Лейла Улуханли: "В сфере дизайна интерьеров много десятилетий ничего не происходит"

Интервью с дизайнером мебели и интерьеров

Студия Лейлы Улуханли Leyla Uluhanli Interiors отмечает в этом году 10-летний юбилей. Мы поговорили с дизайнером о совмещении творчества и бизнеса, ключевых качествах декораторов, любимом городе и лучших интерьерах в кино

Лейла Улуханли обладает удивительным талантом: она умеет быть в нескольких городах одновременно, даже оставаясь в собственном доме. Все из-за того, что ее студия интерьеров за 10 лет оформила пространства в лучших домах Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Баку и других. Но активному дизайнеру и этого оказалось мало: под брендом Leyla Uluhanli она запустила линию мебели и аксессуаров для дома. Что особенно приятно — заслужившая за последние десять лет славу одного из лидеров в сфере дизайна интерьеров, Лейла успевает как-то очень правильно распределять энергию: все,  чем она начинает заниматься, становится востребованным не просто так. И интерьеры, и мебель, созданные Улуханли, отличает совершенно особенное качество, которым может похвастаться далеко не каждая студия. Да и потом, поговорить с красивой женщиной — отдельное удовольствие. 

Лейла, недавно прошла церемония вручения премии «Оскар», где статуэтки в «костюмных» номинациях унес фильм «Отель «Гранд Будапешт». Если бы вы сами вручали «Оскар» лучшим художникам-постановщикам, кто бы это был?

Таких гениев киноиндустрии, как Кен Адамс или Седрик Гиббонс, сегодня уже сложно найти, но довольно часто выходят фильмы с интерьерами очень высокого эстетического качества. Я бы выделила работы Эми Уэллс, которая трудилась над интерьерами «Безумцев», Дональда Вудса, проделавшего фантастическую работу для киносериала «Аббатство Даунтон», Джона Фрэнкиша и Сару Олдрен за невероятный «Госфорд-парк».

Хорошо, а назовите, пожалуйста, два лучших, на ваш взгляд, фильма, которые произвели на вас впечатление как на декоратора и как на женщину.

Очень трудно выделить какие-то отдельные фильмы. Есть масса кинокартин, отличающихся очень достойными интерьерами. Назову вам несколько работ, которые уже не раз пересматривала. Невероятно хорош своими интерьерами, да и костюмами, «Госфорд-парк», снятый в 2001 году. Своей эстетикой середины прошлого века буквально завораживает «Вдали от рая».  Никогда не устану пересматривать «Опасные связи» с невероятной Гленн Клоуз и Джоном Малковичем. Еще одна картина с прекрасными интерьерами в стиле ар-деко — «Мисс Петтигрю». Это больше, чем два, но выбрать на самом деле сложно. 

Вы работали над многими громкими проектами. Можете ли назвать самый любимый?

В процессе работы я редко выделяю проекты любимые и нелюбимые. Во все текущие проекты одинаково вкладываются равные усилия и эмоции. Всегда интересно увидеть результат своего труда. Ну а если мы говорим о разнице между интерьерами домов и рабочих пространств, я не делаю особых различий.  Любой проект вне зависимости от его назначения — это возможность самореализоваться.

Судя по вашим работам, вам близок американский стиль 60—70-х годов. Какой предмет интерьера или дизайнерский прием того времени вам наиболее симпатичен?

На самом деле мне более близка по духу эпоха 50—60-х. Следующее десятилетие 70-х многим отличается от эстетики моих интерьеров. Но тут же хотелось бы отметить, что я всегда сторонюсь прямого цитирования стиля, заимствуя лишь какие-то отдельные детали и настроение. Выделить какой-то отдельный предмет сложно, но восхищают работы моих коллег той эпохи. Уильям Хейнс, Эдвард Уормли, Джо Понти.... это имена, которые создавали неповторимый образ midcentury!

Какие качества, на ваш взгляд, являются ключевыми для дизайнера и декоратора?

В нашей сфере, после врожденного чувства вкуса и «насмотренности», я высоко ценю умение вовремя остановиться и не перейти черту разумного. 

Наше время — непростое и при этом очень технологичное. Как, на ваш взгляд, видоизменяется дизайн? Грядут ли радикальные перемены в этой области или изменения происходят постепенно?

В сфере дизайна и декорирования интерьеров вот уже много десятилетий, как ничего глобального и нового не происходит. Все мы живем в эру эклектики, когда стили умело или, как часто бывает, не совсем умело смешиваются друг с другом. Меняются тенденции, но глобальных стилевых изменений наблюдать не приходится. Сегодня все мы смотрим вперед с оглядкой назад.

Тогда можете ли вы сказать, что для вас важнее при работе над новым проектом: ностальгировать по прошлому или твердо смотреть в будущее?

Могу совершенно откровенно сказать, что практически все мои проекты имеют тесную связь с прошлым, но это почти всегда выражено в отдельных деталях, пропорциях и линиях. Привнося в старое современные пропорции и лаконичность (конечно, там, где это необходимо), мы получаем современное пространство с элементами легкой ностальгии по старому. Результат редко разочаровывает.

Быть декоратором — это одно, а хозяйкой дизайн-студии — совсем другое. Какие качества выходят на первый план, когда стоит вопрос о совмещении творческого процесса и бизнес-деталей?

В моей позиции я считаю важным умение вовремя переключиться с творческого процесса на ежедневные рутинные вопросы, связанные с  менеджментом бюро. Это не всегда просто.

Какой город вдохновляет вас больше других?

Знаю, будет звучать банально и слегка потрепанно, но это, безусловно, Париж. Каждое его посещение воспринимаю как первое и всегда одинаково радуюсь возможности насладиться всем тем, что может дать этот город (вне зависимости от времени года).

Желаем вам побывать в Париже этой весной! Кстати, какие у вас на нее планы?

Самое важное для меня сейчас — запуск моей собственной линейки мебели, света и аксессуаров для дома. Это огромный пласт работы, который приносит мне много тревоги и радости одновременно. Кроме того, уже скоро, 19 марта мы проводим аукцион (совместно с Кристиной Краснянской и ее галерей «Эритаж»), который закономерно сложился из проекта «10 кресел». Все средства, собранные от продажи кресел будут направлены в благотворительный фонд Мирославы Думы «Планета Мира» на адресную помощь детям, которые нуждаются в операциях. Так что весна предстоит насыщенная.