Несмотря на то что от коронавируса пострадали все, на практике мы видим, как неоднородно и не сразу различные сферы бизнеса принимают удар. Сначала это почувствовала тревел-индустрия, затем невеселые новости стали приходить от ресторанов и гостиниц, отменились все вечеринки и презентации, отложились выставки, ярмарки, закрылись магазины.
Теперь пора выяснить, что будет с летними фестивалями, которые стали одной из примет российского благополучия за последние 10 лет. BURO. спросило устроителей фестивалей музыки, искусства, кино и гастрономии, к чему они готовятся и как перепланируют свои инициативы.
Мы отнеслись к запрету на массовые мероприятия с пониманием. К сожалению, сейчас эта мера более чем оправданна. Благодаря тому, что фестиваль в этом году запланирован на 8 августа, у нас есть время ждать развития ситуации. Никаких конкретных решений мы пока не принимали. Что касается повседневной работы, то наша команда теперь живет в Zoom: созваниваемся почти каждый день и решаем текущие вопросы.
До начала этой недели еще реально было сделать виртуальный фестиваль, как, например, марафон «Боли», с хорошей картинкой и звуком. Теперь, когда перемещения по городу ограничены, остаются домашние трансляции. Но быстро появилось ощущение, что бесконечные виртуальные концерты и диджей-сеты начали надоедать. Мы пока решили выкладывать плейлисты от фестиваля: с музыкальными видео на ютьюбе и музыкой во «ВКонтакте».
Со многими артистами у нас были договоренности до пандемии. В данный же момент как зарубежные, так и отечественные артисты проявили понимание и готовы вместе с нами ждать дальнейшего развития событий. Также мы на связи со всеми нашими партнерами и продолжаем вместе делать все возможное, чтобы фестиваль состоялся. Уверены, что, несмотря на ситуацию, фестивальный формат не умрет, как и желание публики радоваться и получать удовольствие от концертов. Пока что нам остается не торопиться с решениями, следить за развитием ситуации и ставить на первое место безопасность своих гостей.
Елена Головлева и Алексей Аксенов
основатели ежегодной выставки Faces & Laces и одноименной креативной студии
Новость об отменах мы восприняли довольно спокойно. На момент появления информации подобные действия со стороны властей были достаточно предсказуемы. Наше событие запланировано на середину августа, что, определенно, дает нам широкое поле для маневров. Мы по-прежнему ориентируемся на изначально запланированные даты: выставка Faces & Laces пройдет 15–16 августа 2020-го.
Несмотря на текущие кризисные реалии, команда в полном объеме работает над студийными и выставочными проектами. Мы не сокращали штат, работа есть, и мы рассчитываем на взаимный интерес к продолжению сотрудничества с каждым брендом, формулирующим свою аудиторию и задачи в фокусе и разрезе молодой прогрессивной культуры.
Глобальные цели подвергаются корректировке лишь в разрезе текущих изменений. Мы трезво оцениваем все, что происходит вокруг: не совершаем лишних движений, не пытаемся угнаться за желающими все перепридумать и продолжаем развивать те направления, которые у нас есть в данный момент: креативную студию, платформу Faces & Laces Locals и собственное ежегодное событие.
Как раз сейчас мы прорабатываем онлайн-формат для еще одного нашего ежегодного события — Faces & Laces Locals Black Market, который впервые прошел в ноябре 2019 года. Возможно, своим примером покажем, как можно, не подстраиваясь под иррациональные форматы, реализовать то, что действительно может иметь смысловую нагрузку и поддерживать локальных героев: от производителей до музыкантов.
«Не стоит обманывать ожидания аудитории, нужно учитывать текущую актуальную повестку и не забывать о своей основной миссии. Наша — по-прежнему поддержка актуальной прогрессивной локальной среды»
Также мы ведем переговоры со всеми компаниями, кто готов выстраивать свое планирование вне зависимости от внешних факторов. И их довольно много. Это не говорит о том, что вовлеченные в процесс специалисты не думают и не анализируют происходящее — скорее, они имеют чуть больший запас прочности.
