СОНА
СИМОНЯН
С 2020 года основательница салона красоты «Сон»
По образованию философ, работала над российским брендом шляп MDWS
Мы встречаемся с Соной в уютной кофейне недалеко от «Сна» под конец рабочего дня. Сона идет ко мне из салона: она из тех руководителей, которые решают вопросы не по телефону, а личным присутствием. Заказываем кофе, и я тут же интересуюсь у Соны, как она вообще оказалась в бьюти-индустрии.
«Я по образованию философ, хотя изначально планировала реализовать себя как дизайнер аксессуаров. Но в университете меня настолько увлекла эта дисциплина, что я перевелась на другой факультет практически сразу. Я благодарна семье за то, что они никогда не говорили мне: «Не нравится? Ничего, продолжай учиться, а дальше будет видно». На мое предложение что-то поменять ответили мгновенно положительно. Знаешь, сегодня понимаю, что именно философский бэкграунд не дает опускать руки, помогает смотреть на жизнь в позитивном ключе и принимать любые обстоятельства.
Дальше случилось знакомство с Ритой. Сегодня она для меня настоящий член семьи. Мы начали дружить и путешествовать вместе. Как-то, сидя в одном из парижских кафе, рассуждали о том, чем хочется заниматься. У нее за плечами журфак, у меня — философия. Я понимала, что вряд ли буду работать на кафедре, хотя предложения были.
Франция поразительным и положительным образом повлияла на наше мироощущение, а еще пришло осознание, насколько в России вообще не развита шляпная индустрия (да, вот так сразу). Мы решили попробовать себя в ней. Честно, повезло, поскольку запустились в очень классное время, выбрали никем не занятую нишу. Потратили минимальное количество денег, сделали три шляпы, сфоткали на телефон, а через неделю получили письмо от Vogue — можно ли взять на съемку наши шляпы? Мы, конечно, согласились. И так каждый раз нам писал кто-то. Поэтому все было про вдохновение, а не про бизнес-стратегии. Теперь мы, конечно, кардинально другие, очень выросли. И по себе, и по Рите вижу (Рита — основатель бренда Mai Mai. — Прим. BURO.). Сейчас мы часто задаемся вопросом: «Ну что, что там по цифрам?» (смеется)
Обычно бизнес с подругой — это про сложности. Что помогло вам сохранить дружбу?
Я всем говорю, что бизнес с друзьями — очень опасная дорожка. Просто мы договорились, что при любых обстоятельствах дружба дороже. Мы прекрасно работали вместе, уважая личные границы и ставя в приоритет человеческие отношения. Но спустя некоторые время решили двигаться дальше — каждый по своей траектории.
Вообще мой следующий вопрос — «Как запустить удачный проект?», но, кажется, ответ на поверхности: просто берешь и делаешь.
Да! Это интересно, ведь я по факту человек этого поколения, поколения, которое всегда все планирует и анализирует. Семь раз отмерь — один раз отрежь. Но в данном конкретном случае я не совсем согласна с такой стратегией. Особенно сейчас. Не понимаю знакомых, которые все время планируют что-то. Все эти подготовительные процессы отнимают много сил и будто лишают уверенности. А может, просто взять и попробовать? Просто попытайся, сделай что-то маленькое и посмотри, идет или нет, нужно это людям или нет, нужно ли это тебе. Если понимаешь, что модель рабочая, тогда уже можешь либо свои суммы взращивать, либо привлекать инвестиции. А сидеть и думать: «Может, да, а может, нет, а что сегодня Луна скажет», — я этого не понимаю.
Неужели сомнений у тебя никогда не возникало?
Я вообще мнительный человек. Мне максимально страшно брать на себя ответственность, и я, конечно, тоже переживаю. Но мне, наверное, легче даются старты, потому что был положительный дебют. Когда запускали с Ритой шляпы, мы были молодые, амбициозные и супертворческие. Все начиналось как хобби, хотя результаты были абсолютно коммерчески успешными: продавались в ЦУМе, каждые полгода ездили на выставки во Францию, сотрудничали с Японией и Китаем. Но бизнесового отношения не было, хотя я безумно ценю это время за его чистейшее вдохновение и легкость, с которой я стараюсь действовать и жить и сегодня.
Решение открыть салон появилось суперспонтанно. Вместе с ним пришло и взросление как сольного предпринимателя.
Если до этого отвечала сама за себя и был еще максимум один человек, то сейчас у меня целая команда. Было очень сложно и очень страшно, но я поняла, что если не сегодня, то не рискну вообще. В тот момент муж искал помещение для своих проектов, а я всегда ему говорила: «Мне так хочется, с детства эта индустрия нравилась, я бы попробовала». И он натолкнулся на маленькое пространство, которое впоследствии стало первым «Сном». «Слушай, такая локация хорошая. Не хочешь попробовать? Как раз маленькая, протестим», — сказал он. И я ответила: «Хочу!»
