Фестиваль и равенство полов
Сегодня Кейт Бланшетт была назначена на должность председателя жюри Каннского кинофестиваля в 2018-м году. За более чем 70-летнюю историю киносмотра женщины возглавляли жюри всего 11 раз — австралийка станет 12-й. Buro24/7 объясняет, почему назначение Бланшетт — важный стратегический ход со стороны Канн.
В прошлом году Каннский фестиваль праздновал 70-летие. Несмотря на солидную круглую дату и праздничное настроение, киносмотр стартовал со скандала. Незадолго до открытия организаторы опубликовали официальный постер фестиваля, для которого был использован архивный снимок итальянской актрисы Клаудии Кардинале. Путем нехитрых измерений выяснилось, что оригинальную фотографию отретушировали: талия и лодыжки итальянки оказались куда уже, чем на исходнике. На фоне все возрастающего влияния бодипозитивного движения подобный «художественный ход» выглядел, мягко говоря, неуместным, и фестиваль поспешили обвинить в сексизме.
Скандал вокруг отретушированной Кардинале — далеко не первый случай столкновения Канн с защитниками прав женщин. Иногда возмущение общественности вызывают прозаичные издержки организации — в 2015-м, например, секьюрити отказались пускать на фестиваль посетительниц в обуви без каблуков. Среди непрошедших «фейсконтроль» оказалась даже супруга режиссера Азифа Кападиа, снявшего резонансный документальный фильм «Эми». На защиту обладательниц обуви на плоской подошве встали многие звезды (в том числе Эмили Блант), а организаторы поспешили объяснить оплошность обычным недопониманием — никаких официальных инструкций по части обуви на каблуках в Каннах нет.
Куда большую проблему для Канн составляют конфликты, связанные с неравенством полов в самой киноиндустрии. Так, в 2012-м все номинанты фестиваля оказались мужчинами — французские активистки и ряд женщин-режиссеров обвинили Канны в дискриминации со страниц Le Monde, одной из самых влиятельных французских газет. Директор фестиваля Тьерри Фремо в том году отметил, что хотя пол режиссера не является критерием для отбора фильмов-участников, неравенство полов в мире кино все же существует: «Это правда, что женщины занимают не слишком значительное место в кинематографе. Канны — лишь часть длинной цепи, а не источник проблем».
Стоит отдать Каннам должное — в последние годы фестиваль пытается поддерживать движение кинематографа в сторону равенства полов. Так, в 2015-м вместе с модным гигантом Kering Канны запустили специальную премию Women in Motion, задача которой — привлечь внимание к вкладу женщин в современный кинематограф. Среди лауреатов — Сьюзен Сарандон, Джина Дэвис и Изабель Юппер.
Участие женщин в жюри также важная часть политики Канн. В 2017-м председателем жюри программы «Особый взгляд» стала Ума Турман, а одним из членов жюри основной программы — Джессика Честейн. Что, впрочем, не помешало последней выступить с критикой: «Я впервые посмотрела 20 фильмов за 10 дней. Мне понравились картины, но я также узнала, как мир воспринимает женщин в кино. И это не может не беспокоить. Конечно, были исключения, но в основном меня неприятно удивила то, какими изображаются персонажи женского пола», — отметила Честейн о время пресс-конференции по случаю закрытия фестиваля.
Несмотря на попытки сгладить углы, цифры по-прежнем играют против Канн: за 70-летнюю историю кинофестиваля жюри возглавили всего 11 женщин. Первой в 1965-м стала Оливия де Хэвилленд, последней — Джейн Кэмпион в 2014-м.
В этом году 12-й женщиной-председателем станет Кейт Бланшетт. Послужной список у нее идеальный: более чем 30-летний опыт работы в кино, два «Оскара», три «Золотых глобуса». Также Бланшетт все реже ассоциируется с Голливудом: самой громкой ее работой за последнее время стал фильм Джулиана Розефельдта «Манифесто», основанный на главных арт-манифестах ХХ века. В нем актриса исполнила сразу 13 ролей: от бездомного старика до телеведущей. Кроме того, Бланшетт известна своей социальной позицией. В мае 2017-го актриса стала послом доброй воли ООН по делам беженцев. В октябре Бланшетт присоединилась к критикам Харви Вайнштейна, обвиненного в сексуальных домогательствах. А в начале 2018-го стала одной из участниц нового движения Time’s Up, направленного на борьбу с домогательствами и неравенством полов на рабочем месте.
Отдав кресло председателя жюри Кейт Бланшетт, Канны определенно движутся в правильном направлении. Остается надеяться, что это назначение станет не очередным исключением из правил в расчете на одобрение общественности, а новой нормой как в истории самого фестиваля, так и в киноиндустрии.