В ассортименте сибирского бренда Sonota, который только планирует выйти в офлайн в столице, — уже успевшие покорить запретограм «сумки рыбака», кросс-боди и ключницы-омули. А во главе проекта — партнерши и по совместительству давние подруги Алла Сергеева и Алиса Огнева. По любимой традиции поговорили с креаторами, которых связывает нечто большее, чем деловые отношения, — о Байкале, рыбе на мудборде и седельном шве Hermès.
Алла Сергеева
До 2021 года работала в сфере финансов
В 2021 году основала бренд Sonota
Алиса Огнева
До 2022 года была фриланс-фотографом
С 2022 года — креативный директор Sonota
Алла: Лет 10–12 назад нас пригласили в гости друзья — там и познакомились, причем сразу семьями. На тот момент работала на крупных промышленных предприятиях в сфере финансов в Екатеринбурге. Работа офисная, совершенно далекая от мира творчества. Алиса, кстати, была к нему ближе и занималась частными съемками как фотограф на фрилансе.
Алла: Всегда любила творчество и ценила ручную работу, к тому же увлекалась бисероплетением и даже продавала изделия через запрещенную соцсеть. В ней и наткнулась на видео, где Hermès показывал процесс создания сумки — все вручную. И пропала! Меня так поразило мастерство, внимание к деталям, уважение к традициям. Тогда в подробностях изучила знаменитый седельный шов и качество натуральной кожи. Стала шить сумки и продавать их подружкам в уже проверенном запретограме. Тогда это было очень просто: нажимаешь «Продвигать публикацию», ее видит множество пользователей, с удовольствием покупают и носят. Мне безумно нравилось творить, создавать и следить, как из рисунка в блокноте рождается готовая вещь, которая радует и помогает (ведь сумка — это незаменимый аксессуар каждой девушки). Но главное здесь, что я получала отклик и за изделиями возвращались. Именно в этот момент задумалась, почему бы не сделать это делом всей жизни. Составила перечень необходимого оборудования, нашла подходящее помещение и начала понемногу закупаться. Вообще, моя страсть — производство. Обожаю машинки, люблю в них разбираться и понимать, как все устроено.
Алла: В 2022 году произошли всем известные события: любимая соцсеть убрала возможность таргетированной рекламы, и продажи стали очень сильно сокращаться. Я бы, конечно, с удовольствием сидела в мастерской и творила, но какой в этом смысл, если вещи не попадают к людям и не радуют их? Тогда, буквально на грани закрытия марки, от усталости, непонимания, как и куда двигаться, пошла плакать к подруге, как и любая другая девочка. Со слезами на глазах и отчаянием в сердце сказала Алисе, что закрываю Sonota. В процессе разговора (очень хорошо его помню) мне вдруг пришла, словно соломинка, мысль — и я буквально выпалила: «Не хочешь стать полноправным партнером?» Алиса, как и я, в общем-то, не ожидала такого поворота, но подумала и согласилась. Таким образом мы и вдохнули новую жизнь в проект.
Алиса: Когда Алла предложила стать партнером, я сразу же согласилась: видела, как она горит делом и сколько времени вкладывает в совершенствование ремесла. Очень люблю, когда люди находятся на своем месте, делают все с любовью. Это чувствуется, поэтому я была счастлива стать частью команды.
Алла: Однажды моя приятельница прислала список с женскими именами — через транскрипцию значения, переведенные на японский язык. Мы воспринимали его больше как шутку, поскольку основная часть звучала крайне смешно (на наш взгляд). Как вы уже могли догадаться, одно слово мне все же показалось очень красивым — и это мое имя. С греческого оно переводится как «иная» или «другая». Собственно, на японском это пишется и звучит как Sonota. Название благозвучное, лаконичное и сразу же запомнилось. Даже не рассматривала другие варианты, когда нужно было давать имя бренду. Решила, что девушка, для которой создаются наши сумки, — действительно иная, другая и не идет на поводу у окружающих.
Алла: Так сложилось, что первым изделием бренда стала сумка в стиле 50-х, похожая на ридикюль, которую я посвятила бабушке. Это было очень тепло и естественно. Тогда в основу легли семейные истории, которые мы рассказываем и по сей день. Ценим корни и чтим традиции. Как я уже говорила, началось все с сумок, сшитых полностью вручную знаменитым седельным швом. Мне важно терять это мастерство и использовать его в изделиях. Поэтому в каждой сумке обязательно есть хоть один элемент, выполненный в такой технике. Именно в этом соединении, когда мастер отдает дань традициям древних кожевенников, используя при этом преимущества и нововведения современной промышленности, происходит симбиоз прошлого и настоящего, который отличает Sonota от товаров массового производства.
Алла: Алиса занимается всем визуалом и проводит съемки. Хотя мудборд, общую концепцию и видение мы всегда обсуждаем вместе. А вот я выступаю дизайнером и технологом в одном лице. Веду производство, поиск и закупку материалов, разработку технологических карт. Важно, что мы вместе обсуждаем практически все — только так и можно думать в одном направлении. Нельзя сказать, что какая-то часть выпадает из поля зрения одной из нас.