основатель фестиваля Chess & Jazz
В сложившейся ситуации решение об отмене концертов было очевидным, и для нас не стало неожиданностью еще и потому, что мы увидели, как развиваются события в мире, а также отмены иностранных коллег: Coachella, Ultra Miami, SXSW. Даты нашего фестиваля запланированы и забронированы до сих пор — он состоится 24–25 июля. Stay home, и все будет.
Первым нашим решением было купить валюту, ведь рубль начал стремительно падать. Одна неделя простоя могла стоить фестивалю гонорара одного иностранного артиста. Сейчас мы с командой 2020 года продолжаем подготовку, только встречаемся в чатах и на конференц-коллах, а не в баре «32.05» в саду «Эрмитаж». По сути, почти ничего не поменялось. Мы фактически на удаленке организовали два предыдущих фестиваля. 19 марта вышли в анонс с Lianne La Havas, Jordan Rakei и Леонидом Агутиным. По секрету скажем, что артистов должно было быть четыре. История такая: об отмене заявил один из фундаментальных фестивалей британской музыкальной индустрии Glastonbury, кстати, не по причине распространения СOVID-19, а из-за отсутствия возможности для команды собираться вместе и готовить инфраструктуру фестиваля. Подготовка такого масштабного события, как Glastonbury на 400 тысяч гостей, требует много времени. В связи с этим наш четвертый попросил пока не анонсировать его имя из солидарности к коллегам.
Мы рассматриваем возможность переноса события на месяц вперед. Столкнулись с тем, что многие медиа поставили на холд анонсы о событиях, а партнеры — переговоры. В сложившейся ситуации, мне кажется, не говорить о будущем — неправильно. Партнер всегда может защитить себя контрактом, но намерение о сотрудничестве для нас важно, так как мы — фестиваль, который является полностью частной инициативой, без подушки безопасности со стороны крупных инвесторов. Так же и поддержка со стороны СМИ. Люди суперпозитивно восприняли наш анонс как весточку о светлом будущем, где мы скоро снова сможем обниматься при встрече. О хорошем тоже нужно говорить, иначе мы так долго не протянем.
«Я пока не верю в онлайн-фестивали. Это как с виртуальным сексом: сидя дома за компьютером, невозможно получить таких ощущений и эмоций, как от офлайн-встречи»
Фестивали останутся фестивалями. Их сила как раз в живой атмосфере. Думаю, что организаторы продолжат продвигать социальные аспекты и будут еще более осознанно подходить к вопросу потребления. Сейчас нужно призвать свою аудиторию взять ответственность на себя и остаться дома, а не ждать, пока власть наберется смелости объявить жесткий карантин и перестанет называть это «каникулами».
Алена Бочарова
соосновательница фестивальной платформы документальных фильмов Beat Film Festival
Я пристально следила за развитием ситуации с международными кинофестивалями с начала марта. Берлинский фестиваль в феврале стал последним большим событием международной киноиндустрии, и уже в Берлине люди обсуждали, что отменят Каннский фестиваль, хоть и не могли в это поверить. Так что после отмены ключевых весенних кинофестивалей, таких как SXSW и CPH: DOX, в первые недели марта схожее развитие событий в России уже не стало неожиданностью. На данный момент мы перенесли Beat Film Festival с конца мая на конец июля.
Мне кажется, в целом человеческому сознанию сложно представить себе, что коронавирус и изоляция — это на долгие месяцы. Сначала казалось, что до конца мая, когда должен начаться Beat Film Festival, еще так далеко, что все наладится. Потом стало очевидно, что нужно сдвигать даты фестиваля. Сейчас мы понимаем, что, возможно, и к июлю ситуация не изменится, и рассматриваем разные сценарии развития. Параллельно следим за положением в целом — лекции Пола Кругмана по экономике стали частью моей ежедневной рутины.
Мотивация команды в сложившихся условиях — одна из наших главных задач. Помимо летнего Beat Film Festival, у нас есть круглогодичный график проектов, мы чередуем разные виды деятельности: от совместных проектов с брендами и крупными культурными событиями до кинодистрибьюции. Все ребята в команде обладают действительно уникальным, специально под нашу компанию выращенным набором компетенций, и мы ими дорожим. Наши брейнстормы сейчас посвящены как раз тому, как использовать возможности этого смутного времени, чтобы выйти на новую территорию и сделать на ней нечто инновационное, привыкнув к новой реальности. Например, прямо сейчас мы разрабатываем AR-проект для возможного диджитал-открытия фестиваля. Наша задача сейчас — разработать вариант переноса кинофестиваля в онлайн без потери его ДНК, усилив ощущение комьюнити и взаимной поддержки.
