Команда @talk2men, Ксения Пономаренко и Ивляна Макиенко, встретилась на этой неделе с генеральным директором группы кампаний "Главкино". В отличие от прошлой беседы с Александром Цекало, которая вышла о жизни и мужском взгляде на моду и красоту, разговор с Ильей Бачуриным получился о кино — его главном занятии в жизни.
Однако карьера сегодняшнего главного героя началась не с кино, хотя сразу пошла в верном направлении — к успеху. Среди достижений Ильи Бачурина — организация первого концерта Майкла Джексона в далеком 1993-м году и основание радио "Станция 2000". В начале 2000-х Илья Бачурин возглавлял дирекцию музыкального вещания Первого канала, принимал участие в работе над проектом "Фабрика звезд", позже был назначен главным редактором телеканала MTV. А с 2009 года он возглавляет "Главкино".
Ксения: Илья, расскажите, с чего начинался ваш творческий путь?
Илья: Я поступил в институт иностранных языков им. Мориса Тореза, отучился год и перевелся на вечернее отделение, чтобы была возможность работать. В этот момент с вечернего образования всех забирали в армию, и я пошел служить на два года. Вернулся в совершенно другую страну. На дворе стояли 1990-е годы. Стало ясно, что доучиться не получится. Я начал заниматься бизнесом. Но хотелось зарабатывать не только деньги, но и делать еще что-то для души. В 1993 году мы с партнерами решили привезти в Москву Майкла Джексона. Вложили все, что было заработано непосильным трудом. В прямом смысле слова выбросили деньги, но проект был прекрасен. Потеря денег для нас стала большой и правильной вехой. Если бы мы продолжили развиваться в том же бизнесе, мы бы сейчас с вами здесь скорей всего не сидели. Такие были времена: тяжело с деньгами было остаться целым.
К.: Как Вы перешли от финансов — к занятию для души?
И.: Уже в тот момент я знал чем хочу заниматься. Заработав немало по тем, да и по нынешним временам, мне стало ясно, что не в деньгах счастье. Хотелось интересной работы. Сразу после концерта Джексона мы основали музыкальное радио “Станция 2000”. Это был интересный и успешный медийный проект. А когда Константин Эрнст формировал свою команду, он пригласил меня к себе. Так мне удалось запускать с голландцами музыкальный проект "Фабрика звезд".
К.: Расскажите о вашем детище – киностудии "Главкино". Это знаковый проект для России.
И.: С 1937-го года (год создания "Мосфильма") студии в нашей стране больше не строились. По тем или иным причинам в инфраструктуру создания кино не вкладывались деньги. Данное обстоятельство делает появление "Главкино" еще более символичным. Проект, который мы создали, можно считать не коммерческим. Он долгосрочный, инфраструктурный и нужен в первую очередь для того, чтобы открыть для российских компаний и российского рынка кинопроизводства в целом новые технологические возможности. Понятно, что техническая база не способна решить всех проблем российского кинематографа, эта отрасль слишком тесно связана с творческим потенциалом человека. Но в 21 веке одно без другого существовать не может, поэтому я горжусь тем, что мы заложили основу. Не буду скрывать, "Главкино" — непростой проект с экономической точки зрения. Мы строим его на кредитные деньги, которые должны четко "обслуживаться", проценты и тело кредита должны гаситься строго по графику.
К.: Нельзя ли было привлечь государственные фонды?
И.: Таких механизмов у нас нет. Государство выделяет деньги на производство кино. В принципе, это косвенная помощь нам, потому что получив государственное финансирование режиссеры приходят к нам снимать. Однако важно учитывать тот факт, что объемы господдержки кинематографу не так велики, и наши основные клиенты — телевизионщики.
К.: К каких успехов Вы уже достигли в "Главкино"?
И.: Мы развиваемся. Сделали самые сложные и важные начальные шаги. Собрали всех акционеров вместе и сумели получить финансирование, построить первый этап кинотелевизионного комплекса. Сейчас доводим объект до стадии окончательной готовности. В процессе стройки все шло не просто, не смотря на то, что основной объем был построен за рекордно короткий срок в один год. Возникла масса проблем, например, с коммуникациями, с проектированием сложнейших несущих конструкций, способных выдержать огромные нагрузки, с прокладкой оптоволоконного кабеля, который соединяет Главкино с Останкино.
Илья Бачурин и Ивляна Макиенко
К.: Чего, по вашему мнению, не хватает российскому кино сегодня?
И.: Не хватает как профессиональных производителей, технологий, так и квалифицированных насмотренных зрителей. Спрос рождает предложение. Статистика показывает, что выбор непритязательных соотечественников падает на российские комедии. А "Духless" и "Метро" — исключения, подтверждающие правило. К сожалению, пока ситуация очень не простая. Когда у нас появятся фильмы уровня "Хоббита" или "Мстителей"? Когда мы сможем конкурировать с мировыми блокбастерами категории "А"? У меня нет ответов на эти вопросы.
Илья Бачурин
К.: Кинематограф всегда ориентируется на зрителя?
