Максим Диденко на премьере своего спектакля «Норма»: «Я чувствую грусть и освобождение одновременно»
BURO. узнало у гостей двухдневной премьеры, 6 и 7 ноября, об их самом жутком, тяжелом, омерзительном случае в жизни. Вопрос по мотивам спектакля, поставленного по одноименному роману Владимира Сорокина
Во «Дворце на Яузе» состоялись премьерные показы совместного проекта Театра на Малой Бронной, художественным руководителем которого стал Константин Богомолов, и «Мастерской Брусникина». Генеральным продюсером постановки выступила Светлана Доля. Максим Диденко поставил спектакль по мотивам романа «Норма» — ключевого произведения Владмира Сорокина из его советского периода. Фактически это его дебют в новом качестве. Можно считать, что главную роль в постановке, у которой нет сюжета и героев в традиционном понимании, исполнил артист Евгений Стычкин. Через невыносимые пробки и противный дождь посмотреть, как он читает письма Мартину Алексеевичу, стоя на голове, приехал весь московский истеблишмент.
Во время антракта мы спросили режиссера-постановщика, как он себя ощущает в данный момент и что думает о провокациях, прошедших в первый день показа:
«Я прожил с этой идеей и с этим процессом очень долго: где-то около трех лет, а последние полгода — очень интенсивно. Сейчас, когда все сформировалось, стало спектаклем и отделилось от меня, я чувствую грусть и освобождение одновременно. В то же время мне очень нравится, как то, что происходит на сцене, тесно взаимодействует с реальностью.
Даже вчерашняя история (в первый день премьеры прошли пикеты возле театра. — Прим. BURO.), с одной стороны, меня взволновала и очень расстроила, а, с другой стороны, показала какую-то связь с тем, что такое Россия сегодня. Перформанс, который проходил в зале, потом в фойе, полностью отражает то, что описывает Сорокин в своем романе. Я в каком-то смысле в смешанных чувствах. Здорово, что это помогает не расслабляться, а вдохновляет продолжать работать и мыслить».
В названии «Норма» зашифрованы фекалии, которые приходится есть сорокинским героям — ударникам труда, инженерам, ученым и прочим советским гражданам. В романе норма, с одной стороны, становится метафорой конмформизма, подчинения власти и обществу, а с другой — передает ужас, когда человек вынужден принять не зависящие от него обстоятельства. Мы попросили гостей премьеры вспомнить, когда они попадали в действительно омерзительную ситуацию и им было плохо.
Режиссер-постановщик спектакля «Норма», театральный режиссер, хореограф
«Был такой момент в школе, в первом классе. В актовом зале проходил какой-то праздник, и я сидел на последнем ряду с одноклассниками. Нам было весело: мы шутили, придуривались, вели себя как-то смешно и всех смешили. В общем, вели себя развязно и свободно. Это был 1987 год, и я был октябренком. После этого мероприятия учительница вызвала нас в класс, посадила и очень добродушно попросила показать, как мы себя вели. Мы стали показывать, шутить, была театральная, свободная атмосфера. После этого она нас так страшно за это наказала, унизила, сказала, что это вести себя так — плохо. Меня это зажало на долгие годы. Разжаться после этого было очень нелегко. Даже не знаю, сколько лет ушло на это. Мне кажется, советскость — это именно такое отношение. То, что не позволяет открыто выражать свои чувства и быть свободным человеком. Это начинается с детства. Именно поэтому главный герой моего спектакля — пионер».
Светский обозреватель газеты «Коммерсантъ»
«Ровно девять лет назад я была недалеко от „Дворца на Яузе“, где мы находимся, а именно — в больнице № 36. Тогда в отделении нейрореанимации лежал мой первый муж — Олег Кашин (политический журналист, обозреватель и писатель. — Прим. BURO.). Он был избит и почти убит, но, к счастью, не погиб. Вот эти пробки, через которые мы все пробирались на премьеру, девять лет назад были точно такими же. Когда я ехала на спектакль, а ехала я долго, это был ровно тот же маршрут, ровно то же время года, ровно тот же запах воздуха и ровно те же пробки. Я не могла не вспомнить, что происходило со мной тогда, и, безусловно, это был самый жуткий момент в моей жизни».
