«Начинать со стажировок и общаться как можно с большим количеством коллег»: специалист по креативному и стратегическому планированию Настя Новая — о работе в Италии и личной коллекции Prada

Prada-girl Настя Новая горячо и преданно любит архивы Миуччи Прады последние 17 лет. Примерно столько же она помогает локальным и международным брендам выходить на рынок и анализирует работу марок на самых разных этапах. Узнали у Насти подробнее, в чем суть креативного и стратегического планирования, как она решилась на переезд в Италию и с чего началась ее коллекция вещей с историей.

НАСТЯ НОВАЯ


специалист по креативному и стратегическому планированию в моде


Если не ошибаюсь, ты уже два года живешь в Италии. Расскажи, чем занималась в Москве, что представлял твоей карьерный путь в столице?

Я эксперт в ассортиментном планировании и управлении продуктом с 17-летним опытом работы в самых классных международных компаниях — начинала в байинге в Podium, КМ20 и Old Celine в Москве. В 2013 году в качестве продакт-менеджера запустила русскую версию онлайн-магазина Zara из головного офиса в Испании, а в 2016-м построила с нуля и руководила подразделениями планирования, товародвижения и продуктовой аналитики в 12 Storeez. Позже отвечала за омниканальный мерчандайзинг в Arket и Sleeper. На протяжении последних шести лет консультирую начинающие и состоявшиеся бренды по вопросам стратегического планирования ассортимента.

Как решилась переехать в Италию? Ты уже имела какие-то связи в профессиональном сообществе или стартовала с нуля?

В уже далеком 2011 году я окончила магистерскую программу Istituto Marangoni по специальности Fashion Buying, и, собственно, с того времени меня не покидала мысль вернуться в Италию. Полтора года назад после длительной подготовки это все же, к счастью, удалось.

Базовые знания итальянского, понимание устройства индустрии и хорошие знакомства, оставшиеся со времен учебы, безусловно, помогли в адаптации на старом новом месте. И, конечно, безграничная любовь к Италии — без нее тут никуда!

Сейчас ты занимаешься креативным стратегическим планированием в моде. Что это такое?

Моя задача — консультировать бренды по стратегическим вопросам ассортиментного планирования. Например, по определению ключевых категорий для бренда и развитию новых, анализу ценовой политики и скидок, календарю важных запусков в течение сезона и расчету жизненных циклов моделей. Совместно с фаундерами мы анализируем показатели эффективности и выявляем причины успеха или трудностей при создании коллекций или открытии магазинов.

Я верю, что за отчетами и цифрами всегда нужно искать возможности, а еще в то, что широкий кругозор непосредственно влияет на планирование и развитие ассортимента бренда, а значит, важно подпитывать свое природное любопытство и оставаться открытыми новому.

Среди последних проектов, над которыми я работала, — Poison Drop и Avgvst, Choux и Roseville. Еще в свежем портфолио есть многие только начинающие бренды, о которых мы еще услышим.

Насколько в принципе сложно трудоустроиться в Европе, в частности в Италии?

Безусловно, сложно найти долгосрочный контракт без отличного знания языка, полного пакета документов и опыта работы непосредственно в Италии. Поэтому на все это нужно закладывать время, как, впрочем, и на все остальное в Италии. Жизнь здесь течет размеренно, и привычное ожидание того, что что-то должно случиться если не сегодня, то точно завтра, только мешает. И, конечно, очень многое решают знакомства и счастливые случайности.

Если я хочу переехать в Италию и попытаться найти работу в фэшн, что мне важно и нужно понимать? Поделись лайфхаками и действительно рабочими кейсами.

Нет единого рецепта успеха, и важно понять, что здесь действительно высокая конкуренция, даже среди профессионалов, не говоря уже о недавних выпускниках. Главный совет, если вы можете его себе позволить, — начинать со стажировок, действительно стараться и общаться с как можно большим количеством коллег. Начальные и ассистентские позиции открываются куда чаще, чем вакансии на руководящие должности.