Принимать окончательное решение еще рано, и мы по-прежнему надеемся, что фестиваль состоится в офлайн-формате. Важно, что мы обсудили оба сценария развития событий с нашим генеральным партнером — банком «Тинькофф»; сейчас у нас есть подтверждение, что он готов вместе с нами двигаться в направлении, которого потребуют текущие обстоятельства, за что мы невероятно благодарны.
Для организаторов сейчас правильное решение — не дистанцироваться, а быть в контакте с индустрией и аудиторией, обращаться за экспертизой к диджитал-индустрии — последним мы сами планируем заняться в самое ближайшее время. Если индустрии удастся сохранить и перенести то ощущение солидарности во времена после коронавируса, это станет самым ценным следствием эпидемии.
основатель Российского ресторанного фестиваля
У меня проекты изначально не были массовыми, так как они проходили в ресторанах — до последнего их можно было проводить. Но я еще с конца февраля продумывал вариант отмены и переноса и вел переговоры с крупным агрегатором о формате Home Edition — сеты в доставке. Когда стало понятно, что рестораны закроют, у нас уже была готовая механика — сеты в трех ценовых категориях — 1090, 1290 и 1890 рублей. Мы решили, что в цене каждого сета будет 300 рублей, которые ресторатор должен будет потратить на оплату команды и аренду. Проект превратился из гастрономического в социальный. Изначально мы планировали проводить эту инициативу с 20 апреля по 10 мая, в итоге — с 28 марта по 30 апреля (30 апреля мы определили еще в марте, не зная о карантине и его продлении до конца месяца).
Сейчас все спокойно. Мы с командой занимаемся промо проекта и подключаем новые места — рост участников идет каждый день. Все мои партнеры сейчас активно поддерживают мои проекты. На данный момент все, что делается, финансируется самостоятельно. Но какой-то стратегии нет — параллельно с РРФ я с партнерами запустил проект SupportLocal.ru, где каждый малый бизнес может добавить себя на карту и указать, как можно ему помочь. На сайте скоро появится опция быстрого создания сертификатов со скидкой с минимальной комиссией (мы на этом не зарабатываем) — так проекты смогут оперативно генерировать выручку, а оказывать услугу потом.
«Самое верное решение сейчас — это создавать микс из пользы для людей и бизнеса, эдакий b2b2c»
Все, что я вижу в других индустриях, отвечает этому параметру: и внушительные скидки на просмотры, и финансовая помощь бизнес-партнерам (например, музыкальным группам). Поэтому поклон перед всеми лидерами в креативных индустриях.
Идеальный формат будущего я вижу таким: все и сразу, не слезая с дивана. Жаль, что VR-индустрия еще не так развита. Вижу в ней большую перспективу.
организаторы фестиваля Present Perfect
Дмитрий:
Мы все восприняли без паники и остаемся в рабочем режиме. Опыт других стран давал ясно понять, что к этому все ведет. Решили, что будем следить за развитием ситуации. К счастью, даты фестиваля дают нам возможность это делать: 24–26 июля. Команда продолжает работать, просто дистанционно. Уже собрали несколько новых проектов и идей и ждем улучшения положения. Готовы начать работу по намеченному плану.
Артем:
Наша стратегия заключается в разработке разных вариантов развития событий и сценариев под них. Мы достаточно гибкая организация, можем переносить свои события. У нас готовился ряд проектов, помимо Present Perfect Festival, все из которых попадают под эту концепцию.
«Надо быть добрее друг к другу и помогать тем, кому сейчас сложнее, чем тебе. Это касается как человеческих отношений между людьми, так и поддержки внутри индустрии — будь-то артисты, художники, площадки»
Мы не верим, что виртуальный ивент может заменить офлайн-фестиваль — это очень разные вещи. Эти проекты не просто противоположные, а конкурирующие по своей сути. Задача любого культурного события вывести человека на улицу, оторвать от дивана и телевизора. У онлайна цель обратная — оставить человека дома и показать, что ему незачем идти на улицу. Со всеми нашими партнерами и артистами мы постоянно на связи. Ситуация меняется каждый день, все планы, которые у нас были, мы постараемся сохранить, хотя и с некоторыми корректировками.
