Фаррелл Уильямс, A$AP Rocky, Льюис Хэмилтон, Колман Доминго и Леброн Джеймс — что объединяет этих мужчин? Благодаря следующей выставке Института костюма Метрополитен-музея и бала Met Gala знаем ответ: они — темнокожие денди нашего времени. Изучили тему, которая уже вызвала бурные обсуждения в сети, а еще выбрали главное из книги сокуратора Моники Миллер, которой она вдохновлена, — и рассказываем вам.
Дисклеймер: Книгу, которой вдохновлена тема выставки, опубликовали в 2010 году — это довольно давно, если учесть, с какой скоростью в современном мире меняется повестка и, как следствие, этика. Но, что еще более важно, в ней описываются события, происходившие более двух столетий назад, — стоит ли говорить, какой была эта самая «этика» тогда?
Слово «денди» вошло в употребление в конце XVIII века, так называли мужчин, уделяющих много внимания своей внешности и социальному положению.
В то время молодые британцы из обеспеченных семей по случаю совершеннолетия традиционно отправлялись в путешествие по Европе. Ключевым пунктом такого Гранд-тура, как его называли, была Италия. Там многие пристрастились не только к местным модным тенденциям, но и к малоизвестной на родине пасте — макаронам — и поэтому, как говорили, принадлежали к Макаронскому клубу. Считается, что дендизм берет свое начало именно в нем.
В Великобритании представителей клуба стереотипно воспринимали как символ неуместных буржуазных излишеств и чрезмерной андрогинности. Они отдавали предпочтение сложной и экстравагантной одежде: носили многослойные кружевные оборки, золотые вышивки, полосатые чулки. Многие также любили парики, увенчанные треуголками. Кстати, отсюда в патриотической национальной песне США Yankee Doodle строчки: «Stuck a feather in his cap and called it macaroni» («Воткнул перо в шляпу и назвал ее “макарони”»).
«A macaroni dressing room», 1772 год
«Макарони. Реальный персонаж позднего маскарада», 1773 год
Дж. Колдуэлл по рисунку М.В. Брандуэна, «Now Sr. you'r a compleat Macaroni», 1703-1807 годы
Но, хотя первых денди и считают преемниками Макаронского клуба, их образ описывают как намного более выверенный и элегантный. «Денди — это тот, чей стиль тщательно продуман и часто в результате более самосознателен и сдержан», — пишет Моника Миллер в книге «Slaves to Fashion: Black Dandyism and the Styling of Black Diasporic Identity» (которая скоро станет заикой, если верить суеверию).
Этим во многом обязаны Бо Браммелу — соратнику принца-регента Георга IV, образцовому британскому денди и по совместительству арбитру мужской моды той эпохи. Он был стильным, обаятельным, ухоженным и имел много социальных связей. В каком-то смысле Браммел порвал с представлениями о мужской моде XVIII века и сменил кружева, парики и каблуки на более сдержанные образы приглушенных цветов.
Вместе с тем дендизм приобрел более явный социологический характер. В эссе «On Englishness in Dress» («Об английскости в одежде») историк моды Эйлин Рибейро даже пишет, что он стал воплощением реакционной формы протеста против социального равенства.
Поль Гаварни, «Денди»
Карикатура на денди 1845 года из «Fliegende Blätter»
Парижские денди, 1831 год
Бо Браммел
Однако следующая выставка Института костюма Метрополитен-музея посвящена не тем самым первым британским денди. «Superfine: Tailoring Black Style» сосредоточится на стиле и одежде как одном из факторов формирования идентичности темнокожих мужчин.
Идею для экспозиции организаторы почерпнули в книге Моники Миллер «Slaves to Fashion: Black Dandyism and the Styling of Black Diasporic Identity» («Рабы моды: черный дендизм и стиль черной диаспоральной идентичности»). В ней профессор африканских исследований Колумбийского университета, которая также стала сокуратором выставки, прослеживает, «как темнокожие люди трансформировались из рабов, стилизованных под предметы роскоши, в автономных, самостоятельно создающих себя личностей, которые являются мировыми законодателями моды».
Структурировав книгу в хронологическом порядке на пять глав, Миллер рассматривает черную диаспоральную идентичность в Англии XVIII и конца XX века, а также в США XVIII, XIX и XX веков. Эту же ретроспективу намерены показать в залах Метрополитен-музея.
Обложка «Slaves to Fashion: Black Dandyism and the Styling of Black Diasporic Identity»
Миллер начинает повествование, приводя два изображения: картину маслом, датированную XVIII веком, на которой изображен безымянный темнокожий мальчик в красной куртке, золотом воротнике и с замком на шее, и фотографию хип-хоп исполнителя Андре Бенджамина, более известного как Andre 3000. Тем самым она как бы задает точку отправления и назначения собственного исследования.
Andre 3000
Джеймс Драммонд, «Сэр Джон Баптист де Медина, 2-й титулярный герцог Перта», около 1700 года
В первой главе профессор определяет дебют изысканно одетого раба Мунго в оперетте Айзека Бикерстаффа и Чарльза Дибдина «Замок» 1768 года как момент, когда темнокожий денди вошел в британское сознание. Причем этот персонаж произвел фурор в то же время, когда несколько других бывших рабов, включая Джулиуса Субиза (изображен на сатирических гравюрах под названием «Мунго Макарони»), стали известны благодаря экстравагантной одежде и вторжению в традиционно «белые» пространства. Миллер заключает, что они представляли «переход от стилизации к самостилизации».
