4 истории
Стартаперы из России рассказали Buro 24/7 о своем опыте здесь и там: о бизнес-инкубаторах, клонах и знакомствах в «большой деревне»
Дарья Ребенок и Артем Федяев, Grabr
(переехали в Сан-Франциско в 2012 году)
Артем: Нам, конечно, невероятно повезло с первым инвестором (и с другими нашими инвесторами после) — непонятно, как сложилась бы наша жизнь, если бы не удачное стечение обстоятельств во время моего первого приезда в Сан-Франциско. На последнем курсе университета я приехал сюда всего на два дня c Джоном, моим другом и сооснователем первого проекта (сервиса поиска и организации контента myWebRoom). И мы случайно познакомились с инвестором, который сразу же предложил нам $200 тыс. Мы ухватились за возможность и сразу после выпускного прикатили через всю страну на машине в Сан-Франциско.
Я до этого уже прожил 5 лет в Америке — учился международному бизнесу в университете Брайант на восточном побережье (это бывшая бизнес-школа престижного Брауновского университета, которая превратилась в отдельное частное учреждение). Сначала мечтал о работе на Уолл-стрит, но во время прохождения практики там быстро понял, что хочу скорее заниматься своими идеями, которых у меня всегда было очень много.
Дарья: Мы с Артемом вместе с 15 лет, и на момент его переезда в Кремниевую долину наши с ним отношения на расстоянии продолжались целых 6 лет из-за его учебы. Само собой, мы друг к другу постоянно мотались в гости. Я тем временем получала свое образование в Московской высшей школе экономики и даже успела поработать год в консалтинговой компании после этого. Но когда стало понятно, что Артем обосновался в Сан-Франциско, я собрала вещи и поехала к нему. Мама меня буквально пинками выгоняла, сказав: «Как минимум ты должна попробовать». Такая поддержка родителей дала силы не бояться перемен. Документы у Артема уже были (у папы американское гражданство с давних пор), и мы после моего приезда достаточно быстро поженились, так что и я получила все документы без проблем.
Сначала мне здесь ужасно не понравилось, хотя я была в Америке уже много раз. Я люблю Нью-Йорк, там много друзей, и он очень схож с Москвой по энергетике — там бы я привыкла ко всему гораздо быстрее. Сан-Франциско мне показался большой деревней, да еще и никого знакомых и нормального лета тоже нет. Но уже на вторую неделю я пришла в офис и стала помогать команде myWebRoom. Никто не просил, но я проявила инициативу.
Команда тогда была совсем маленькая: три программиста и никакого понимания того, как выходить на рынок, привлекать людей. У меня и у самой-то были только базовые знания маркетинга — например, общее понимание того, что у компании должно быть присутствие в социальных СМИ (я сразу же создала страничку в Facebook и аккаунт в Twitter). Но помогли самообучение и практика. А еще, пока я ждала документы, я достаточно быстро поняла, что ни в какую корпоративную среду я возвращаться не буду. Так я осталась работать c Артемом, и мы начали активно расширять команду.
Кстати, мы сначала снимали квартиру в городке Маунтин-Вью, от которого до Сан-Франциско больше часа езды. Думали, что Долина как раз там — в Пало-Альто, Маунтин-Вью, Сан-Хосе и т. д. (городки, которые на слуху из-за того, что в них расположены знаменитые офисы Google, HP, Adobe и остальных IТ-гигантов. — Прим. ред.). Но в итоге мы постоянно ездили в Сан-Франциско и ничего, кроме машины, дороги и офиса, в общем-то, не видели.
Артем: Осенью 2012 года мы привлекли под проект еще $400 тыс. инвестиций, активно строили продукт, сменили офис, а Даша превратилась в главного маркетолога компании с командой из 10 человек. Через какое-то время мы переехали в трехэтажный лофт в Сан-Франциско, в котором в течение полутора лет совмещали офис и дом. Кухней нашей пользовались все сотрудники (что Даше ну очень не нравилось), а на этаже, где сидел отдел маркетинга, еще и спал за ширмой сооснователь Джон. Каждый день в 7 утра ему приходилось вставать, потому как с 8 утра фактически в его комнате начиналась офисная работа и приходили сотрудники. В общем, такой веселый сумасшедший дом.
Дарья: Надо сказать, что жить в одной квартире с двумя стартаперами одновременно очень непросто. Особенно с учетом того, что мы недавно поженились и нужно было строить отношения, стартап, да еще и все это — в новой стране. Спасали друзья, которые первые полтора года постоянно приезжали в гости. В Сан-Франциско недешево, поэтому каждый месяц у нас кто-то жил на диване. Здесь вообще нужно $4—5 тыс. в месяц на более-менее комфортное проживание. Выходишь за продуктами на неделю или на ужин вдвоем — готовь $100. Даже малюсенькая отдельная квартира — минимум $2 тыс. в месяц, и цены продолжают расти. Так что по сравнению с Москвой расходы раз в пять увеличиваются.
Артем: В итоге мы сняли-таки отдельный офис в финансовом районе Сан-Франциско, а живем теперь недалеко от штаб-квартиры Twitter. Но все это уже после того, как мы получили большую инвестицию в размере $2,2 млн в 2013 году. Из этого нового офиса мы запустили в январе 2016 года и новый проект под названием Grabr (кстати, примерно треть его пользователей — из России).
Думать над ним мы начали год назад, но реальностью проект стал по инициативе одного из наших инвесторов, которому я случайно озвучил идею.
Grabr — это сервис peer-to-peer-доставки, который объединяет по всему миру путешественников и покупателей. Покупатели заказывают через путешественников недоступные в их странах товары, а путешественники могут подзаработать на доставках.
