Канны-2013: Джим Джармуш

Джим Джармуш добавит стиля и животной энергии кинофестивалю

На прошлой неделе было приятно узнать, что состав участников 66-го Каннского кинофестиваля стал еще сильнее – последним, доведя список до цельной двадцатки, присоединился режиссер Джим Джармуш с его новым фильмом "Выживут только любовники". Была ли с фильмом какая-то проблема? Мерилом Ларса фон Триера мы отныне определяем уровень проблемности в Каннах, а значит, констатируем: проблемы не было.

По сути, для жюри нет преступления в том, чтобы объявить об участии нескольких новых фильмов в программе в последний момент. Добавив своим появлением стиля нынешнему "Основному конкурсу", Джим Джармуш в компании с безупречной Тильдой Суинтон намерен накрыть Лазурный берег волной артхауса. Конечно же, Том Хиддлстон, сыгравший вместо изначально утвержденного Майкла Фассбендера главную мужскую роль, тоже приедет во Францию, но, как вы понимаете, его перформансом мы не будем гордиться. После "Мстителей" и "Тора" нынешняя работа для Хиддлстона – большая удача и шанс вернуться к своим артхаусным корням.

Сам Джармуш назвал картину "крипто-вампирской историей любви." Мало похоже на синопсис "Голода" Тони Скотта, хотя и так ясно, что Тильда Суинтон станет вторым Боуи. В любом случае, факт остается фактом: Николас Виндинг Рефн ("Только Бог простит") и Джим Джармуш ("Выживут только любовники") станут теми персонами, которые добавят разумной программе кинофестиваля животной энергии.

Кадр из фильма "Выживут только любовники"

О чем "Выживут только любовники"? Адам (Том Хиддлстон) – музыкант в глубокой депрессии. Однажды он воссоединяется со своей многовекой любовью Евой (Тильда Суинтон), ведь они оба – вампиры. Идиллию пары нарушает немного дикая и бесконтрольная младшая сестра Евы Ава (Миа Васиковска). Если отбросить в сторону критику декораций (вампирская сага), то мы получим очередной джармушевский шедевр про "человека пробуждающегося". От "Более странно, чем в раю" и до "Сломанных цветов" мы видим этого любимого героя остроумного режиссера. Правда, в каждой из киноновелл мы застаем его на разной стадии (Билл Мюррей в "Сломанных цветах" – апогей, конечная стадия).

Как правильно заметил в издании Cineticle кинокритик Алексей Тютькин, центр любого фильма Джима Джармуша – пробуждение. "Этот обобщающий термин вернее всего понимать как событие, которое ведёт к революционной смене образа жизни, мышления, действия, мировоззрения, к слому устоявшейся структуры и зарождению новой. Такое пробуждение – без каких-либо коннотаций с экзальтированными воскресными выступлениями телепроповедников и прочей трансцендентной трухой – является катастрофическим и травматическим событием, которое влечёт пробудившегося в неизвестность, к чему-то новому, опасному и безумному – случаем, который меняет жизнь." По всей видимости, Адама и Еву настигнет то же самое – с появлением сестрички главной героини.