Алла: Это, конечно, удивительно, но с разными точками зрения по поводу продвижения марки мы не сталкивались. Я даже не представляю, что бы произошло, если бы такие недопонимания возникли. Все-таки общее видение — это основа, без которой нет смысла что-то вести вместе. Когда дело касается творчества, тут любые моменты очень тонко чувствуются: если бы я что-то делала, а Алиса ответила «Мне не нравится» — нет, даже боюсь это представить. У нас так: если что-то не нравится, то не нравится обеим. И мы обе понимаем почему. Думаю, тут важно быть в постоянном общении, читать одно и то же, обсуждать, скидывать друг другу интересные фото, видеоматериалы, картины, интерьеры, архитектуру, красивые места. Так мы настраиваемся на одну волну понимания эстетики и красоты, что очень важно. Это такая общая насмотренность. Ключевое в нашем делегировании только то, что фотокамера — в руках у Алисы, а рабочие инструменты мастерской — у меня.
Модель кросс-боди со скругленными углами я впервые сшила в подарок на день рождения Алисы (мы тогда еще и не думали работать вместе и просто дружили). Дизайн сумки выбрала практически случайно — нашла один из эскизов в блокноте и просто начала шить. Это история про то, что случайности неслучайны. Изделие очень лаконично, с практически незаметной фурнитурой, универсально, удобно и достаточно вместительно для сумки на каждый день. Сейчас наша кросс-боди — самая популярная модель в бренде. Хотя изначально она вызывала больше всего сомнений, метаний, постоянных доработок и совершенствований. Только когда она была представлена в ассортименте и стала хитом продаж, мы поняли, что сумка остается. Кстати, последние доработки случились буквально в этом году — сделали более жесткий каркас и установили два магнита в клапан. Эти модификации, может, и незаметны клиентам, но для себя мы точно знаем, что сумка доведена до идеала.
Мы участвовали в Dot Days, и это было для нас первым представлением сумок в офлайн-формате. До этого познакомиться с изделиями можно было только в интернете — на сайте и в соцсетях. На презентации получили мощную обратную связь от профессионалов модной индустрии и уже лично познакомились с Юлией Выдолоб. Нас впечатлило, как она радеет за локальные бренды, искренне старается им помочь и делает очень много для развития моды в России. После мероприятия написала ей с просьбой помочь с коммуникациями и подсказать, как лучше развивать бренд.
Юля откликнулась и сказала, что в первую очередь нам необходима iconic bag, та самая сумка, которая свяжет воедино все изделия бренда. Для этой работы Юлия познакомила нас с Елизаветой Буйновой. Я постоянно с карандашом и блокнотом, постоянно рисую, у меня всегда большое количество идей, эскизов, а понимания, что из этих идей стоит брать в работу, а на что не стоит тратить время и вообще — как нужно взвешенно принимать решения в дизайне, у меня на тот момент не было. На первой же встрече Елизавета отметила сумку кросс-боди как самую перспективную, оценила ее выверенный дизайн и сказала, что именно ее следует взять за основу. И строить матрицу именно вокруг нее.
Первым фото на мудборд с разработкой новой модели лег снимок рыбы, наш главный эндемик Байкала — омуль. Тогда я еще не понимала почему — просто так сработало подсознание. Дальше мы с Алисой добавляли уже то, что откликается. Это были картины художника Зорикто Доржиева, старые фото, элементы национального костюма, гладь озера и далее по списку. Так из формы кросс-боди и мудборда стала выкристаллизовываться идея сумки, которую я сразу про себя назвала «сумка рыбака». От этой идеи было тепло, комфортно и работалось очень легко.
Алла: Сейчас это однозначно «сумка рыбака». Ее как образец я тестировала с лета. Кое-что меняла, дорабатывала. И вот уже пару дней хожу с настоящей (не тестовой, а полностью готовой, как у наших покупательниц). Очень довольна. При работе над ней ключевым аспектом был принцип дизайна — ни одной детали не должно быть просто так, у всего есть предназначение. Просто для красоты — это украшательство. Поэтому каждый элемент в модели несет пользу и функционал. Еще я очень люблю наш тоут Kult в среднем размере, который хорош для деловых встреч и строгих образов. Прекрасно смотрится с брючным костюмом.
Алиса: Учитывая, что пока я только жду, когда сошьют моего «рыбака», и очень о нем мечтаю, мои любимые модели — кросс-боди и наш огромный шопер Bargu. Первая идеальна на каждый день, вмещает необходимый минимум и любимую книгу. Для поездок и перелетов незаменимо второе изделие — кладу в него с собой большой шарф и фототехнику, которую нельзя сдавать в багаж. А еще наша общая любимица — ключница-омулек. В нее полностью прячутся ключи, не царапают сумку или ее содержимое.
Планируем расширить ассортимент в части аксессуаров. Некоторые уже отрисованы, делаем образцы и приступаем к тестированию. Также мы в поиске амбассадоров — девушек, разделяющих наши ценности. Надеемся на встречу: все же много интересных задумок хочется реализовать. И конечно, хотим найти подходящее пространство в Москве, где смогли бы дать возможность знакомиться с ассортиментом вживую. Пока офлайн мы представлены только в Екатеринбурге в универмаге «Большой».