С другой стороны, ты бы не рискнула на большее помещение в 2022 году, если бы у тебя не получилось за пандемийный и постпандемийный год раскрутить маленькое.
Да, безусловно. Второе мне было в принципе легче открывать, потому что как минимум у меня была уже сформированная команда и меня люди знали, поэтому мастера сами приходили. В начале была проблема, потому что вообще не знала, как строить бизнес. Было ощущение, что вот: взяла помещение, сделала ремонт, мастеров за две секундочки найду. А это оказалось совсем не так.
Восхищаюсь тем, как ты заходишь в бизнес в такие непростые для страны и всего мира времена.
Те, кто занимается бизнесом, вообще изо дня в день тушат пожары. Просто они бывают чуть побольше и чуть поменьше. И каждый день не знаешь, что случится еще. Поэтому те, кто туда (в бизнес) входит, должны продолжать, не сдаваться и думать, что они могут сделать в предлагаемых обстоятельствах.
Когда в наших салонах вижу людей — у нас периодически проходят преображения, — общаюсь с ними, понимаю: то, что мы делаем, очень важно. Только кажется, что в сложные времена о салоне красоты и говорить не стоит, а потом понимаешь: людям нужно место, куда они приходят и полностью отключаются или думают о чем-то приятном. Возможно, это мелочь, которая приносит им удовольствие. Может, она единственная в течение дня. Такие моменты нужно приумножать, чтобы пережить сложные обстоятельства. И если мы можем дать хотя бы маленький толчок, это будет классно. Это относится к любой индустрии: взялся за дело — делай его хорошо.
У тебя есть помощники?
Моя любимая история: возьму-ка себе помощника и сделаю все за него. Я из тех людей, которые не умеют делегировать. Проще самой что-то быстро сделать, чем объяснять другому человеку. Это ведь нужно рассказать про свою философию, как я вижу, все до мельчайших подробностей. Но физически одной очень тяжело.
Сейчас есть девочка, которая помогает, но в реальности я периодически забываю ей писать какие-то задачи. Вспоминаю, когда уже сама все сделала. Так что мне еще надо этому учиться. У меня команда из 20 человек, но именно административные функции сложно делегировать кому-то. Я искренне стараюсь и расширяю команду, потому что чем больше людей, тем больше идей.
Что, на твой взгляд, сегодня определяет салон красоты и делает его хорошим?
Главное, и это касается не только салона, — всегда учиться чему-то новому. И причина того, что некогда популярные салоны начинают сдавать позиции, как раз в том, что они перестали развиваться, двигаться вперед. Относительно трендов, новинок в бьюти-индустрии и вообще всего нового, ты должен stay hungry, stay foolish, как говорил Стив Джобс. Постоянно стремиться к чему-то и быть открытым новым знаниям крайне важно. А если приходишь в точку «я все знаю, я лучше всех», начинаешь деградировать. Я, например, подписана на многие салоны и мастеров в Южной Корее. Мне это интересно, хочется пройти, возможно, там обучение. Меня это привлекает даже не столько стилистически, сколько технически.
Что еще для меня важно? Пожалуй, сервис и качество услуг — это второй третий пункты. Безусловно, человек приходит не только за услугой, но и ради атмосферы.
Недавно получила лучший комплимент от девочки, которая была у нас на массаже: «Сона, не подумай, что я странная, но мне было так важно лечь на массажный стол и почувствовать запах свежести белья». Так приятно, что люди замечают такие мелочи, на которые сама обращаю внимание.
Ты могла представить, что попадешь в такой «Сон»?
У меня всегда есть к чему стремиться. Я ориентируюсь на успешных людей в индустрии и думаю: «Вот это класс!» Но в любом случае, когда на свой салон смотрю, понимаю, что очень его люблю, это мое детище. Скоро буду его фотографии в кошельке носить и показывать: «А вот мы были раньше маленькие, сейчас такие». Моя отдушина, правда. Однако представить себе, что дальше некуда стремиться, я не могу.
Ты строгий руководитель?
Нет, не могу назвать себя суперстрогим. Если вспомнить, как начинала, это просто зефир, которому кажется, что все всё должны понимать. Ведь мы же с Ритой делали бренд, и все было понятно. Сейчас, конечно, сильно изменилась. Три года очень на меня повлияли. Это теперь два разных человека. Но я не жесткий руководитель точно, без истерик — точно. У меня есть четкие правила и границы, которые не стоит переходить. Ужасно не люблю манипуляции, люблю честные отношения. Я много раз готова идти навстречу. Много времени и сил буду тратить на то, чтобы объяснить, попытаться изменить человека. Особенно если он талантливый: у меня на них большая слабость. Но всему есть предел, разумеется. Люди переходят границу — мы с ними прощаемся. Спокойно, без истерик.