Здесь многие годами строят карьеру в одной компании, так что новичкам советую в первую очередь смотреть на международные корпорации: они более открыты к стороннему найму. И да, обязательно проверяйте вакансии на сайте самого бренда, а не только на LinkedIn!

Порекомендуй профессиональную литературу. Что сама прочитала из последнего, почему считаешь это интересным?

Обычно читаю несколько книг одновременно, в данный момент это «The Fashion Conspiracy» by Nicholas Coleridge — очень показательный срез того, что представляла собой индустрия моды в 1989 году. Купила ее по рекомендации Александра Фьюри, моего любимого модного журналиста, и не пожалела. Написано хлестко, вряд ли сейчас кто-то будет писать о моде в таких выражениях.

Недавно также купила и начала книгу «G.B. Giorgini and the Origins of Made in Italy» об истоках индустрии моды в Италии и самого понятия Made in Italy. Очень ценю возможность жить в Милане и всегда стараюсь побольше узнать, как здесь все устроено. Эта книга — редкий экземпляр с переводом на английский язык и множеством фотографий. Одна из лучших, что я читала на эту тему.

Книгу «Product Development and Merchandising» от преподавателей миланского университета Bocconi советую всем, кто хочет разобраться, как реально устроены процессы планирования и разработки продукта в индустрии моды в последние годы. Большинство учебников, что читала, слишком теоретизированы или написаны так давно, что могут служить источником только самых базовых знаний. Эта же отличный пример небольшой по объему, но насыщенной по содержанию практической книги с реальными примерами и описанием всех проблем, с которыми встречаются продакт- и категорийные менеджеры каждый день.

И last but not least — та самая 738-страничная книга «Prada» Миуччи Прады, которая и вдохновила меня начать собирать коллекцию. Ее можно найти на ресейле. Советую просто всем, кто интересуется модой. Для меня это самая главная книга о красоте процесса создания коллекций.

Активно слежу за тем, как ты пополняешь личную коллекцию архивным Prada. Интересно узнать, с чего началась твоя история тут и где, в Милане например, искать классные архивы брендов?

Любовь к и с Prada началась как раз во время учебы в Милане. Причем с чувств к определенной коллекции — осень-зима 2007. Я была так впечатлена всеми этими невероятными тканями и сочетаниями цветов, что решила непременно найти что-то из нее. И вот ближе к 2015 году открыла для себя The RealReal, Vestiaire Collective и Ebay и начала собирать личную коллекцию. С тех пор было множество великолепных находок и горьких разочарований, благодаря которым хорошо знаю, что мне идет и как это найти по ключевым словам.

Я не большой любитель винтажных офлайн-магазинов, обычно покупаю в них только оригинальную бижутерию. Но перед каждой важной поездкой обязательно проверяю расписание работы местных рынков антиквариата и привожу что-то на память. С переездом в Италию к прежним ресейловым источникам прибавился Vinted, и он же стал основной сокровищницей, где все еще можно найти подиумные модели по ценам среднего массмаркета. Главное правило там — смотреть рейтинг продавца и долго не думать, особенно если вещь вам действительно нравится!

В этом модном сезоне видела тебя на шоу N21, Max Mara, Antonio Marras. Как проходила аккредитация, и, разумеется, хочется узнать, что понравилось больше всего из увиденного?

Да, на этой неделе моды я была на показах Jil Sander, N21, Max Mara, Antonio Marras, Emporio Armani и Bally. Детали процесса аккредитаций не смогу рассказать, так как в этом сезоне ими занималась не я сама. Но очень благодарна брендам, предоставившим мне образы для похода на шоу.

Показ Bally, наверное, запомнился больше всего — настолько приятной была атмосфера показа, гости и, конечно, сама коллекция и аксессуары. Max Mara показал потрясающие вещи с самыми красивыми моделями на подиуме, отличным кроем и чистыми линиями. В моем понимании это, наверное, лучшее, что можно носить будущим летом.

Ольга Шевченко

03.10.24, 17:19