 кругах за победителем. По крайней мере, машина финишировала. Два бывших водителя "Формулы-1", Рубенс Барричелло (Rubens Barrichello) из Бразилии и итальянец Джанкарло Физикелла (Giancarlo Fisichella), доказали, что успех в одном виде мотоспорта не гарантирует того же в другом. Оба соревновались здесь дважды. И никому из них не удалось финишировать в гонке. 

Четкая линия между победой и поражением

Гонка 2015 года была самой переменчивой, требующей терпения и решимости, наказывающей недостатки в стратегии и подготовке. Машины, в которых, казалось, все находится под контролем, теряли свой маршрут и места. Машины, которые боролись на ранней стадии, возвращались назад в борьбу. Возможность всегда присутствовала у смелых и решительных, в то время как удача и неуспех на протяжении всего маршрута шли рука об руку. 

Для № 54 финальные 20 минут были особенно жесткими. Имея тот же список соперников, что и в 2014-м на первом ряду Prototype Challenge, CORE Autosport были достаточно сильными, чтобы защитить титул. Большая часть гонки была под контролем: "У нас были прекрасные 23 часа и 40 минут", — говорит водитель и владелец команды Джон Беннетт (Jon Bennett), добавляя: "Гонка полна неожиданностей, что является частью приключения, на которое мы подписались, и было похоже, что нас ждет сказочный конец". Душераздирающая последовательность событий разобьет их планы в пух и прах, а автомобиль — в тлеющие руины. 

Колин Браун, один из квартета водителей, объясняет: "Я проходил более медленный прототип. Я не уверен, что он пропустил тормозной след, но он в значительной степени задел меня в квадрате задней правой шины, и я думаю, что сломал заднюю подвеску. Я получил удар, развернулся на траве и думал, что я мог дойти обратно в боксы. Я думаю, что подвеска рухнула на выходе из автобусной остановки (выступ), и я врезался в стену довольно сильно". Вдобавок соли к ране — автомобиль загорелся. По крайней мере, Браун ушел невредимым.

Случайные победители класса PR1/Mathiasen Motorsports, казалось, практически стыдятся своей победы, зная, что главную роль сыграло несчастье со стороны конкурента. Хотя их гонка не была легкой и на их долю выпало немало трудностей. Механические проблемы привели к тому, что автомобиль отставал на шесть кругов в течение длительного периода. Майк Гуаш (Mike Guasch) подытожил отношение команды: "Мы знаем, что в этом классе всегда много потерь, и мы понимали, что просто должны были продолжать рыть, рыть, рыть, чтобы в нем остаться." Умение рыть окупилось.

Настоящий театр

С ростом количества сошедших с дистанции, в течение 24 часов нарастает и драма. По случайному совпадению, было место и черной комедии. Через две трети гонки № 44 Magnus Racing пострадал от утечки масла, что привело к краху другого автомобиля. Во время устранения течи команда Magnus Racing обнаружила мертвого опоссума перед задним двигателем. По-видимому, он пострадал за несколько часов до в неустановленном инциденте. В то же время водитель Энди Лалли (Andy Lally) является веганом и поддерживает права животных. Одновременно в другом месте гонки № 4 Corvette обнаружил себя в хорошей позиции, но его хорошая работа быстро была разрушена. Третий и последний инцидент стал фатальным для этого испытания. Во время рестарта от осторожности до лидерства в GTLM-классе он задел заднюю часть другой машины и оторвал ее правое крыло. № 4 в итоге финишировал третьим. Его товарищ по команде № 3 прошел практически идеальную гонку и выиграл. Небольшое утешение. 

Флорида известна как солнечный штат, и, несмотря на то что утром перед стартом шел дождь, гонка проходила при ярком солнце днем и чистом небе ночью. Температура была не по сезону низкая, под влиянием зимнего шторма, обрушившегося на восточное побережье Северной Америки в этот уикенд. Но ничто не смогло охладить энтузиазм привычной толпы, приходящей на трек, чтобы следить за гонкой. 53 машины представили все многообразие автомобильных талантов: Audi, Aston Martin, BMW, Chevrolet, Dodge, Ferrari, Ford, Honda, Mazda и Porsche. Были представлены лучшие водители со всего мира. 

Правильный материал

Особый характер требуется членам команд, чтобы выиграть "Rolex 24 в Дейтоне", — факт, наглядно продемонстрированный в высококонкурентном GTD-классе, самом многочисленном на соревнованиях. № 93 Dodge Viper GT 3R был подготовлен Биллом Рилеем (Bill Riley), чье имя известно в связи с разработкой победоносных прототипов, включая #02 Chip Ganassi Racing 2015 года. 

Водитель и руководитель команды № 93 Бен Китинг (Ben Keating) признает чрезвычайную роль Рилея в победе своей команды: "Билл невероятно страстно относится к тому, что делает. Билл — это все: от А до Z, от остановки машины до инженера, до стратега". Водитель Ал Картер (Al Carter) подчеркивает роль всей команды в успехе: "Я знаю, как трудно даются победы и что нужно идти вперед. Эти ребята работали вместе на протяжении последней пары лет. Они выиграли гонку благодаря своей этике. Для меня это что-то очень особенное".  

54 гонка "Rolex 24 в Дейтоне" запланирована на 30—31 января 2016 года.

"Rolex 24 в Дейтоне" — 2015 в цифрах:

53 стартовало, 29 было в гонке через 24 часа

Дистанция, пройденная автомобилем-победителем: 740 кругов/2,634.4 мили

Средняя скорость машины-победителя: 109.76 мили/час

Количество кругов, пройденных автомобилем-победителем: 297

Разница победителя в классе Prototype: 1.333 секунды

Самый быстрый круг: 1:39.576 в кругу 598 № 60 (ЭйДжи Аллмендингер, AJ Allmendinger)

18 периодов осторожности

6-я победа в общем зачете Chip Ganassi Racing

2-я победа в общем зачете для Скотта Диксона, Scott Dixon (предыдущая — в 2006-м)

Партнер гоночного трека в Дейтоне-Бич с самого начала его существования в поздних 1950-х, Rolex является титульным спонсором "Rolex 24 в Дейтоне" с 1992-го. В этом году партнерство продлено на последующие одиннадцать лет. Все победители получают в награду часы Cosmograph Daytona, хронограф Rolex, созданный для гонщиков-водителей в 1963 году, который символизирует длительную связь с Международным гоночным треком в Дейтоне.