По городам и странам сквозь призму кино: Франция глазами Франсуа Озона
Между бесконечными списками предновогодних дел и рабочими дедлайнами находим время для исследования заветных туристических направлений по фильмам любимых режиссеров. Следующим пунктом назначения выбрали Францию, а гидом — живого классика французского кино Франсуа Озона.
«В доме»
(2012)
Месье Жермен (Фабрис Лукини) преподает в лицее французскую литературу, но никто из учеников его не слушает, а заданные сочинения просто невозможно читать. Надежда только на Клода Гарсию (Эрнст Умоер), тихого мальчика, сидящего за последней партой. Он подглядывает за домом своего друга, живущего по соседству, и на основе увиденного пишет роман, а преподаватель помогает ему редактировать текст. Однако со временем ученик начинает вмешиваться в жизнь чужой семьи, чтобы придать произведению драматизма.
В работе над картинами Озон часто использует не оригинальные сценарии, а берет за основу пьесы, в данном случае — «Мальчик за последней партой» Хуана Майорги. В фильме режиссер мастерски смешал социальную драму, элементы головоломки и тонкость, присущую европейскому, в особенности французскому, кино. А еще оставляет открытым вопрос, что в этой истории правда, а что — вымысел мальчика с бурной фантазией.
«Бассейн»
(2003)
Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг), измученная творческим кризисом писательница-интроверт, приезжает на юг Франции в Нормандию в загородный дом своего издателя Джона Бослода (Чарльз Дэнс). Тут ей предстоит написать новый роман. Внезапно ее покой нарушает Жюли (Людивин Санье) — взбалмошная дочь хозяина дома, неожиданно появившаяся на пороге. У девушки жизнь, кажется, бьет ключом, и каждую ночь в ее постели новый мужчина. Поначалу героиням не получается построить доверительные отношения, однако позже писательница проникается интересом к Жюли и неожиданно (даже для себя) решает сделать ее героиней книги, но все не так просто. Была ли история, случившаяся тогда в загородном доме, плодом воображения писательницы или все-таки нет — вопрос открытый.
«8 женщин»
(2002)
Накануне Рождества во французской провинции происходит убийство: неизвестный заколол ножом Марселя (Доминик Ламюр), хозяина дома и главу семейства. Кроме него в доме находилось восемь женщин — жена убитого Габи (Катрин Денёв), ее сестра Огюстина (Изабель Юппер), их властная мать (Даниель Дарьё), дочери Габи и Марселя Сюзанна (Виржини Ледуайен) и Катрин (Людивин Санье), служанка Луиза (Эммануэль Беар), экономка Шанель (Фирмин Ришар) и уже позже неожиданно появившаяся сестра Марселя — Пьерретт (Фанни Ардан). Кто-то также перерезал телефонные провода и сломал машину. Женщины становятся заложницами дома — и среди них убийца. Озон разыгрывает настоящий музыкальный ретродетектив в духе Агаты Кристи, в основу которого легла одноименная пьеса Робера Тома.
«По воле божьей»
(2018)
Житель Лиона «белый воротничок» Александр (Мельвиль Пупо) вел размеренную жизнь с женой и пятью детьми, но внезапно узнал по телевизору католического священника. Отец семейства отчетливо помнит, как этот служитель церкви много лет назад его, мальчишку, совратил. Александр начинает поиски таких же пострадавших от действия отца Прейна, чтобы защитить от него и его влияния не только детей, но и все общество. Фильм основан на реальной истории католического священника из Лиона Бернара Прейна, которого в 2016 году обвинили в совращении малолетних из его прихода. Озон в хронологическом порядке скрупулезно восстановил события. А сама картина удостоилась Гран-при жюри Берлинале.
«Молода и прекрасна»
(2013)
17-летняя Изабель (Марина Вакт) учится в лицее, живет в обеспеченной семье и ни о чем не беспокоится. Во время отдыха на море она лишается девственности с молодым человеком из Германии, но ничего не чувствует. Вернувшись в Париж, девушка регистрируется на сайте знакомств и начинает ходить на интимные встречи за деньги, но только с пожилыми мужчинами. Однажды прямо во время близости от сердечного приступа умирает Жорж (Йохан Лейзен) — ее самый нежный и, возможно, любимый клиент. Случившееся раскрывает тайну Изабель ее семье и полиции, она проходит курс психотерапии, но даже после всего пережитого так и не может найти в себе ту любовь и чувственность, о которых мечтает. Озон не просто воспевает в этой картине юность, но сопереживает и в своей манере подбадривает героиню в ее искренних (хоть и неординарных) поисках идентичности и телесности.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7