Вторая глава рассматривает использование одежды афроамериканцами девятнадцатого века для создания новой черной идентичности. Миллер описывает, как образ денди начинают применять в менестрель-шоу (форма американского народного театра того времени, когда загримированные под темнокожих людей белые актеры разыгрывали комические сцены из жизни афроамериканцев). Это, каким бы ужасающим ни выглядело в глазах современного человека, по мнению автора, рассеивало в умах публики потенциальную угрозу, которая могла исходить от хорошо одетого свободного темнокожего мужчины.
К процессу «классового и расового кросс-дрессинга» Миллер относит и праздники, позволявшие темнокожим людям пародировать «белые» структуры власти и тем самым соединять американские и африканские традиции. Например, фестиваль Пинкстер, включивший элементы разных африканских культур, который к XIX веку отмечали как рабы, так и свободные темнокожие, и День афроамериканских (в оригинале n-word) выборов.
Мэтью и Мэри Дарли, «Мунго Макарони», 1772 год
Уильям Остин, «Герцогиня Квинсберри и Субиз», 1773 год
Уинслоу Хомер, «Одевания на карнавал», 1877 год
Финал Менестрели Брайанта, 19 декабря 1859
В третьей и четвертой главах Миллер рассматривает, как борцы за гражданские права Джеймс Уэлдон Джонсон и Уильям Эдвард Бургхардт Дю Буа отстаивали роль «черного дендизма» в создании образа «нового темнокожего». «Пропагандирует искусство и красоту как неотъемлемые компоненты арсенала, необходимого для продолжения борьбы за права афроамериканцев», — пишет автор о Дю Буа. Джонсон же, по ее мнению, преодолевал противоречие между космополитической (не признающей расы) идентичностью и необходимостью создания афроамериканского искусства. Отсюда, к слову, можно сделать вывод, что на Met Gala, открывающем выставку, многие отдадут дань уважения темнокожим дизайнерам.
Джеймс Уэлдон Джонсон
Уильям Эдвард Бургхардт Дю Буа
В последней главе Моника Миллер делает большой скачок во времени, оказываясь почти в наших днях. Она исследует творчество современных авторов, идентифицирующих себя как темнокожих денди: Исаака Жюльена, Лайла Эштона Харриса, Айка Уде, Йинки Шонибаре и других.
Лайл Эштон Харрис
Лайл Эштон Харрис, «Minstrel», 1987 год
Работа Йинки Шонибаре
Айк Уде
Исаак Жюльен и его работы
В рамках «Superfine: Tailoring Black Style» представят как исторические предметы одежды, так и современные работы американских и европейских дизайнеров, а также «рисунки и гравюры, декоративно-прикладное искусство, недолговечные вещи, картины, фотографии и отрывки из фильмов людей, чья работа сыграла важную роль в формировании и понимании идентичности темнокожих мужчин с XVIII века до наших дней», говорится в пресс-релизе.
Все эти медиумы, как обещают организаторы, расскажут историю и опишут темнокожего денди как отдельное явление, которое отражает более широкие вопросы — касающиеся власти и расы — в черной диаспоре. Вместе с выставкой опубликуют книгу с новыми фотографиями Тайлера Митчелла и работами других художников.
Это первая экспозиция Института костюма с 2003 года «Мужчины в юбках», которая фокусируется исключительно на мужской одежде. После Met Gala, запланированного на 5 мая, выставка будет открыта с 10 мая по 26 октября 2025 года.
Ливрея американская, предоставлена Мэрилендским центром истории и культуры, дар мисс Констанции Петре, 1946 год
Из коллекции Вирджила Абло осень-зима 2021 для Louis Vuitton
Фодей Дамбуйя, Maya Angelou Passport для Labrum London
Кулон Kalinago Royal Coin #8 для L'Enchanteur, 2023 год
Организаторы предстоящей экспозиции отвечают, кого можно считать современными представителями черного дендизма, списком сопредседателей Met Gala. В него вошли Фаррелл Уильямс, A$AP Rocky, Льюис Хэмилтон, Колман Доминго и Леброн Джеймс, который станет почетным сопредседателем.
«Все они — мужчины, которые не боятся экспериментировать со своим образом. Они используют классические формы, но переосмысливают их, создавая что-то совершенно новое. Я думаю, что темнокожие мужчины и дизайнеры сейчас находятся на передовой ренессанса мужской моды», — прокомментировал главный куратор Эндрю Болтон.
В качестве интересного факта добавим, что в книге Моника Миллер также не раз упоминает Шона Комбса как современного темнокожего денди, но, разумеется, его имени в свете последних событий не место в списке сопредседателей.
Почти гарантировано, что в первый понедельник мая 2025 года красная дорожка будет заполнена самыми щеголеватыми мужчинами. Разумеется, среди некоторых других парней, которые не поняли тему, как написала редактор Culted Данай Дана.
Фаррелл Уильямс
A$AP Rocky
Льюис Хэмилтон
Колман Доминго
Леброн Джеймс
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7