За последние годы интерес к китайской культуре растет: локальные художники и писатели завоевывают аудиторию по всему миру. Один из ярких примеров — цикл из двух книг «Благословение небожителей» Мосян Тунсю, который опередил по продажам «Гарри Поттера» и теперь доступен в «Букмейте». По этому поводу решили разобраться в одной из важнейших составляющих культуры (китайская тут не исключение) — моде — и проследить историю развития фэшн-индустрии от френча Мао до образов анимационных персонажей.
В 1960-е годы законодателем стиля для молодежи был основатель Китайской Народной Республики — Мао Цзэдун. Идейные последователи маоизма носили военные френчи, аналогичные тому, в котором правитель появлялся на публике. Приобретение похожей по стилю верхней одежды повышало социальный статус обладателя, даже если вещь была испачкана, порвана или заношена. Большое внимание уделялось деталям и особенностям кроя: куртка должна быть приталенной, брюки — иметь правильную длину. Самым важным элементом была нашивка с лозунгом, которая надевалась в качестве нарукавника. Вскоре надписи появились и на аксессуарах: платках, сумках и шапках.
Культурная революция, длившаяся с 1966 года и до смерти Мао в 1976 году, породила множество запретов. Ряд из них касался внешнего вида: например, традиционные платья и «неординарные» прически были запрещены. Тех, кто стремился выделиться из толпы, ждало наказание: нарушителей отлавливали на улицах и могли жестоко избить. Один из главных фэшн-провалов того времени — платье Цзян Цин. Оно носит имя «первой леди» революции — жены Мао. Одежда, на которой вышиты цветы сливы, должна была стать униформой для женщин, но в итоге не обрела популярность.
После смерти Мао в 1976-м государственная политика в сфере моды ослабевает. Люди начинают ориентироваться на западные образцы, в это время в Китай приезжает Пьер Карден. Он организовывает показы и вносит огромный вклад в популяризацию моды. В 70-е годы страна наполненяется западными фэшн-новинками, а особое место в гардеробе местных девушек занимает мини-юбка — незадолго до этого тренд захватил и Европу. Благодаря ему же в Китае узнали о профессии манекенщицы.
Значительное влияние на моду оказали журналы и появившееся в свободном доступе телевидение. В 90-е главным трендом провозглашается комфорт, и в Китае начинается «джинсовая лихорадка».
Впервые одежда китайских дизайнеров появляется на модных показах в 1997-ом. Именно в этом году в Пекине прошла первая в истории страны Неделя моды — событие, изменившее не только китайскую фэшн-индустрию, но и мировую: китайские дизайнеры начинают влиять на глобальные тренды. Среди таких имен — Го Пэй, Вивьен Там, Ма Кэ, Руи Чжоу и Чен Пенг.
Го Пэй относится к первому поколению китайских дизайнеров. Она запустила собственную марку в 1997 году, а в 2014-ом стала первым приглашенным дизайнером на Неделе высокой моды в Париже. Кстати, желтое платье Рианны на Met Gala 2015 года — ее рук дело.
В 1995 году на сцену выходит дизайнер Вивьен Там. Вместе с художницей Чжан Хунту они создают коллекцию «МАО» с юмористическими изображениями Председателя на футболках и куртках. Мао отрисовали с косичками или скосившимися глазами на сидящую на носу пчелу. Вокруг работы разгорелись этические споры не только в Китае: ведь жертвами маоизма стали миллионы людей. Вместе с тем, творчество Там оценивают как произведения современного искусства и выставляют в Музее Энди Уорхола в Питтсбурге и в музее Нью-Йоркского технологического института моды.
Еще одно громкое имя китайской модной индустрии — Ма Кэ. Будущий дизайнер поступила в Сучжоуский университет в 1989 году (была в числе первых 15 студенток по специальности «Дизайн костюмов и выступлений»), а после окончания отправилась оттачивать мастерство в лондонский Central Saint Martins. В своей работе Кэ придерживается философии принципиальная антимода. О чем красноречивее всего говорит ее показ Wuyong («Бесполезное») 2007 года. Шоу прошло в парижском дворце Пале-Рояль и стало центральным эпизодом одноименного документального фильма Цзя Чжанкэ, который получил премию Венецианского кинофестиваля в программе «Горизонты» в этом же году.
В свою очередь, китаянка Руи Джоу, окончившая школу дизайна Parsons в Нью-Йорке, стала финалистом премии LVMH в 2021 году. Ее бренд RUI – про «несовершенство в разных проявлениях».
Молодой китайский дизайнер Чен Пенг к тридцати годам успел поработать с Christian Dior, Gareth Pugh и Moncler, а также принять участие в создании костюмов для церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2022 в Пекине. В основе его дизайна лежит концепция одного размера: одежду могут носить люди с разным типом фигур.
Отношению к традиционной культуре в Китае практически всегда, за исключением периода Культурной революции, уделялось особое внимание. Современные дизайнеры постоянно возвращаются к национальным сюжетам и переосмысливают их в своих работах.
«Одежда в китайском стиле» — это культурный код, который распространился не только в Поднебесной, но и далеко за ее пределами. В наши дни все чаще можно увидеть платье ципао или чонсам, которое имитирует длинную рубашку. Большое влияние на популяризацию китайского стиля сыграл и гонконгский режиссер Вонг Карвай. Благодаря его фильму «Любовное настроение» ципао стало все чаще появляться на подиумах. Платье можно встретить и в китайской анимации — дунхуа. И опять-таки — в «Благословении небожителей». События дунхуа происходят в сеттинге Древнего Китая, где герои носят традиционную одежду. Второй сезон дунхуа, снятого по одноименному циклу книг, стартовал в России одновременно со всем миром и выходит на «Кинопоиске».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7