По Бердяеву, этика предполагает дуализм добра и зла, и человек никогда не избавится от желания пережить остроту злого чувства мести. Кинематографисты вслед за философами изучают этот феномен: Ингмар Бергман и Пак Чхан-ук, подобно Фихте и Достоевскому, противопоставляют грехопадение и месть морализму, а нравственного человека — злости мира. "Девичий источник" и "Олдбой", "Спящие" и "Ворошиловский стрелок", "Законопослушный гражданин" и "Убить Билла" рассказывают о парадоксе этики, бессилии добра, двойственности понятия справедливости, разных людях, объединенных одним желанием — отомстить. Представляем первую часть подборки "Лучшие фильмы о мести".
"Девичий источник"
Режиссер: Ингмар Бергман
В ролях: Макс фон Сюдов, Биргитта Вальберг, Гуннель Линдблум, Биргитта Петтерссон, Аксель Дюберг
Год: 1960
В основу оскароносной картины Бергмана легла шведская легенда XVI века: младшая дочь крестьянина Карин (Биргитта Петтерсон) и падчерица Ингери (Гуннель Линдблум) идут в соседнее село на утреннюю службу. Проходя через лес, они сталкиваются с колдуном-отшельником: Ингери разговаривает с ним, а Карин следует дальше. Вскоре она знакомится с тремя братьями-оборванцами, двое из которых взрослые, а один — ребенок. Добрая и открытая девушка поддается на их уговоры пообедать вместе, но после трапезы старшие братья насилуют Карин. Ингери видит это, но не решается бросить в них камень, так как в душе ненавидит сводную сестру. На ее глазах Карин убивают. Позднее убийцы приходят в дом крестьян и предлагают матери Карин купить вещи умершей. Она понимает, что произошло, и в слезах рассказывает о трагедии мужу. Взяв нож, крестьянин мстит за свое чадо, убивая троицу. После расправы он находит тело Карин, из-под головы которой пробивается источник.
"Мыс страха"
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Ник Нолти, Джессика Лэнг
Год: 1991
Известно, что Мартин Скорсезе долго не хотел делать ремейк одноименного фильма Дж.Ли Томпсона, поэтому, когда все-таки взялся за картину, он снял ее с некой издевкой. Многие считают, что "Мыс страха" стал продолжением "Таксиста", что отчасти верно, так как сквозная актерская тема Де Ниро здесь все-таки присутствует. Главный герой Макс Кейди отсидел немалый срок за изнасилование. Он жаждет мести, и его целью становятся жизни его адвоката Сэма Боудена, скрывшего в ходе слушания важную информацию, и членов его семьи. Макс начинает угрожать Боудену, убивает его собаку, пробует совратить его 16-летнюю дочерь. Роберт Де Ниро — центр силы "Мыса страха". Он играет подлеца, извращенца, как и в "Таксисте", герой считает себя образцом морали, мессией. Однако у "Мыса страха" есть отличительная особенность: здесь Скорсезе сумел показать жертв жалкими, испорченными, а саму месть главного героя — смежной с желанием контролировать.
"Спящие"
Режиссер: Барри Левинсон
В ролях: Кевин Бейкон, Джейсон Патрик, Брэд Питт, Роберт Де Ниро, Дастин Хоффман, Рон Элдард, Билли Крудап, Минни Драйвер, Джозеф Перрино
Год: 1996
В экранизации романа Лоренцо Каркатерры после того, как детская шалость превращается в убийство по неосторожности, четыре друга-подростка оказываются в исправительной колонии, где надзиратели-педофилы во главе с неким Шоном Ноксом (Кевин Бейкон) всячески издеваются над своими заключенными. Священник (Роберт Де Ниро) старается поддержать ребят, но даже на исповеди мальчики не говорят о своей боли. Спустя годы обида за сломанную жизнь не покидает ни одного из мужчин, и судьба преподносит им шанс отомстить. Однажды двое из четырех уже взрослых друзей видят, как Шон Нокс обедает в баре. Ни минуты не сомневаясь, они подходят к столику и застреливают охранника у всех на глазах. Месть становится поводом для судебного разбирательства: друзьям грозит срок за убийство, но двое других придумывают хитроумный план спасения. Узнав всю подноготную, герой Де Ниро соглашается помочь своим подопечным и лжесвидетельствует.
"Граф Монте-Кристо"
Режиссер: Жозе Дайан
В ролях: Жерар Депардье, Орнелла Мути
Год: 1998
"Граф Монте-Кристо" — классическая история о мести, рассказанная Александром Дюма и экранизированная Жозе Дайаном. Главный герой Эдмон Дантес оказывается арестованным из-за лживого доноса прокурору. Спустя несколько лет, проведенных в заключении, он слышит, что кто-то роет подкоп к его камере, и начинает рыть встречный лаз. Дантес знакомится с аббатом Фариа, который рассказывает ему о многомиллионном кладе. Вместе они начинают готовиться к побегу, но аббат умирает, перед этим открыв тайну клада, спрятанного на острове Монте-Кристо. После 14 лет, проведенных в камере, Эдмон находит хитроумный способ выбраться из тюрьмы и добраться до необитаемого острова. В одночасье Эдмон Дантес превращается из марсельского моряка в самого богатого человека Франции — и едет на большую землю, чтобы отомстить.
"Ворошиловский стрелок"
Режиссер: Станислав Говорухин
В ролях: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Владислав Галкин
Год: 1999
Станислав Говорухин снял замечательный фильм о том, как пенсионер мстит за свою изнасилованную внучку. Он тщательно готовит свое преступление, зная, что это единственный способ расправиться с тремя ублюдками, ведь отец одного из них занимает высокий пост в МВД и, несмотря ни на что, ребят "отмажут". При всей жестокости происходящего на экране картина тем не менее остается доброй историей, поскольку месть в ней показана как торжество справедливости.
"Олдбой"
Режиссер: Пак Чхан-ук
В ролях: Мин-Сик Чои, Цзи Тэ Ю, Да-Хэн Джи
Год: 2003
"Олдбой" может считаться гимном мести — в 2004 году в Каннах восточный колорит Пака Чхан-ука поразил сдержанную европейскую публику на Лазурном берегу ("Приз жюри" в Каннах), и большинство реплик из картины мгновенно разошлись на цитаты: "Смейся, и весь мир будет смеяться с тобой, плачь, и ты будешь плакать в одиночестве", или "Неважно, большой камень или маленький, в воде все тонут одинаково", и ни один режиссер еще не раскрыл эту тему так основательно и тонко. Вообще "Олдбой" входит в трилогию о мести, но волею судеб он стал выделяться на общем фоне. История О Дэ-Су, похищенном в день рождения своей дочери в 1988 году, поражает своей глубиной и контрастами, свойственными южнокорейскому кино. После 15-летнего заключения О Дэ-Су хочет отомстить тому, кто посадил его в клетку. Он начинает искать обидчика, но для того, чтобы понять его мотивы, О Дэ-Су придется вспомнить каждую деталь из своей юности. Когда герой осознает, что однажды сказал лишнее, и небрежно брошенная фраза погубила другого человека, мозаика складывается и его месть становится лишь блеклым отражением того, что ему приготовил Ли У Чин, для которого месть — смысл жизни.
Подготовила Тамара Васильева
28.06.12, 17:30
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7