Космические масштабы
Пока гении Кремниевой долины корпели над своими социальными сетями, Элон Маск "мечтал о великом" — создавал индустрию коммерческих полетов в космос и вынашивал идею более быстрой и эффективной альтернативы самолету. Маск – особый тип миллионера-филантропа, которому, похоже, и море по колено
В небольшом и малозаметном эпизоде фильма "Железный человек 2" Тони Старк, герой Роберта Дауни-младшего, мельком здоровается в монакском "Кафе де Пари" с элегантным джентельменом, обладателем белоснежного пиджака и соответствующей улыбки, благодарит за отличный двигатель своего суперкара и получает предложение создать электромобиль. Мало кто знает, что благодарности принимает Элон Маск. В отличие от Тони Старка, вымышленного бизнесмена-новатора из "Железного человека", Маск играет самого себя и заслуживает куда большего внимания, чем секундное появление на экране.
Фанатам культовой саги от Marvel известно, что режиссер Джон Фавро вдохновлялся именно Элоном Маском, когда кропотливо собирал образ "Железного человека", а Дауни-младший неоднократно встречался с Элоном, чтобы потом блестяще сыграть свою знаменитую "железную" роль. Так кто же такой этот господин Маск?
Элон Маск — личность яркая и настолько многогранная, что позволяет нам говорить о ней, игнорируя прописную истину "не сотвори кумира": американский изобретатель, главный инженер, шеф-дизайнер, миллиардер и один из самых успешных предпринимателей современности. Единственный, кому удалось создать четыре совершенно разные компании стоимостью более 1 миллиарда долларов США каждая. Кстати, за это авторитетнейший журнал Fortune Magazine признал его бизнесменом 2013 года.
Одна из последних затей, как всегда, успешная, родилась в голове Маска после выхода очередной серии эпопеи "Железный человек". Нет, это не костюм "Железного человека", который, кстати, уже вовсю проектирует Командование специальных операций (SOCOM) Армии США. Элон Маск готовит куда более амбициозный чудо-продукт — голографический компьютер, который позволяет разрабатывать дизайн частей космической ракеты с помощью обычного движения рук в воздухе. Устройство сильно напоминает компьютерный стол Тони Старка из "Железного человека", в чем Маск не стесняется признаваться.
Джон Фавро, режиссер "Железного человека", спросил Маска в Twitter, будет ли компьютер аналогом того, который представлен в его фильме. Маск ответил: "Да, мы видели эту технологию в кино и теперь собираемся воплотить ее в жизнь".
Хотел того Маск или нет, но он таки сотворил из себя настоящего кумира, умеющего нравиться абсолютно всем. Кстати, не только благодаря дару эффективного менеджера, талантливого дизайнера и гениального предпринимателя. Он не похож на аскетичных и, чего уж там скрывать, внешне не слишком привлекательных гениев Кремниевой долины. Маск совсем не такой: настоящий гурман, ценитель прекрасного и модник, не стесняющийся украшать свою жизнь красивыми дорогими вещами.
PayPal
После создания крупнейшего оператора электронных денежных средств PayPal и дальнейшей его продажи Ebay за 1,5 миллиарда долларов он, будучи держателем крупнейшей доли (около 11,7%), в 31 год стал долларовым мультимиллионером. Это позволило бизнесмену выйти в колоссальный кэш, который дал возможность всю оставшуюся жизнь летать на собственном самолете с одного тропического острова на другой и регулярно фрахтовать свою яхту на Капри или в Сен-Тропе. Именно так новоиспеченный миллионер и поступил, но денег оказалось достаточно и для того, чтобы заняться куда более рисковым, нежели электронная коммерция, бизнесом —космическими кораблями.
SpaceX
В 2002 году Маск основал SpaceX, которая стала первой частной компанией, осуществляющей полноценные космические полеты. Споры о том, что детище Маска никогда не сможет конкурировать с государственными космическими агентствами США и России, закончились в 2008 году, когда SpaceX заключила сенсационный, первый в своем роде контракт с американской NASA на сумму 1,6 миллиарда долларов, по которому SpaceX осуществила 12 полетов на международную космическую станцию.
В 2012 году был произведен первый полет корабля Dragon, который заменил на МКС знаменитый космический челнок Space Shuttle. Это первый случай в истории освоения космоса, когда подобный полет был реализован коммерческой компанией.
Tesla
В феврале 2004 года Маск параллельно с космическим бизнесом занялся автомобилестроением, и каким! Не зря он предлагал Тони Старку создать электромобиль — именно этим он и занялся, присоединившись к небольшому стартапу в Кремниевой долине. Проект был основан за полгода до прихода Маска и носил имя знаменитого физика Николы Тесла — Tesla Motors.
