Ларс фон Триер и его меланхолия

Фильм, который объективно был лучшим на кинофестивале в Каннах

"Меланхолия" — фильм-апокалипсис Ларса фон Триера. Эта психологическая драма с элементами фантастики начинается со столкновения планеты Земли и выдуманной Триером планеты Меланхолия. Все последующие действия — предыстория — то, что произошло накануне конца света.Нельзя не отметить блестящий актерский состав. Главные роли исполняют Кирстен Данст,  муза Триера Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлота Ремплинг, Удо Кир, и Джон Хирт, известный нам по фильмам таких мэтров современного кинематографа как Джармуш и Линч.

Фильм был тепло встречен жюри в отличие от предыдущей работы Ларса фон Триера "Антихриста", показанной на фестивале в 2009 году. Тогда, два года назад, Триера освистали за его творение, сейчас - за его высказывание на пресс-конференции. Что именно случилось 19 мая 2011 года?

После премьеры "Меланхолии" состоялась встреча режиссера и главных героев фильма с журналистами. Одним из первых вопросов, адресованных Ларсу фон Триеру, стала просьба одной из представителей СМИ рассказать о немецких корнях режиссера.

Примерный перевод речи Ларса фон Триера: "В течение долгого времени я думал, что я еврей, и был очень рад этому. Но затем оказалось, что я не еврей. Я был евреем, во всяком случае я действительно хотел быть евреем, но затем я узнал, что на самом деле я нацист, потому что моя семья по происхождению - немцы. И, это тоже доставило мне некоторое удовольствие. Так, что я могу сказать? Я понимаю Гитлера. Я думаю, что часть из того, что он сделал, было неправильным, но понимаю этого человека. Он - не тот, кого мы могли бы назвать хорошим парнем, но да, я понимаю его и я сочувствую ему. Но, послушайте, я не выступаю за Вторую мировую войну. И я не против евреев. Нет, даже не против Сьюзан Бир. Я за них, хотя израильтяне - та еще заноза в заднице. Как же мне закончить мысль? Окей, я нацист. В том, что касается искусства, я за Шпеера. Альберт Шпеер мне нравится, он был одним из лучших детей Бога, он обладает талантом, который... Ладно, достаточно..."


В результате Ларс фон Триер был объявлен персоной нон грата. Несмотря на тот факт, что Триер - датчанин, и английский является его вторым языком. Несмотря на то обстоятельство, что глагол "understand" (прим.ред.- "понимать") абсолютно нейтрален и не носит негативную или позитивную смысловую окраску, несмотря на то, что в Каннах у режиссеров и актеров весьма напряженный график, и Триер , как и все остальные гости Круазетт, спит не более 2-3 часов во время своего пребывания на фестивале.

Гуманистический порыв жюри Каннского кинофестиваля у меня вызывает смешанные чувства: стоит ли говорить о человеколюбии и приверженности ценностям демократии, когда отсутствует свобода слова?


Теперь Триер, покинувший Лазурный берег, является главным героем всех обсуждений и споров среди участников фестиваля, журналистов и кинокритиков всего мира. Мнения разнятся: некоторые одобряют решение жюри, другие говорят о неудачном стечении обстоятельств, об оговорке странного датчанина. Однако все сходятся в одном: Ларс фон Триер - провокатор. И в этом их главная ошибка.

Каждый фильм Ларса фон Триера сопровождался скандалом. Это было с "Идиотами", "Танцующей в темноте", "Мандердеем", "Догвиллем "; об "Антихристе" вообще стоит сказать отдельно. В 2009 году консервативная публика не могла вынести, что фильм-провокация, наполненный любовными сценами категории ХХХ, элементами садизма, приправленный музыкой Генделя и снятый вполсилы после депрессии и неврозов, еще и посвящен Андрею Тарковскому. Возмущению ортодоксальных зрителей и жюри не было предела, фильм стал сенсацией кинофестиваля, о нем говорили с момента показа и до закрытия.

После премьеры "Танцующей в темноте" мнения зрителей разделились, отсутствие единогласия переросло в горячий спор и драку прямо на фестивале. Ларс фон Триер впервые был назван провокатором. В 2009 году он привез в Канны "Антихриста", жюри очень холодно отнеслись к его работе, в СМИ запестрили заголовки "У Триера провокация ради провокации". На прошлой неделе история повторилась в третий раз. Поведение Триера теперь расценивается как необходимый атрибут режиссера, недостаток эпатажности  "Меланхолии" восполняется одиозностью высказывания.

Могу с уверенностью сказать, что устроители фестиваля, а также все остальные, придерживающиеся  подобной точки зрения, глубоко заблуждаются. Дело в том, что Ларс фон Триер не тщеславен, более того, он имеет наглость пренебрегать общественным мнением и заповедями киноиндустрии. Ларс фон Триер — провокатор, но он  провоцирует не публику, а себя, поскольку видит в предназначении творчества создание собственного внутреннего мира. С ранних лет его интересовало искусство. Благодаря ему он мог создать свой  мир, где он был сам себе хозяином, где не было волнений и тревог. Позже детский эскапизм перерос в желание стать режиссером. Его мечта исполнилась, он стал деятелем искусства, человеком - творцом, которому, как и в детстве, чуждо беспокойство.

Все работы Триера вызывают у кинозрителя бурю самых разных эмоций, так как Триер рассказывает  честно и откровенно о том, что его интересует. Как Зигмунд Фрейд он исследует сексуальность, считая ее мощным и неотъемлемым  фактором жизни человека. В рамках данного аспекта он затрагивает полюсные темы: от депрессии и сублимации до извращений. В каждой киноленте он правдив и сентиментален, что зачастую неправильно трактуется кинокритиками и часто высмеивается противниками его творчества.

Помимо сексуальности Ларса фон Триера интересует религия. В каждом фильме режиссера есть религиозная линия, но она едва заметна. Например, "Меланхолия" представляет собой Судный день по-триеровски. Ссылку на религию в его предыдущем фильме восприняли как издевку, хотя Триер не играется, он просто говорит : "Антихрист - мое первое слово." Ларс фон Триер использует название в том же качестве, что и Федерико Феллини использует вертолет, проносящий статую Христа над Римом в начале "Сладкой жизни" — как индикатор силы и влияния религии на жизнь каждого, в независимости от того, кем ты являешься и как ты себя позиционируешь.

В своих планах Триер вынашивает идею о новом фильме, посвященном взаимосвязи религии и секса. О том, как видит это режиссер, а также о жанре, в котором будет снята картина, можно только догадываться. Возможно, Триер станет первым участником Каннского кинофестиваля, представившим религиозный порнофильм.

Как бы то ни было, психологический фундамент его картин, смесь сексуальной и религиозной тематики, нарочитая откровенность, смешанная с чувствительностью и сентиментальностью делают Ларса фон Триера одним из самых лучших режиссеров современности.


Всем поклонникам творчества датского режиссера будет интересно узнать, что фильм "Меланхолия" появится в кинотеатрах страны 7 июля. Что касается Европы: новый шедевр Триера первый раз покажут 26 мая  в Дании, 27 мая в Норвегии, Польше и Швеции. С 3 июня вы сможете его посмотреть, находясь в Финляндии, во Франции "Меланхолия" стартует 10 августа, в Голландии - 10-го. Осенью фильм выйдет на экраны Британии и Германии: 30 сентября и 6 октября.

Текст: Тамара Васильева

03.07.11, 21:01