Как российский глянец обрел лидера после продажи Cosmopolitan, Harper's Bazaar и Esquire

Перестановка сил

Вчера подтвердились ходившие несколько месяцев слухи: издательство Hearst Shkulev Media приобрело ключевой актив Sanoma Independent Media. Рассказываем, как это повлияет на российскую индустрию глянцевой журналистики

Под конец года, в который российский глянец отмечает свое 20-летие, произошло событие, рискующее остаться недооцененным: издательский дом Hearst Shkulev Media приобрел ключевой актив Sanoma Independent Media (SIM), именуемый "Фэшн Пресс" и включающий в себя журналы Cosmopolitan, Harper's Bazaar и Esquire. Оставим в стороне финансовую составляющую — совсем не кризисную щедрость американской группы Hearst и Виктора Шкулева, а также обманутые на 10 млн евро ожидания SIM — и рассмотрим приобретение Hearst Shkulev Media с репутационной точки зрения. 

Еще пару дней назад на арене российского глянца Hearst Shkulev Media был представлен журналами ELLE, ELLE Girl, ELLE Decoration, Marie Claire и Maxim (другие издания — "Счастливые родители", Psychologies, "Антенна-Телесемь", StarHit, "Домой. Строительство и ремонт" — ориентированы в сторону, противоположную от глянца). На этом фоне даже ИД Sanoma Independent Media, переживавший финансовые трудности, выглядел куда более убедительным: один из самых качественных еженедельников Grazia, всегда острый Esquire, Harper's Bazaar, давно выступающий донором эксклюзивных материалов для своих иностранных версий, а также Cosmopolitan, сумевший в 1994 году открыть путь глянцу в России. Но впереди всех, конечно же, Condé Nast. Издательский дом мечты для модных журналистов включает в себя журналы GQ, Tatler, AD, Condé Nast Traveller, Allure, Glamour и легендарный Vogue. 

С тех пор как в 2012 году Sanoma Independent Media покинули его основатели Дерк Сауэр и Елена Мясникова, издательство потеряло "лицо". Оставшаяся у руля финская группа Sanoma сначала проявила полное равнодушие к происходящему в российском подразделении, а затем вовсе начала его реструктуризацию, частью которой и стала сделка по продаже "Фэшн Пресс". В опубликованном на сайте Sanoma пресс-релизе говорится, что бренды Cosmopolitan, Harper's Bazaar и Esquire "отданы в хорошие руки", с чем трудно поспорить. На фоне Condé Nast, который во всем зависит от американских боссов, и Sanoma Independent Media, забытого иностранными владельцами, Hearst Shkulev Media занимает срединное положение: потенциальное равнодушие американской группы Hearst компенсирует владеющий половиной издательства Виктор Шкулев. Чтобы стать главным человеком российского глянца и заметно ослабить влияние Condé Nast, Шкулеву не хватало только брендов, которые есть у него со вчерашнего дня.

Отныне практически все ведущие глянцевые издания-конкуренты сосредоточены в двух точках: Hearst Shkulev Media и Condé Nast. У Шкулева уже был мужской журнал Maxim, но никто бы вслух не назвал его конкурентом GQ, а вот интеллектуальный и острый Esquire — другое дело. В борьбе Glamour и Cosmopolitan у последнего есть неоспоримое преимущество: он был первым. Журналы работают на одну аудиторию, однако Glamour никогда не стать глянцем, свершившим маленькую, но все же сексуальную революцию среди своих читательниц в середине 90-х, а вот у Cosmopolitan этого не отнять. И, наконец, Vogue против Harper's Bazaar. Ни один журнал, которым до этого владел Hearst Shkulev Media, не мог сравниться с "модной Библией": о Vogue снимают фильмы, пишут книги, и "работать в нем мечтают миллионы девушек". Но если ELLE и Marie Claire на конкурентов, с точки зрения имиджа, не тянули, то Harper's Bazaar — вполне. В мировом масштабе бренд ничуть не уступает Vogue, первый номер которого вышел на 25 лет позже первого Harper's Bazaar. 

Козырем Condé Nast остается запущенный относительно недавно Allure, полностью посвященный красоте, а у Hearst Shkulev Media есть еще целый ряд изданий, ориентированных на самого разного читателя. В данный момент Виктор Шкулев занят согласованием сделки с антимонопольными органами и никак не комментирует возможные кадровые перестановки в приобретенных журналах, но даже если он попросту не испортит их, то смело сможет считаться человеком номер один в индустрии российского глянца, появление которого можно назвать, пожалуй, главным достижением за последние 20 лет.