А как ты понимаешь, что пришло время расширять коллектив? Когда суперплотная запись или когда хочется привнести чего-то нового?
На данный момент (мы пару месяцев как переехали в новый салон) постоянно продолжаю искать. Но даже если соберу полностью команду и ко мне придет крутой специалист, не буду отказывать, обязательно прособеседую и посмотрю. Мне так даже проще будет открывать второй салон. Поиск мастеров — очень сложная задача. Выбор, на самом деле, маленький. Крутые мастера либо где-то работают, либо работают сами на себя. Хороших, талантливых ребят, которые ищут работу, тяжело найти.
Ты готова взращивать таланты?
Да, я сейчас понимаю, почему открывают академии, школы стилистов, мастеров маникюра. Потому что сами оттуда и берут себе специалистов. Здесь та же история: мне классно, когда старые работы наших ребят открываю и вижу рост. Важно, чтобы ребята сами стремились, чтобы им было это нужно.
Как ты думаешь, как о тебе и «Сне» узнали?
Сначала была запрещенная соцсеть (смеется). Я вообще за визуальную составляющую и считаю, что сегодня она многое решает. Первую съемку сделала, когда салона не было. Я нашла фотографа, моделей, мастеров, которые хотят у меня работать, вместе потрудились над классными снимками. Так все и завертелось. Кстати, наши фото даже использовали другие салоны, думая, что это картинки из Pinterest.
«Сон» сегодня на сколько процентов для тебя про бизнес?
Для меня на все 100% про бизнес. Это проект, в который я вкладываю деньги, и, соответственно, проект, от которого хочу получать тоже деньги. Это уже не хобби, но очень хочу, чтобы это было творчеством, которое приносит деньги. То есть хочу, чтобы это было 100% про бизнес и деньги, но при этом не терялась творческая составляющая и душа. Я считаю, удачно получается, если это работает вместе.
А каким ты представляла «Сон»? Он сейчас именно такой, как задумывался?
Я вообще не представляла, что он будет именно таким. В голове была какая-то картинка. Возможно, намного проще, чем сейчас. Это было в мечтах. Я понимала, почему хочу это начать. Все сложности воспринимала просто как этапы на пути к мечте. И, если мы говорим о мечтах, я бы хотела открыть салона три, меня должно на такое количество хватить, и очень бы хотела запустить линейку продукции.
Почему это для тебя важно?
Наверное, тут речь просто про бизнес. Салоны красоты ограничены в количестве людей, есть определенный лимит. Хочется на базе того, что мне нравится, а это бьюти-индустрия, создать что-то, что можно масштабировать и что не будет тебя ограничивать количеством людей или площади.
Тоже будет «Сон»?
Не знаю, вряд ли. Когда я и Рита начинали проекты, искали простые и запоминающиеся названия. Это очень важная штука. Потому что наш бренд шляп назывался MDWS, и все его постоянно коверкали. Муж до сих пор называет его M&M's (смеется). Так вот Рита предложила назвать салон в честь моего имени, а я же из таких людей, которые: «В честь себя? Что?» Но тут решила: прикольно. Может быть, и да. И «Сон» правда сработал: это то, что объединяет всех людей (смеется). Сон — про мечты, а они же всегда прекрасны. Но, если говорить про название для линейки косметики, наверное, нет. Я бы хотела выводить ее на международный рынок, и там, к сожалению или к счастью, название не подходит.
Но вообще, это все мечты. Как ты поняла, теперь не загадываем больше, чем на два дня вперед.
Как открыть классный, хорошо работающий салон в Москве с высокой конкуренцией, да еще и такой, в который все хотят попасть и сфоткаться?
Хочется сказать, что я сама ищу ответ на этот вопрос. Но наверное, пахать, пахать и еще раз пахать. И опираться на хорошую команду, которая будет разделять твое мировоззрение, гореть делом и помогать тебе. А я горю! И иногда от ребят требую большего — чтобы они тоже отнеслись к салону как к детищу.
Я поэтому очень ценю, когда люди, приходя на собеседование, знают, куда приходят. Это значит, человек как минимум будет разделять мои ценности. Это сразу плюс в карму. А бывает, приходят и говорят: «Ну мы не знаем, увидели объявление…» Я понимаю, что мы в масштабах Москвы маленькие, но очень не люблю, когда на собеседование приходят, ничего даже не узнав о нас. Команда, которая сложилась сейчас, — она про «Сон». Ребята горят своим делом, а мне очень важно видеть огонь в их глазах.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7