Мир сейчас глобальный, реклама и соцсети — тоже, и о многих товарах люди прекрасно знают, но просто не могут их получить.
И речь не только о сумках Louis Vuitton, а о действительно необходимых товарах. Например, только в Австралии продается БАД, который реально помогает детям с аутизмом и который до недавнего времени поставляли в Россию. Этот самый БАД недавно везли мальчику в Россию двумя этапами: один путешественник прилетел с ним из Австралии в Лос-Анджелес, а из Лос-Анджелеса посылку доставили в Москву.
Дарья: А из России сюда, в Штаты, привозили людям сушки и баранки например! Очень много заказывают технику, редкие кроссовки и всякие лимитированные серии одежды. Зарегистрированных пользователей у Grabr уже порядка 40 тыс. человек, и они активно делают заказы и доставки в десятки стран: Россию, страны Азии, Южной Америки. Мы думаем, что проект Grabr будет очень успешный и очень глобальный — как Airbnb например. Как только человек, получивший желанную вещь, или заработавший на доставке путешественник понимают, что сервис реально работает, они начинают использовать его еще больше.
Артем: Честно сказать, мы даже сами не ожидали такого быстрого органического роста. Наша задача сейчас — его сохранить и увеличивать еще на 30—40% каждый месяц. Я думаю, что лет через пять мы уже вырастим Grabr до частной компании очень серьезного размера с офисами в разных странах и множеством сотрудников (у нас уже, кстати, есть офис из 15 человек в Москве). Тогда, может быть, появится больше времени на себя и семью. А вообще, потенциал у проекта огромный, и мы хотим превратить его в глобальный маркет-плейс.
Дарья: Да, мы превзошли все свои ожидания по части бизнеса. Социальная жизнь тоже бьет ключом — у нас здесь появилось очень много друзей. Почти все они из индустрии стартапов.
В последнее время многие наши знакомые из Москвы стали сюда тоже переезжать — именно в этом году пошел какой-то бум. Переезжают один за другим стартаперы, которых мы знаем, а кто-то даже иногда работает из нашего офиса.
На работе у нас тоже полно общения — мы изначально выстроили команду таким образом, чтобы было ощущение работы с друзьями. У нас работает несколько русскоговорящих сотрудников, с которыми мы очень дружим. В офисе мы часов по 12 в день, но это не напряжно — мы ведь вместе с Артемом работаем, собака наша тут бегает, поэтому нет ощущения, что мы за закрытыми дверями. График у нас очень гибкий: можем йогу провести в офисе или выйти на обед с друзьями, потом вернуться. В офисе у нас полный бар, кальян, гости приходят.
За пределами офиса мы уже распробовали и все прелести жизни в Северной Калифорнии: хайкинг по красивейшим местам, прекрасные винные долины неподалеку, горы в Тахо зимой всего в трех часах езды, Лос-Анджелес, куда можно поехать позагорать. Мы бы хотели в Калифорнии остаться надолго. Мы уже привыкли к 12-часовым перелетам, но близости Европы, куда можно быстро слетать на выходные, все равно не хватает. И красивых и ухоженных людей тоже — большой контраст по сравнению с Москвой.
Артем: Да, здесь никому не важно, как ты одет, зато все друг другу улыбаются, как будто бы друг друга знают. В Москве люди достаточно закрытые (в Нью-Йорке и на восточном побережье на самом деле тоже). Но здесь все комплексы, создаваемые такой средой, улетучиваются. Я бы добавил: мне здесь не хватает порой глубоких разговоров — в Москве все наши друзья разговаривают о политике, смотрят новости, а здесь народ оторван от мира (возможно, это и хорошо) и не всегда осознает, насколько Кремниевая долина рулит мировыми процессами с точки зрения экономики и технологий. Темы разговоров частенько обо всем и ни о чем, и людям все равно, что там далеко происходит.
Но вообще, Сан-Франциско за последние четыре года сильно изменился и стал эдаким городом-хабом, куда приезжают со всего мира, где появилось еще больше стильных магазинов и открылись бары-рестораны, которые попадают в мировые рейтинги.
Тем, кто сюда тоже собирается и хочет чего-то добиться, лучше планировать побыть здесь как минимум месяцев 6 — за один день ничего не происходит! Заранее поискать жилье, так как квартиру найти очень непросто, а без кредитной истории и друзей-поручителей может и вовсе не получиться что-то найти на срок менее года. То же самое с арендой офисов! Зато здесь очень много коворкинг-пространств, где за $250 можно арендовать стол на небольшую команду и где происходит куча мероприятий и знакомств. Есть даже такие хостелы для стартапов, в которых совмещают коворкинг + коливинг, — можно и жить и работать.
И с самого первого дня нужно выстраивать связи. Очень важно, кого ты знаешь и с кем общаешься, потому как рано или поздно все равно придется привлекать инвестиции, приглашать на работу квалифицированных людей. В отличие от Москвы здесь люди выбирают, куда они хотят пойти работать, и найти хороших людей — проблема.
Дарья: Я бы посоветовала еще до переезда начать заниматься самопиаром: вести блог, Twitter и выстраивать свой персональный бренд, потому как люди здесь зачастую идут работать не за деньги. Им важно то, как построена компания, какие в ней ценности и вера в основателей компании. Личная репутация важна и для будущих контактов, которые могут представить тебя инвесторам. Схожих идей в Долине варится много, но важно то, кто их делает, и без знакомств, репутации и выстраивания отношений будет сложно создать успешный стартап.
Другие истории
Подборка Buro 24/7