сооснователь и фестивальный директор MIEFF (Московский международный фестиваль экспериментального кино)
Первое, что мы решили в середине марта, — отменить все встречи, сборы и перейти на удаленную работу. Пока что фестиваль запланирован на 8–13 июля. Будет ли он перенесен, станет ясно чуть позже. То, что массовые мероприятия в России отменили, это правильно, потому что безопасность людей — самое главное.
Пока что готовим фестиваль по запланированным датам. План-B — это перенос фестиваля, а план-С — это онлайн-фестиваль. Мы используем это время для фокусировки, настройки, более детального обдумывания всего фестиваля — в общем, медитируем. Планируем бюджет в условиях новой экономики, отказываемся от дорогих ивентов и показов, но чтобы программа фестиваля от этого не проиграла. Сейчас очень много онлайн-активностей, поэтому мы отказались от идеи полноценных онлайн-показов до фестиваля.
«Экспериментальное кино — сильный визуальный и физический опыт, который недоступен с экрана ноутбука. Кинозал сложно отменить»
Тем не менее фестиваль документального кино CPH: DOX в Копенгагене переформатировался в онлайн за десять дней до начала, но его могут смотреть только жители Дании или пресса. Фестиваль Ann Arbor, который закончился пару дней назад, тоже пошел в онлайн и делал пять дней стримы фильмов во всем мире по расписанию и бесплатно. В конце апреля будет Vision Du Reel — посмотрим, что будет у них.
В будущем, я надеюсь, все станет более физическим. Больше людей будет приходить в кино, люди не будут отвлекаться от просмотра на смартфоны. Наш друг и куратор Борис Нелепо говорит: «Не светите, пожалуйста, экранами телефонов во время сеанса». Хотелось бы, чтобы было больше пленочных показов, и, конечно, верю, что культурные независимые инициативы станут больше поддерживать.
основательница фестиваля «Усадьба Jazz»
Я очень сочувствую коллегам, у кого были намечены концерты на ближайший период. Рынок теряет огромные деньги: люди массово просят возвратов билетов, билетные операторы несут колоссальные убытки. У нас есть группа, где объединены все организаторы фестивалей, и многим несладко, особенно тем, кто уже оплатил приезд больших иностранных звезд.
Первое, что мы сделали, — закрыли наш офис, который не прекращал свою работу 16 лет, и всех распустили по домам, чтобы команда работала удаленно. Сейчас мы не знаем перспектив, не знаем, когда откроют границы, у нас нет ясности, когда мы сможем возобновить деятельность, поэтому оплачивать пустой офис не вижу смысла — сейчас время урезать расходы. Наш фестиваль был запланирован на 30–31 мая.
На этом этапе ждем решения властей и думаем, на какой срок делать перенос. Также продолжаем отвечать на письма, вести переговоры с потенциальными спонсорами. Нас пока не коснулся вопрос возврата билетов, их продолжают покупать. Но мы не успели заключить спонсорские контракты и получить деньги на организацию, поэтому все процессы приостановлены. Это не значит, что фестиваля не будет, но возможен перенос.
«Сейчас время нового мыслетворчества, новых людей, новых энергий. Что-то неминуемо умрет, а что-то трансформируется»
Пока что мы убрали из программы всех иностранных музыкантов: провели переговоры, кого-то пообещали взять на следующий год. Большинство из музыкантов не были оплачены, кто-то уже был — решаем этот вопрос с точки зрения форс-мажора с нашими юристами. В любом случае границы и посольства закрыты, и музыканты не смогут получить визы.
Почти каждый день возникают какие-то идеи на тему проведения фестиваля онлайн. Делать это просто в поддержку я не вижу смысла, потому что это довольно дорого, если делать качественно, а делать на коленке не хочется — не наш уровень. Я надеюсь, что этим летом, но позже, мы сможем провести «Усадьбу Jazz». Если найдется спонсор, который захочет провести наш фестиваль в онлайн на волне карантина, мы всегда готовы. Главное, чтобы были средства на качественную съемку, звук, гонорары артистам и продвижение в Сети.
Другие истории
Подборка Buro 24/7