И.: Про аудиторию нельзя забывать, но утверждать, что весь российский кинематограф ориентируется на потребителя, было бы неверным. Причина заключается в том, что не на зрительские деньги кино делается, а в основном на государственные. Экономика отрасли выстроена сейчас так, что государство, оказывая поддержку кинопроизводителям, выделяет примерно 100-120 миллионов долларов в год на все фильмы. Это половина бюджета "Мстителей". Важно отметить, что денег из других сегментов экономики в кинематограф практически не приходит, так как окупить вложения в производство кино практически невозможно.
Илья Бачурин
Ивляна: Почему средства не поступают из других сегментов экономики?
И.: Механизмы кинопроката далеки от совершенства. Существует целый ряд проблем, связанный с количеством экранов на человека в нашей стране, их значительно меньше, чем в странах, где кинематограф можно считать развитым. До сих пор не введен "единый билет" — о, что необходимо при подсчете всех поступлений от продажи билетов. Есть серьезные основания предполагать, что как обманывали кинотеатры кинопроизводителей, так и продолжают это делать. Этот вопрос обсуждался на всех уровнях, а воз и ныне там. Следовательно, кинотеатры по-прежнему отдают производителям столько выручки, сколько сочтут справедливым.
И.: Помимо введения единого фискального билета, какие меры должны быть предприняты, чтобы поправить ситуацию с российским кино?
И.: Количество позиций в списке этих мер будет за сотню переваливать. Проблем в кино очень много, они разные по значимости, поэтому лечить российский кинематограф нужно комплексно. Было бы здорово, чтобы в ближайшее время все антикризисные меры были собраны воедино и стали основой документа под названием "закон о кино".
Илья Бачурин
К.: Есть ли у вас и ваших коллег возможность ускорить процесс принятия закона?
И.: Все участники рынка: компании-мейджоры, кинематографисты, Министерство культуры — все заинтересованы в скорейшем разрешении ситуации. Это и создает предпосылки того, что в определенный момент разговоры выльются в решения, в работу, в новые прекрасные отечественные фильмы, которые с интересом и гордостью будут смотреть миллионы россиян.
К.: А если вернуться к проблеме кинообразования, как быстро ее можно решить. Десяти лет хватит?
И.: За такой срок мы рискуем потерять и нынешнее поколение зрителей. Требуется серьезная система образования, дополнительного по отношению к высшему государственному. Эта система должна соответствовать мировым стандартам кинообразования, дотягивать до них выпускников отечественных киновузов. Это одна из важнейших и срочных задач.
К.: Почему в России нет качественных сериалов?
И.: В большей степени, чем полный метр, сериалы ориентированы на зрителя. Почему у нас нет суперсериалов? Потому что у нас нет в достаточном количестве зрителей, готовых смотреть проекты уровня The Dark Mirror на эфирных каналах. И вы, и я — жители интернета. Это, к сожалению, не та аудитория ради которой крупные производители сериалов, телеканалы будут готовы потратить несколько миллионов долларов за эпизод.
Ксения Пономаренко, Илья Бачурин и Ивляна Макиенко
К.: Когда мы сможем смотреть качественные сериалы?
И.: Когда будет работать система продажи видеоконтента по запросу зрителя (VOD). Именно она создаст необходимую экономику и платежеспособный спрос. Мы отстали в распространении телевизионного сигнала. У нас кабельные сети составляют небольшой процент покрытия из всей телевизионной аудитории, поэтому такие сложные и продвинутые сериалы не будут появляться еще какое-то время. Придется подождать.
И: Десять лет?
И.: Думаю, что меньше. Это будет связано с развитием цифровых технологий телевещания.
И: Вы планируете этим заниматься?
И.: Этим занимается Министерство связи. Это задача, которую нужно решать на глобальном уровне. Вот-вот появится первый цифровой пакет телеканалов, который будет бесплатно распространяться по всей стране. Это очень важный момент, так как первый бесплатный пакет проложит дорогу платным. Когда механизм заработает, появятся продукты уровня сильнейших западных сериалов. Мировые производители начнут цивилизованно производить для России и показывать свои проекты. HBO уже сейчас открывает офис в России. На Главкино мы заложили так же возможности производства, формирования сигнала и передачи в сети или в эфир пакета цифровых каналов, так что свою лепту в развитие цифрового телевидения мы готовы внести.
Ксения Пономаренко и Илья Бачурин
К.: Что на вас произвело сильное впечатление за последнее время?
И.: Сложно сказать. Пожалуй, последний концерт китайского пианиста Лан Лан в большом зале консерватории. Это было интересно. Но я по-прежнему с большим интересом, уважением и любовью отношусь к нашим музыкантам. Тот же Денис Мацуев для меня все равно остается круче, чем Лан Лан. Он при всей его популярности и глянцевой известности, все равно остается классическим музыкантом. А Лан Лан, на мой взгляд, уже является больше персонажем из шоу-бизнеса.
И.: Как проводите свободное время?
И.: Спортом занимаюсь, на выставки хожу, книги читаю.
И.: Что читаете сейчас?
И.: Улицкую. Я в основном читаю то, что может быть интересно по работе. Думаю о том, можно ли это будет экранизировать.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7