В этом году бренд ювелирных украшений Moonka отмечает восьмой день рождения. По этому вескому поводу основательница и креативный директор марки Анна Письман перезапустила знаковую первую коллекцию, а еще объединила усилия с художницей Алиной Виноградовой. Мы встретились с Аней сразу после праздника, чтобы поговорить о превратностях работы в ювелирной индустрии вчера, сегодня и завтра.
АННА ПИСЬМАН
С 2016 года основатель и идейный вдохновитель бренда ювелирных украшений Moonka.
До бренда работала в глянце и мечтала запустить собственный проект для души.
Давай вспомним, как все начиналось. Как появилась Moonka, какой она была и какой стала сейчас?
Ранняя Moonka — чистая энергия созидания. Часто говорят, что проект есть отражение предпринимателей или команды, создающей его. Восемь лет назад мне было 23 года, я работала в глянце и хотела создавать красивые украшения. Смыслы, бизнес-задачи, брендинг и другие важные детали появились несколько позже, хоть интуитивно считывались и раньше.
Сегодня Moonkа более осознанная, выросшая в бренд. Это взрослый, уверенный в себе проект, который открыто говорит о своих инспирациях и рефлексиях, предпочитает искать их в искусстве, литературе, физике и форме. Таким образом, у нас получилось собрать настоящее комьюнити вокруг марки из талантливых и любопытных людей. Я безумно этому рада. Все переломные моменты связаны с ростом проекта. Самое неприятное, если он операционно не готов к росту. Это сравнимо с ощущениями, когда у тебя перед носом висит яблоко, а ты не можешь его сорвать.
А как поменялась ты за эти 8 лет как основатель и креативный директор?
Слишком сильно, чтобы суметь это описать в паре абзацев. Могу привести пример: раз в год мы делаем некоторый аудит бизнеса, так называемый score-анализ. Три года назад в большей части симптомов на проблемы было очевидно, что я как управленец и майндлидер имею недостаточное количество экспертизы или знаний. В этом году этих симптомов фактически не было. И я, и команда учимся, в том числе на своих ошибках.
Как думаешь, почему удалось закрепиться в индустрии, почему Moonka любят?
Проект одинаково любят за продукт и коммуникацию. Мы смогли найти баланс между чистым и носибельным дизайном и смыслами, которыми его наделяли. То, что близко нам, нравится и аудитории. Мы в какой-то степени несем экспертизу, «сквозняки новых смыслов», как говорил Виктор Пелевин. На мой взгляд, это необходимое условие для общения бренда с клиентом сегодня. Для нас никогда не было достаточным просто продавать украшения.
Расскажи подробнее о новой коллекции и почему было важно в ее рамках заколлабиться с Алиной Виноградовой?
Ai — синоним слова «трансформация» для нас. Предшественница этой коллекции — наш первенец, который, к слову, до сих пор показывает прекрасные результаты в продажах. Но, как я уже сказала, просто продавать не сильно меня заводит. Бренд поменялся, а значит, и продукт должен соответствовать этим изменениям. С Алиной мы как-то встретились в шоуруме, я поделилась своими идеями, и, как обычно бывает при правильной синергии, мы уже при первом разговоре обменялись вариантами их реализации. Все загорелись. А потом случилась магия: выяснилось, что у нас с Алиной очень много общего. И, что меня совершенно обезоружило, мы буквально проживали один и тот же опыт на духовных практиках, не зная друг друга. Я люблю мистифицировать, но на этой встрече было уж слишком много совпадений. Мы размышляли на тему трансформаций и поисков визуальных образов для передачи своего мироощущуения сегодня: через дизайн украшений, сюжеты картин и женское тело. Алина приняла участие в творческой съёмке новой коллекции Ai и написала одноименную картину, которую презентовала в рамках выставки «Новые смыслы» в пространстве Moonka.
В одном из первых интервью BURO. ты говорила, что в начале творческого пути не было ни единого контакта из ювелирного мира. Понимаю, за 8 лет связями ты более чем обросла. Расскажи, с кем сегодня сотрудничает Moonka и как строится процесс создания украшений?
Мы работаем с шестью российскими производствами, каждое из них отличается своим оснащением, технологиями, сроками. Основа нашего продукта — это натуральные камни, поэтому мы имеем более 50 контрагентов, которые занимаются камнями во всех возможных их проявлениях: поставляют готовые, гранят на заказ, привозят сырье для огранки. Разработка каждого артикула занимает в среднем от полугода до 3 лет (у нас есть и такие примеры).
Мы имеем широчайшую экспертизу в дизайне и можем подходить к разработке с разных сторон: концептуального понимания, формы, пробелов в матрице. В любом случае, каждый продукт, даже тот, который кажется относительно простым, всегда проходит через сложности и требует чуткого внимания дизайнера.
Какие моменты можешь выделить на локальном ювелирном рынке, которые в корне изменили сегмент за последние 8 лет?
Думаю, в целом изменился и продолжает меняться подход к разработке продукта. Опять-таки, просто продавать — недостаточно. Бренд — это характер. Так, небольшие марки, которые предлагают то, что уже есть на рынке, в конечном итоге не могут конкурировать с крупными игроками. Дифференциация стала важна, причем для клиента. ГИИС и общий режим налогообложения сильно усложнили операционную работу, но нам, кстати, дали возможность выйти на новый уровень. Уход зарубежных марок с рынка в большей степени коснулся потребителей люкса. В этом году мы добавили в ассортимент Moonka много золотых украшений с бриллиантами и продолжаем чувствовать спрос на украшения с высоким чеком. В том числе по причине отсутствия некоторых марок.
Что сегодня из локальных брендов нравится больше всего?
Обращаю внимание на нетривиальный дизайн. Мне нравится, как некоторые марки работают с традиционными техниками и ремеслами. Также очень радуюсь за коллег, когда слышу, что они наладили систему поставок, аналитику товара и товарооборот. В сегодняшних условиях это сложная задача.
Как вообще сейчас выглядит ювелирный рынок в России?
Не возьмусь комментировать рынок сбыта ювелирных изделий — для этого есть отчеты и срезы, подготовленные аналитическими центрами. Могу с уверенностью сказать, что с введением ГИИС и общего режима налогообложения многим участникам рынка стало сложнее. Это факт.
Насколько сильно изменилась ваша работа с 2022 года? Что для локального бренда в России сегодня работать в таких индустриях, как мода, красота, ювелирный рынок?
Если сравнить 2022 и 2023 годы, то мы сделали огромный прорыв в операционной работе. Наверное, это сопоставимо с разницей между механической коробкой передач и автоматом. Структурным стало почти все, что облегчило планирование и работу в целом. За каждым процессом стоит ответственный человек в команде, но это скорее про бизнес-метрики.
Не могу говорить о других сегментах, так как не имею опыта, но в ювелирке работать сложно. Особенно без структурного и гибкого подхода, когда вынужден перестраивать работу в связи со всеми нововведениями в отрасли. Стали ли мы получать меньше удовольствия от процесса? По-прежнему нет.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7