Маск вложил около восьми миллионов долларов и возглавил совет директоров совсем еще молодого производителя электрокаров. Затея вызвала ироничные усмешки, ведь до этих пор никто так и не смог создать сколько-нибудь конкурентноспособный электромобиль, к тому же Маск не имел никакого отношения к автопрому.
Маск не похож на аскетичных и, чего уж там скрывать, внешне не слишком привлекательных гениев Кремниевой долины
В 2007 году Маск столкнулся, пожалуй, с самым трудным испытанием в его головокружительной деловой биографии. Серийный запуск двухместного электрокара Tesla Roadster провалился из-за незапланированно высокой розничной цены автомобиля: клиенты не захотели покупать никому не известный автомобиль без топливного бака за 140 тысяч долларов. Маск мгновенно проявляет себя как решительный кризисный менеджер без страха и жалости к коллегам и поставщикам комплектующих. Он закрывает большой офис в Детройте, увольняет все руководство компании и треть сотрудников, а также максимально сокращает издержки производства и инвестирует большую часть свободных денег в испытывающий большие проблемы Tesla Motors.
В итоге суровые меры и рискованные инвестиции приводят не только к появлению множества разгневанных безработных, но и к достижению гораздо более привлекательной цены на автомобиль — около 90 тысяч долларов. Машина начинает успешно продаваться, компания быстро набирает обороты и становится чем-то похожим на Apple в мире автомобилей.
Сейчас же можно уверенно говорить, что тогда Маск не прогадал. Tesla Motors совершила революционный прорыв, стала одной из самых успешных автомобильных компаний. Впервые за несколько десятилетий автомобильный производитель вышел на IPO, а за 2013 год стоимость акций компании выросла на небывалые 330%, что позволило увеличить стоимость компании до 22 миллиардов долларов, а лично маэстро Маску заметно прибавить в количестве миллиардов на своих банковских счетах.
19 февраля 2014 года Tesla Motors опубликовала финансовый отчет, в котором представила поистине исторические цифры: за 2013 год компания продала 22477 автомобилей на сумму более двух миллиардов долларов. Уже в этом году будет построен собственный завод по производству Li-ion батарей — основного компонента электрокаров — и начнется разработка электромобиля третьего поколения, который будет стоить не более 40 тысяч долларов.
Ко всему прочему, у Tesla есть звание самой успешной публичной компании 2013 года по версии газеты The Wall Street Journal и подозрительно далеко идущие планы. По словам Элона Маска, уже к 2016 году Tesla Motors покажет публике систему автопилотирования автомобиля.
SolarCity
Еще одна компания, где успешно председательствует Маск, — SolarCity — крупнейший в США производитель солнечных установок. SolarCity устанавливает частные солнечные электростанции на крышах жилых домов и компаний. SolarCity чаще всего даже не продает солнечные батареи, а отдает в долгосрочный лизинг. Компания поставила себе практически невыполнимую задачу в "1 миллион солнечных крыш" за пять лет. По оценкам экспертов, это задача космического масштаба, но Элона Маска космос, как мы знаем, не пугает.
Маск — единственный человек, кому удалось создать четыре совершенно разные компании стоимостью более 1 миллиарда долларов каждая
Hyperloop
12 августа 2013 года Элон Маск в очередной раз представил, на первый взгляд, фантастическую идею, которая тут же разошлась по лентам информагентств, полосам изданий и вылилась в тысячи ретвитов.
Амбициозный проект Элона Маска предполагает создание транспортной системы нового поколения. Изобретение представляет собой огромную трубу. Внутри расположены капсулы, перемещающиеся по воздуху со скоростью около 700 миль в час. Система частично схожа с пневматической трубой, по которой в больших офисах или, например, в торговых центрах передаются капсулы с документами или деньгами.
Впервые о пятом виде транспорта Элон Маск рассказал еще в июле 2012 года, но только в конце 2013 года был представлен подробный проект и его будущее название — Hyperloop. Копирайт также принадлежит Маску. Появление Hyperloop даст возможность доехать из Сан-Франциско до Лос-Анджелеса примерно за 30 минут, что в два раза быстрее, чем занимает перелет между этими двумя городами Калифорнии.
Занимаясь множеством проектов, каждый из которых мог бы стать делом всей жизни для любого успешного бизнесмена, Маск успевает заводить детей (всего их пять, и все от первого брака), жениться (дважды) и разводиться. В 2012 году он развелся с британской актрисой Талулой Райли и пополнил ряды самых завидных холостяков. Кроме этого, его собственный многомиллионный фонд Musk Foundation — вероятно, не меньшая гордость для Элона Маска. Фонд занимается вопросами научного образования, чистой энергии, продолжительности жизни и прочих аспектов, которые волнуют сегодня этого поистине уникального филантропа-миллиардера.
Другие истории
Подборка Buro 24/7