Арт-критик, арт-диллер, куратор
«Последний раз мне было очень плохо, когда меня друзья пригласили на спектакль более традиционного формата. Вот сейчас я сижу, смотрю, мне может нравиться или не нравиться, но я совершенно комфортно себя чувствую и продолжаю смотреть, потому что это нормальный современный театральный язык, современная драматургия. А вот когда меня пригласили на тот спектакль с истерическими подвываниями в голосе у актеров а-ля под современную постановку — мне стало настолько омерзительно, что я сбежал через десять минут после начала. Из деликатных соображений не назову название спектакля, но это последний раз, когда мне было по-настоящему отвратительно. Плохое искусство, плохое кино, плохой театр — страшная мука».
Куратор, экс-директор Музея Москвы
«Я очень люблю Максима Диденко — у меня был с ним опыт сотрудничества, когда мы в Музее Москвы делали спектакль „Десять дней, которые потрясли мир“ в честь столетия Юрия Любимова и в честь столетия революции в 2017 году. А самые мерзостные и противные случаи в моей жизни связаны с манипуляцией и с враньем: когда человек, которому ты доверяешь, врет тебе. Когда выясняется, что мне врали, я перестаю общаться с человеком. Ощущения мерзости у меня связаны именно с этими чувствами, когда ты веришь и тебя обманывают. Это большой удар».
Режиссер, художник-постановщик, обладатель премии «Золотая маска»
«Я выделюсь и скажу, что у меня в жизни не было омерзительных ситуаций. Все было прекрасно. Я вообще расту, как герань в огороде, в котором нет козла».
Главный редактор журнала Hello! , соосновательница Funny Studio:
«Мне было омерзительно, когда я пришла неподготовленная на одно очень важное собеседование, уверенная в том, что я справлюсь на авось. В итоге я чудовищно его провалила».
Основательница сети «Город-сад» и Konkovo Market:
«Наш школьный директор преподавала у меня русский язык. Несмотря на то что я была круглой отличницей, она все время ко мне имела претензии. Помню, пришла в школу с распущенными волосами, а они у меня были длинные, и начала делать хвост. Директриса меня выставила перед всем классам, отчехвостила и в придачу сказала, что у меня неприличная прическа. Она была очень неприятная. Даже помню, она сказала: „Распустила Дуня косы, а за нею — все матросы“. Я тогда подумала, что это так пошло и ужасно. Ну почему матросы, какие матросы? Советский Союз — это было страшное время».
Премьеры за два дня посетили журналист и автор ютьюб-шоу «Острожно, Собчак!» Ксения Собчак, акционер BURO. Полина Юмашева, основательница Shaltai Editions Валерия Роднянская, генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки, основательница и генеральный директор медиахолдинга «Дождь» Наталья Синдеева, основательница ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина, режиссер Павел Лунгин, предприниматель Александр Мамут, предприниматель Борис Белоцерковский, основательница концепт-стора «КМ20» Ольга Карпуть, предприниматель и сооснователь благотворительного фонда «Друзья» Гор Нахапетян, ресторатор Станислав Лисиченко, член совета директоров Bosco di Ciliegi Екатерина Моисеева, первый заместитель председателя совета директоров «Альфа-банка» Олег Сысуев, композитор Владимир Матецкий, ресторатор Матильда Шнурова, комиссар V и VI Московской международной биеннале молодого искусства Екатерина Кибовская, предприниматель Леонард Блаватник, российский сенатор и политический деятель Людмила Нарусова, основательница бренда Tegin Светлана Тегин, бывший генеральный директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский, предприниматель и сооснователь благотворительного фонда «Друзья» Ян Яновский, психолог Лена Фейгин, основательница бренда Alena Akhmadullina Алена Ахмадуллина, светская дама Инга Берман, светский обозреватель BURO. Анна Ивченко, соосновательница агентства JuneJuly, продюсер «Кинотавра» Полина Зуева, актриса Аглая Тарасова, совладелец агентства Visionar Роман Ковалишин, актриса Александра Ревенко, диджей Виталий Козак и другие.
Ближайшие показы Нормы пройдут 22 и 23 ноября, 19 и 20 декабря.
«Норма» стала возможна при поддержке фонда Романа Абрамовича RA Foundation, фонда Леонарда Блаватника ACCESS и Aksenov Family Foundation. Партнером события стал бренд Simple Wine.
Фото: пресс-служба
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7